<<
>>

4.2. Художественное проектирование экспозиции

Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успешно решать эту задачу необычайно труд­но, не случайно возникло такое понятие, как «искус­ство экспозиции», представление об экспозиции как творческом произведении особого жанра искусства.

По мнению специалистов, искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобрази­тельным, так и к выразительным искусствам. Ведь в его арсенал входят не только многообразные худо­жественные и технические средства, характерные для пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, но и элементы драматургии. Органичес­ки объединяя в единое целое различные виды ис­кусств и технические средства, художественное про­ектирование музейных экспозиций вызвало к жизни такие новые понятия, как экспозиционный и выста­вочный дизайн.

Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого — му­зейные предметы, научно-вспомогательные материа­лы, архитектурно-художественные и технические средства — подчинены единому замыслу, взаимосвя­заны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.

Имея, подобно другим видам искусства, образную природу, художественное проектирование обладает при этом своей спецификой. Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается твор­ческой фантазией художника, которая, однако, бази­руется на глубоком и всестороннем знании экспони­руемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влия­ющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное коли­чество информации.

В их числе такие немаловажные данные, как опти­мальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовре­менно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усво­ить человек за полтора — два часа пребывания в экс­позиционных залах.

Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протя­жении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «му­зейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной художником эстетической среде в результате сопоставления различных экспона­тов, взаимно дополняющих друг друга, возникает но­вая информация, новые знания о процессах и явлени­ях. В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в меха­низме его формирования участвуют также знание и размышление.

Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ан­самбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм художника, умеюще­го грамотно и творчески использовать различные ар­хитектурно-художественные средства.

На современном этапе развития искусства музей­ной экспозиции активная роль стала отводиться бута­фории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмо­сферы какого-либо явления или события. В музеях можно увидеть фрагменты палубы корабля, уличные фонари, имитации части улиц с булыжной мостовой, фрагменты шахт, верстовые столбы и т. д.

Труд бутафора перестал быть ремеслом, и бутафор­ский предмет порой воспринимается как самоценное

В комплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспози­ций, важная роль отводится специальным приспособ­лениям для демонстрации экспонатов, то есть экспози­ционному оборудованию. В экспозиционном ансамбле оно одновременно выполняет как утилитарную, так и архитектурно-художественную функции. Утили­тарная функция заключается в обеспечении сохран­ности экспонатов, защите их от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений.

Архи­тектурно-художественная функция состоит в органи­зации объемно-пространственной среды экспозиции и создании оптимальных условий для наиболее рацио­нального размещения предметов.

В современной музейной практике применяется специальное (уникальное) и универсальное оборудо­вание. В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей архитектурно-художественного решения экспозиции употребляются различные тип экспозиционного оборудования. Для плоскостного экспонирования используются вер­тикальные щиты, или стенды. Иногда во избежание пере­грузки экспозиции или в целях эконом­ного использования имеющихся площа­дей часть экспози­ционных материа­лов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скры­тый план» помеща­ется в турнике­ты — подобия кни­ги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскост­ные материалы — документы, плакаты, фотографии. Для пространственного экспонирования используются:

¾ витрины разных конструкций и форм — горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора;

¾ подиумы — возвышения для открытого экспонирования объемных предметов;

¾ универсальные модульные системы — каркасные, бескаркасные, комбинированные, рам­ные, пространственно-стержневые.

При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность относительно экспонатов и экспозиционных залов, способность органично впи­саться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Но при этом непреложным является следующее правило: воз­действие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Это не значит, что оборудование должно быть абсолютным нейтраль­ным или невидимым. Напротив, оно должно непре­менно включаться в образное решение экспозиции, но характер этого включения должен быть тщательно продуманным.

Активными и специфическими компонентами ар­хитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет.

С их помощью можно объединить экспозици­онные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее-важных экспонатах и композици­ях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способст­вует точной передаче цвета экспонатов. Определенные цветовые и световые решения могут добавлять недо­стающую контекстную информацию.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть располо­жение экспозиционных материалов и экспозиционно­го оборудования в пространстве экспозиционных по­мещений. Правильное соотношение элементов экспо­зиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант — все это имеет первостепен­ную важность для создания художественного экспози­ционного образа. Пространственным членением экс­позиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое.

Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник ис­пользует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результа­те компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально созда­ваемых произведениях искусства, в третьих — на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наиболь­шей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе му­зейных предметов и научного содержания при под­держке художественно-изобразительными и техниче­скими средствами.

<< | >>
Источник: СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ. Лекция. 2016

Еще по теме 4.2. Художественное проектирование экспозиции:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -