<<
>>

4.1. Научное проектирование экспозиции

Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изучаются и анали­зируются музейные коллекции, составляются картоте­ки предполагаемых экспонатов.

Следующий этап состоит в разработке научной концепции, которая раскрывает экспозиционный за­мысел и дает первое, самое общее представление о бу­дущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематичес­кая структура, дается характеристика экспозицион­ных материалов и предлагаются методы их подачи; при участии художника опреде­ляются общие и специфические требования к художе­ственному проекту будущей экспозиции. Оформляет­ся научная концепция в виде единого документа, в со­став которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспо­натов — диорам, образцов техники, макетов и т. д.

Второй этап проектирования экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структу­ры — документа, в котором фиксируется деление бу­дущей экспозиции на взаимосвязанные части — раз­делы, темы, экспозиционные комплексы. В ней пере­числяются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяют­ся конкретные мемориальные комплексы, научные ре­конструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей — различные аудиовизуаль­ные устройства, действующие модели, макеты, демон­страционные установки. В музейной практике расши­ренной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции — документ, который составляется одновременно с подбором экспозицион­ного материала и определяет содержание и тематичес­кую структуру проектируемой экспозиции.

На третьем этапе научного проектирования разра­батывается тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указани­ем основных атрибутивных данных; сведения о харак­тере экспозиционных материалов (подлинник, вос­произведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для созда­ния научных реконструкций, разработки научно-вспо­могательных материалов, подробно указываются по­желания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспече­нию сохранности экспонатов.

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Раскладки — это итог совместной творческой ра­боты научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современ­ные компьютерные технологии позволяют строить мо­дель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

Разработка тематико-экспозиционного плана в боль­шинстве случаев является завершающим этапом научно­го проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описа­нием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из ки­нематографической практики — сценарий. В основе сценария лежит стрем­ление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции. В сценарии объединяются доку­менты научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия лите­ратурной форме. Особое внимание уделяется средст­вам усиления эмоционального воздействия на посети­телей. Всегда ли нужен сценарий? Среди специалис­тов нет однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Большинство из них считает сценарий воз­можной формой изложения или детализации экспо­зиционного замысла, которую целесообразно приме­нять при проектировании экспозиций многоплано­вых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие.

Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий профессиона­лизм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных ма­териалов. В противном случае, как показывает накоп­ленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражне­ний, имеющих весьма отдаленное отношение к кон­кретному музею.

<< | >>
Источник: СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ. Лекция. 2016

Еще по теме 4.1. Научное проектирование экспозиции:

  1. 3. Проектирование.
  2. 1.3. Анализ научно-прикладных разработок в области снабжения нефтепродуктами автотранспорта
  3. Молоткова Н.В., Соседов Г.А.. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2004. 128 с., 2004
  4. Стратегия научно-технического развития
  5. 2.5. Модель среды учебного проектирования
  6. 1.1.3. Оценка научной деятельности
  7. 1.2. Общая характеристика научных проектов
  8. Объект проектирования
  9. •Этическое проектирование
  10. 3. Итоговый тест «Социальное прогнозирование и проектирование»
  11. Раздел 5ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ по дисциплине «Социальное прогнозирование и проектирование»
  12. 6.3. Информационно-педагогическое обеспечение обучающей и научно- методической деятельности преподавателя
  13. § 2. Музеи и Музейный фонд как культурная ценность
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -