<<
>>

ВВЕДЕНИЕ

Музыка в Китае имела важное общественное и воспитательное значение еще с шестого века но нашей эры. Великий китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что музыка не только необходимый, но даже обязательный элемент человеческого развития, и требовал начинать образование с поэзии, упрочивать его церемониями и завершать музыкой.

Согласно конфуцианству, му­зыка представляет собой микрокоомос, воплощающий великий кос­мос; прекрасная музыка способствует организации целесообраз­ного государственного устройства, всегда обладает строго опре­деленной и логичной структурой и многие её элементы носят сим­волический характер. По верованиям древних китайцев воздейст­вие музыки не только на человека, но и на природу таково, что нарушения музыкальной оиотемы могут привести даже к различным бедствиям.

Наряду' 0 конфуцианством, одним из ведущих направлений в китайской философии издавна является даосизм, основанный Лао- цзы (6 век до н.э.). Термин дао ("дорога", "путь") Лао-цзы трактует широко, обобщенно, как путь проходимый природой и людь­ми в своем становлении и развитии .

Как и в конфуцианстве, так и у даосистских мыслителей мы встречаем рассуждения о космологическом значении музыки, о её влиянии на природу и об отражении природы в музыке. В эстети­ческих и этических воззрениях Лао-цзы критерием прекрасного выступают простота и скромность, свойственные всему естест­венному. Эти же положения лежат в основе распространенного в Китае понятия "Чин Дань Гао Кань", включающем помимо простоты и скромности , благородство и широту.

Из других китайских космологических теорий музыки наиболь­ший интерес представляет теория, изложенная в книге "Люйши Чуньцю" (или "Летопиоь - Весна и Осень" в изложении Люй Бувэя), где говорится , что музыка - это гармония мира, что она рождает­ся и развиваетоя вместе с природой.

Конфуцианство и даосизм создали тот культурный климат, в котором развивалась и продолжает развиваться китайская музыкаль­ная, в том числе и фортепианная культура.

Китайский пианизм в своем становлении и формировании бази­руется как на постижении европейского, мирового фортепианного искусства, так и на национальных музыкальных традициях, которые помимо чисто профессиональных музыкальных критериев, пронизаны философией конфуцианства и даосизма.

Цель данной работы - исследовать китайское фортепианное ис­кусство от зарождения до наших дней. Когда появились и распро­странились в Китае клавишные инструменты? Кто и когда создал в Китае первые произведения для фортепиано? Каковы специфичес­кие особенности и характерные черты фортепианного исполнитель­ства китайских пианистов? Как зарождалась китайская фортепиан­ная педагогика? Какие европейские фортепианные школы способ­ствовали развитию китайокого пианизма? Вот некоторые из вопро­сов, на которые мы попытаемся ответить в данном исследовании.

В нем анализируются этапы формирования фортепианного ис­кусства в Китае от зарождения до наших дней на фоне обществен­но-исторической картины; рассматривается исполнительская и педагогическая деятельность китайских и иностранных специалис­тов, работавших в Китае; анализируется ряд фортепианных про­изведений китайских композиторов в русле их взаимодействия о музыкой традиционной и современной. При акценте на исследо­

вание исполнительства и педагогики автор связывает эти области

с эволкцией фортепианного творчестза, опираясь в ряце случаев и на свои исполнительский опит.

Тема в целостном эспекте почти не изучалась. Даже в 60-е - начале 90-х гопов, когда в Китае появилась довольно обширная методическая литература, история китайского фортепианного ис­кусства затрагивалась лить частично, по отдельным эпизодам.

Недостаточная исследованность темы обусловила особую зажность розыска и накопления разного рода источников, форте­пианное искусство в Государственных архивах Китая, к сожалению, представлено крайне скудно.

В библиотеках Шанхая и Пекина были собраны разрозненные материалы из журналов и газет. Чтобы вос­полнить пробелы, автор вол переписку; встречался, беседовал более чем с 50-ю музыкальными деятелями, ореди которых профес­сора консерваторий, известные артиоты и композиторы Китая:

Дин Шандэ, У Дэи, Чжан Цзюньвсй, Чжэн Щуоин, Лин Эряо,

Ю Дачунь, Чжоу Гуанжэн, Ли Цйфан, йн Цзянь, Ни Хунцзин,

Хун Шикуй, Сан Тон, Чэн Минчжи, Ван Цзианчжон, Ши Фу, Взй Ткнгз, Чжоу Хэцюн. Для исследования были представлены письма, фотографик, книги, ноты Цзянь Цусином (Сиань}, Лю Чаньпяо (Сиань), Чэн Ваном (Ухан), Лин Чжэнган (Шэньян), Цзин Ши (Шэньян), Хуан Тингук (Тяньцзинь), Лу Хуабо (Гуаньси), Чжоу Синсун (Пекин), Чжао Шаомэн (Шанхай), Ин Чэнцзуном (Нью-Йорк), Ли Ыкнчиан (Гонконг), Чжоу Вей (Бангкок).

Не претендуя на всеохватнооть и законченную разработанность означенной темы, можно полагать, что материалы данного иссле­дования могут иметь известную практическую ценность, исполь- зовэтьоя при создании дальнейших научных трудов по иоторик музыкальной культуры, истории фортепианного искусства, в

лекционных курсах в различных музыкально-педагогических уч­реждениях: консерваториях, институтах иокуоотв и культура, музыкальных училищах.

Тема является оообенно актуальной в настоящее время, когда китайская фортепианная культура переживает расцвет, появилась новая плеяда одаренных пианиотов, получивших известность не только на родине, но и за рубежом. Неоомненно, что картина мировой фортепианной культуры будет не полной без учета дос­тижений китайского фортепианного иополнительотва.

Из неразрывной связи китайской фортепианной культуры о со­циально- политическими условиями в отране на различных этапах её исторического развития возникает периодизация, принятая в данном исследовании и его структура:

- Введение.

- Истоки и зарождение.

- Создание первых государственных музыкальных учреждений по европейской сиотеме.

- Военные годы.

- В Китайокой Народной Реопублике.

-Период "культурной революции".

- Новые пути.

- Заключение.

<< | >>
Источник: ВЯНЬ МЭН. ОЧЕРКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург - 1994. 1994

Скачать оригинал источника

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ: