ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

28. Мелодические тоны

Наряду с языками, которые характеризуются точеч­ными тонами, существуют языки, имеющие мелодические тоны,— в таких языках тоны определяются не по соот­ношению с данной точкой мелодической кривой, а в связи с направлением (или несколькими последовательными на­правлениями) этой кривой.

В простейших случаях следует различать восходящие и нисходящие тоны; наряду с ними возможен ровный тон, без ощутимого повышения или по­нижения. Одному или нескольким простым тонам одного направления может быть противопоставлен сложный тон, для которого характерно изменение направления. Так, шведское слово komma «запятая» наделено тоном одного направления — восходящим или нисходящим — в за­висимости от диалекта и тем самым противопоставляется слову komma «приходить», наделенному нисходяще-вос- ходящим тоном. Мелодические тоны часто распределяются по соответствующим сегментам слогов так, что каждому слогу соответствует какой-либо тон. Но, как явствует из приведенных примеров шведского языка, в некоторых языках мелодический тон служит характеристикой сег­мента, имеющего большую протяженность, чем слог: дей­ствительно, реализация различий, которые, как мы видели, существуют между двумя тонами в этом языке, предпо­лагает наличие в слове не менее двух слогов: односложное шведское слово не могло бы сопровождаться сложным движением мелодии.

Мелодические тоны языка могут обладать одним и тем же регистром. Из этого не следует, что восходящий тон в начале своего движения имеет ту же высоту, что и нисхо­дящий тон в конце; из этого следует лишь, что эти два тона никогда нельзя отличать друг от друга, учитывая только высоту, которая в данный момент соответствует каждому из них. Во всяком случае, встречаются языки, в которых комбинируются мелодические тоны и регистры, так что, например, высокий восходящий тон отличается от низкого восходящего тона, причем мелодия первого в любой своей точке характеризуется большей высотой, чем мелодия второго.

Резкое напряжение голосовых связок, соответствующее быстрому повышению голоса, может привести к внезап­ному смыканию голосовой щели; с этим связано существо­вание тонов, которые характеризуются не столько особым видом движения мелодики, сколько кратким перерывом или даже просто своеобразным приглушейием голоса. Именно такого рода приглушением датское anden «утка» отличается от anden «другой». В некоторых вьетнамских говорах шесть тонов, распределенных между двумя реги­страми, могут быть охарактеризованы следующим обра­зом: 1) высокий восходящий, 2) низкий восходящий, 3) вы­сокий точечный, 4) низкий точечный, 5) высокий «приглу­шенный» и 6) низкий «приглушенный». Как видно из этой характеристики, точечные тоны могут сосуществовать с мелодическими. К языкам с «точечными тонами» отно­сятся лишь те, в которых все тоновые явления могут быть интерпретированы в терминах точечных тонов.

3-

<< | >>
Источник: В. А. ЗВЕГИНЦЕВ. НОВОЕ В ЛИНГВИСТИКЕ. Выпуск III. ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва - 1963. 1963

Еще по теме 28. Мелодические тоны:

  1. Звуковые средства создания рекламного образа
  2. 6.7. Функция звука в рекламе (фоновая, символизирующая)
  3. 6.8. Музыкальный слоган
  4. Наблюдения над флективными языками в их развитии
  5. Логические и интонационномелодические закономерности речи
  6. Т
  7. §7. Типы интонационных конструкций (ИК).
  8. §9. Анализ современных данных, связанных с характеристикой "просодики", "просодии ", "интонации ".
  9. § 88. Общие замечания.
  10. § 90. Различение предложений по цели высказывания.;
  11. § 91. Мелодика синтагмы.
  12. § 100. Мелодика побудительных предложений.
  13. § 101. Мелодика восклицательных предложений.
  14. § 103. Лексическая и мелодическая характеристика выражения эмоций.
  15. У