РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Только что коротко описанная мною модель объяснения действий, построенная на основе исследования принятия решений, часто рассматривается как модель рациональности или как модель рационального принятия решений.
Человек всегда выбирает то, что является для него наилучшим, или, точнее, то, что, как он полагает, является для него наилучшим.Я предлагаю именно эту модель в качестве основы для объяснения действий и, следовательно, для их понимания, поскольку я не знаю никакой более приемлемой теории. Я думаю, что теория действия, основанная на рациональности, необходима для того, чтобы положить начало изучению объяснения и понимания действий. Я еще вернусь к этому в своем заключении. Однако, хотя в указанном смысле такая теория является предпосылкой анализа понимания, она есть не что иное, как рабочая гипотеза, которую я буду готов заменить другой гипотезой, если она окажется лучше.
В любом случае модель должна быть улучшена и расширена с учетом ряда факторов; некоторые из них мы сейчас рассмотрим[74].
(І) Согласованность с каждым конкретным моментом времени
Хотя теоретическую модель объяснения действий, построенную на основе исследования принятия решения, часто называют теорией человеческого поведения, основанного на рациональном выборе, можно попробовать подвести под эту модель поведение практически любого субъекта, даже если его действия не вполне рациональны. Стремясь выявить, что предпочитает тот или иной человек, мы можем, например, обнаружить, что для него а предпочтительнее, чем b, b предпочтительнее, чем с, но с предпочтительнее, чем а. Это кажется иррациональным и трудным для полимания, поскольку мы исходим из высказанного мной предположения, что основой понимания является рациональность. В связи с этим условие рациональности должно быть сформулировано следующим образом: рациональный индивид, находясь в ситуации выбора, из нескольких альтернатив, которые он учитывает в момент времени t, делает свой выбор в соответствии с той системой предпочтений, которую он имеет в этот момент. Если человек действует в соответствии с этим условием, а также в соответствии с другими условиями, о которых мы уже говорили и еще будем говорить, то его поведение будет нам понятно; в обратном случае в поисках достижения понимания мы будем продолжать попытки объяснить его поведение, уже, возможно, рассматривая его поведение не как действие, а просто как нечто, в основе чего лежат психологические и неврологические причины и для чего требуется естественнонаучное объяснение.