ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Использование общечеловеческих ценностей в качестве основы деятельности библиотек имеет богатую историю. Они лежали в основе взглядов ряда специалистов дореволюционной России на назначение библиотек.
Так, Л. Б. Хавкина в работе “Книга и библиотека" писала, что библиотека “закладывает фундамент общечеловеческой культуры”. В советский период в деятельности библиотек господствовал принцип коммунистической партийности, но многие специалисты рассматривали общечеловеческие ценности как часть этого принципа. В постсоветский период за возвращение библиотек к общечеловеческим ценностям выступили М. Я. Дворкина, Л. А. Демешко, И. В. Лукашов,В. И. Харламов и др. Признание общечеловеческих ценностей в качестве основы деятельности библиотек зафиксировано в ряде международных документов, законодательных актов отдельных стран, в том числе в Законе Республики Беларусь “О библиотечном деле в Республике Беларусь”.
Общечеловеческие ценности, составляющие наиболее высокий ценностный уровень, философы все чаще стали выделять во второй половине XX в. Большинство исследователей связывают их с явлениями планетарного характера. Человечество давно стремилось выработать общие для всех ценности в духовной сфере. Каждая религия, идеология, политическая партия, философские и художественные школы предлагали свои систему ценностей, которые претендовали на признание наиболее правильными и соответственно должны были распространяться на все человечество. Желание навязать другим свою правоту и “осчастливить” присоединением к единственно верной и правильной идее явилось основной причиной немыслимых по своей жестокости и масштабам акций по истреблению людей во имя якобы “светлой идеи” — костров средневековой инквизиции и современных террористических актов религиозных фанатиков, фашистских крематориев и коммунистических концлагерей, локальных и мировых войн, преследований ученых, писателей этов, художников, музыкантов.
Причина таких действий кроется в том, что влияние духовных ценностей амбивалентно: они и объединяют, и разъединяют людей, ибо, укрепляя единство какой-то части человечества, тем самым разрушают его целостность, что влечет за собой провоцирование и оправдание военных конфликтов, физического и духовного насилия над носителями “неправильных идей”. Эта особенность духовных ценностей является основным аргументом в пользу невозможности создания системы общечеловеческих ценностей в целом.
Основную группу духовных ценностей образуют ценности политические, объединяющие множество людей независимо от того, знакомы ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом, и при этом противопоставляющие одно людское множество другим, имеющим иные идеалы и программы. К политическим ценностям относят патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословную гордость, классовую солидарность, партийную дисциплину и др. История развития человечества — это история противостояния политических ценностей. Вместе с тем под угрозой самоуничтожения человечества вследствие внутренних конфликтов стало вызревать осознание необходимости выработки системы общечеловеческих политических ценностей и признания их приоритета над ценностями ограниченного, локального характера.
Сущность подхода заключается не в стремлении добиться превосходства какой-нибудь системы ценностей над всеми остальными, а в формировании общепринятых правил взаимоотношений между различными политическими силами, признании приоритета мирных средств над силовым давлением при решении политических конфликтов разного уровня. Это означает, что цели отдельных партий должны достигаться не путем вооруженных восстаний, революций и переворотов, а парламентскими средствами. В данной сфере в качестве общечеловеческих ценностей выступают не принципы отдельных идеологических течений, а правила взаимодействия между ними, которые признаются всем человечеством и обеспечивают защиту интересов всех людей независимо от их партийной принадлежности.
Библиотеки не должны выступать рупором одной, пусть даже правящей партии. Их миссия состоит в том, чтобы, реализуя общепринятые демократические права и свободы граждан, обеспечивать им равный доступ к идеям всех направлений, предоставлять возможность самостоятельно познакомиться с различными идеологическими течениями, политическими платформами, взглядами представителей разных партий и объединений. Библиотека должна быть центром получения независимой политической и правовой информации, местом встреч с политическими деятелями, дискуссионным клубом, где каждый может высказать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам. Но она не имеет права превращаться в идеологическое орудие одной партии, инструмент политического давления на пользователей, средство формирования какой бы то ни было идеологии. •
Религиозные ценности, так же как политические, могут быть групповыми. Но если политическое и правовое сознание в большинстве случаев честно признают свою релевантность для какой-то части человечества, то всякая форма религиозного сознания претендует на то, что ее представление о ценностях единственно истинно и потому должно быть признано общечеловеческим. Между тем конкретное понимание Бога, его заветов, установления, священнодействия, молитвы у представителей каждой конфессии свои, особые, и это не является основанием для того, чтобы считать другие концепции ложными и потому подлежащими искоренению. На уровне чисто идеологическом не прекращающаяся на протяжении всей истории ожесточенная борьба за единственно правильную трактовку христианского вероучения, не говоря уже о непримиримых противоречиях во взглядах христиан и иудеев, иудеев и мусульман, мусульман и индуистов, свидетельствует о безусловной необоснованности притязаний какой-либо религии на роль духовной представительницы всего человечества.
Поэтому деятельность библиотек в данном случае должна заключаться не в пропаганде идей той либо иной религии (независимо от ее статуса и масштабов распространения) или атеистической пропаганде, а в предоставлении пользователям доступа к разным материалам религиозной и атеистической тематики, в первую очередь к первоисточникам.
Это позволит всем желающим познакомиться с разными религиозными течениями и самостоятельно сформировать свою позицию по определенному вопросу. Реализуя принцип общечеловеческих ценностей, библиотека должна содействовать формированию у пользователей терпимости к представителям другой веры, создавать условия для обсуждения религиозных проблем, формировать мысль о неприемлемости решения религиозных проблем силовыми методами.Достижение единства человечества многие специалисты видят в первую очередь не на политической или религиозной, а на нравственной и этической основе. Поэтому такие ценности, как добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, альтруизм, добродетель, отзывчивость, готовность помочь другому, даже пожертвовать собой ради него, должны являться ориентирами деятельности библиотеки не только в области формирования информационных ресурсов, но и в организации обслуживания разных категорий пользователей, во взаимодействии их со своими учредителями, партнерами и конкурентами.
Сформирована система общечеловеческих художественных ценностей. Их носителями являются произведения искусства, т.е. творения человеческого гения. ЮНЕСКО предприняло попытку вычленения наиболее значимых на мировом уровне памятников в области культуры. В сформированные ЮНЕСКО перечни включены результаты творчества выдающихся мастеров, художественная ценность которых признается всем человечеством. Ответственность за их сохранение для потомков взяло на себя все международное сообщество, и их порча либо уничтожение рассматриваются как преступления против всего человечества.
Хранение и распространение художественных ценностей — давняя и традиционная сфера библиотечной деятельности. Особое место в деятельности библиотек занимает работа с произведениями художественной литературы. В творениях писателей и поэтов находят комплексное отражение в художественной форме как художественные, так и этические, эстетические, политические, религиозные и другие ценности, твор- чески отражаются события прошлого и моделируются варианты развития будущего.
Библиотека в данном случае выступает не только в роли транслятора ценностей, она является единственным институтом, обеспечивающим их хранение и передачу от поколения к поколению.Если система духовных ценностей человечества в гуманитарной области только начинает складываться, то куда более признанными являются ценности, сформированные человечеством в области естествознания. Цивилизация от поколения к поколению обогащается все новыми знаниями в области математики, физики, химии, географии, биологии и других наук. По мнению А. Г. Здравомыслова, “знание, преодоление заблуждения являются высшей ценностью, движущей силой и результатом научной деятельности”. Наука не просто производительная сила, она играет опережающую роль, создает условия для формирования и развития новых потребностей, в первую очередь информационных. Значимость научных ценностей особенно возрастает в информационном обществе, основой развития которого являются знания.
Реализация библиотеками данных положений заключается в формировании фонда документов, отражающих научные течения и школы в разных отраслях знаний. В зависимости от стоящих перед ними задач библиотеки могут отдавать предпочтение тем или иным видам документов — научным, учебным, научно-популярным, — излагающим теоретические истины на том уровне, на котором их в состоянии воспринять пользователи. В любой универсальной библиотеке должна быть представлена в миниатюре модель всех областей знаний, доступ к которым сейчас расширяется благодаря Интернету. Таким образом, библиотека способна помочь формированию у человека целостной картины мира. Чем больше возможностей у пользователя получить доступ к научным знаниям, адекватным его потребностям, тем выше потенциальные возможности общества в области науки, образования, технологий, что ведет в конечном итоге к росту жизненного уровня граждан.
Проблематика общечеловеческих ценностей не исчерпывается только системой ценностей духовных. Материальные ценности являются основой существования каждого индивида, общества и человечества в целом.
С начала зарождения цивилизации они являлись причиной столкновения интересов как отдельных личностей, так и определенных социальных групп. Расширение популяции homo sapiens как биологического вида и заселение им практически всей суши привели к столкновению интересов больших социокультурных групп — государств или объединений государств — в борьбе за территории и природные ресурсы. Вместе с тем развитие промышленного производства и средств уничтожения содействовали осознанию людьми необходимости объединения усилий для сохранения среды своего обитания — основной материальной ценности, планеты Земля, и сложившейся на ней экосистемы, которые принадлежат всему человечеству.Путь человечества к осознанию этой идеи был долог. Эволюция взглядов на систему ценностей, возросшие технологические возможности по самоуничтожению человечества, многомиллионные жертвы во время войн, особенно Первой и Второй мировых, охвативших практически весь мир, гибель многих людей от голода и болезней наряду с существованием роскоши, прогрессом в медицине привели к осознанию необходимости создания наднациональных международных организаций, отражающих всеобщие интересы. Важнейшая из них — Организация Объединенных Наций — была создана сразу же после окончания Второй мировой войны (1945) и первоначально включала 51 государство. Авторитет ООН в мире стремительно рос, и сейчас ее участниками стали практически все страны мира — 185 государств. Их представители стремятся найти оптимальный путь решения наиболее острых проблем человечества. Параллельно с ООН получили развитие и ее специализированные учреждения, в первую очередь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), объединяющая в своих рядах 175 государств. Основное внимание в своей деятельности они уделяют правам человека, поддержанию и укреплению мира на планете, развитию безопасности и сотрудничества между народами, урегулированию военных конфликтов, ликвидации неграмотности, борьбе с голодом, болезнями, безработицей, наркоманией, а также экологическим и другим проблемам, представляющим угрозу для всего человечества.
ООН приняла ряд правовых актов, относящихся к гражданам всех государств. Важнейшим среди них является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Изложенные в ней положения получили развитие в международных пактах об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, декларациях и конвенциях, запрещающих расовую дискриминацию, рабство и геноцид, защищающих права женщин и детей идр.
В названных документах ООН, ЮНЕСКО, а также других международных организаций перечислены те духовные и материальные ценности, которые международное сообщество признало общими для всего человечества. Их сохранение и развитие библиотека как социальный институт, занимающий ведущее место в процессе распространения информации, должна рассматривать в качестве приоритетного направления своей деятельности. Заключенные в наиболее общих философских категориях добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, данные ценности образуют систему, отражающую все многообразие предметной деятельности человека, его общественных отношений и включенных в их круг природных явлений.
Таким образом, принцип соответствия деятельности библиотек общечеловеческим ценностям означает, что основу формирования их информационных ресурсов и создаваемых ими баз данных должны составлять документы, которые отражают человека, общество и природу с общепринятых позиций. Ориентация на общечеловеческие ценности, которые сформировались в процессе длительной эволюции цивилизации, позволит библиотеке обеспечить динамичное развитие общества на конкретно-историческом этапе. Попытки подменить общечеловеческие Ценности как в социально-политическом плане, так и в библиотечной деятельности на ценности отдельной расы, нации, религии, класса ведут в конечном итоге к социальной катастрофе. Принцип соответствия дея
тельности библиотек общечеловеческим ценностям
сматривать в качестве приоритетного. Другие принципы базируются на его основных положениях и развивают их.
Так, с ним неразрывно связан принцип соответствия национальным ценностям. Как отмечала М. Я. Дворкина, “библиотеки сохраняют не только культуру цивилизации, но и национальную культуру, национальный язык”. Диалектическое единство двух названных принципов, с одной стороны, заключается в том, что система общечеловеческих ценностей базируется на национальных, которые в процессе исторического развития стали общепринятыми для большинства народов планеты. С другой стороны, система национальных ценностей формируется под влиянием общечеловеческих правил и норм.
Несмотря на декларируемую в СССР заботу о каждой нации и народности, национальные ценности не рассматривались в качестве приоритетных советским библиотековедением. Наоборот, стремление сохранять и развивать национальные язык и культуру классифицировалось как проявление национализма. Такая позиция в области библиотечного дела нашла отражение в ряде нормативно-правовых документов того времени и в практической деятельности библиотек. Так, в Положении о библиотечном деле в СССР, утвержденном в 1984 году и являвшемся основным регламентирующим документом отрасли, нет даже упоминания о деятельности по сохранению и развитию культуры и языка наций и народностей, проживавших на территории страны.
Проводимая национальная политика находила отражение в издательской деятельности, составе фонда библиотек и характере чтения. Так, в последние годы существования СССР, несмотря на перестроечные тенденции, 78% от общего потока издательской продукции составляли книги и брошюры, изданные на русском языке. Оставшиеся 22% приходились на языки “более 100 наций и народностей”. Например, на украинском были изданы всего 2008 печатных единиц, т.е. 3%, на грузинском — 1170 (1,8%), эстонском — 1080 (1,6%), узбекском — 884 (1,3%), латышском — 883 единицы (1,3%). Доля литературы на других языках народов ССС$ в том Числе белорусском, исчислялась в десятых и сотых долях процента. Наиболее обеспечены изданиями на родном языке являлись эстонцы. На одну тысячу представителей данной национальности приходилось по 1,06 печатной единицы. Этот же показатель для украинцев, самого многочисленного народа СССР после русских, составлял 0,05 печатной единицы.
Языковой состав документного потока находил непосредственное отражение в фондах библиотек. В библиотеках большинства республик литература на языке коренной национальности составляла не более 1/5 объема фондов. В 23,3% библиотек на долю одного читателя приходилось менее одной книги на родном языке, в 23,2% этот показатель колебался в пределах 1—4 книг, и лишь в 2,7% библиотек он достигал 11—12 книг, а в 4,8% библиотек превышал этот уровень.
Нехватка изданий на родном языке отражалась в структуре книговыдач. Практически везде (кроме Беларуси, Молдавии и Киргизии) их процент в полтора-два раза превышал процент наличия, а издания на русском языке, наоборот, пользовались низким спросом. В Беларуси в отличие от ее соседей, по данным всесоюзного исследования “Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках”, только на языке коренной национальности читали всего 4% населения. Известный библиотековед Н. Е. Добрынина дипломатично охарактеризовала это как “тревожный симптом забвения национальных корней”.
После распада СССР и образования суверенных республик тема национальных ценностей, особенно культурных, стала активно обсуждаться специалистами. Именно на начало 1990-х годов приходится всплеск публикаций по проблеме “национальная культура и библиотека”. Возрождение интереса к ценностям национальной культуры нашло отражение и в законодательстве. В большинстве бывших союзных республик, в том числе в Беларуси, были приняты законы о культуре, об охране историкокультурных ценностей. Особенности деятельности библиотек в области освоения национальных ценностей были зафиксированы в законах о библиотечном деле и других документах.
Взгляд на библиотеку как национальную духовную сокровищницу, сформулированный авторами Концепции развития библиотечного дела в Республике Беларусь, получил дальнейшее развитие в Законе “О библиотечном деле в Республике Беларусь”, принятом в 1995 году. Законом в число основных принципов деятельности библиотек включены “содействие возрождению и развитию национальных культур, сохранение историко-культурного наследия". В новой редакции закона, принятой в 2002 году, данный принцип получил дальнейшее развитие. В частности, предусмотрено важное положение — “содействие... сохранению ценностей белорусской нации, других национальностей, которые проживают в стране".
Такой взгляд на ценностные ориентиры в работе библиотек согласуется с международным подходом к их деятельности в области развития национальных культур, отраженным в Европейской культурной конвенции, Декларации принципов международного культурного сотрудничества и других документах. Так, в Копенгагенской декларации подчеркнуто, что “публичные библиотеки являются культурными институтами с большой ответственностью за сохранность культурного наследия, литературы и письменности в соответствии с разделом о культуре Европейского соглашения”, и их деятельность должна быть направлена на “сохранение культуры и языкового разнообразия”. Таким образом, в национальных и международных законодательных актах зафиксирована роль библиотеки как хранительницы национальных ценностей, в первую очередь в области культуры и языка.
Рассмотрение принципа соответствия национальным ценностям в деятельности библиотек требует уточнения значения слова “национальный", трактуемого неоднозначно. В советское время в библиотековедении и других смежных науках это слово применялось исключительно как характеризующее принадлежность объекта к определенной нации. В западноевропейской и американской терминологических системах слово “национальный” используют в расширительном толковании: национальными называют явления, связанные не только с определенной нацией, но и с государством в целом. Базируясь на данном подходе, в качестве национальных ценностей, являющихся основой деятельности библиотек, необходимо рассматривать ценности всех наций и народностей, проживающих на территории определенного государства. Реализация данного принципа в деятельности библиотек должна осуществляться по нескольким направлениям.
Первое направление строится на утверждении, что при равных для всех народов условиях приоритет должен быть отдан коренной, базовой, государственно-образующей нации, для которой территория данной страны является единственным местом на планете, где она сформировалась и развивается на протяжении веков. Это связано с тем, что географические, природно-климатические и иные факторы, характерные для территории проживания нации, являются основой и непременным условием формирования, развития и сохранения ее культуры и самобытности. Поэтому недопустимо вытеснение коренной нации, ее культуры и языка с исконных территорий, превращение ее культуры в “музейную”, в культуру жителей официальной или неофициальной резервации, культуру эмигрантов. Несмотря на благоприятные политические, финансовые и другие факторы, нация, находящаяся в отрыве от своих исторических корней, в искусственно созданных условиях, теряет свою самобытность и постепенно ассимилируется. В Беларуси приоритет должен быть отдан развитию белорусской нации, ее культуры и языка при одновременном недопущении ущемления интересов русских, украинцев, поляков, евреев и других народов, проживающих на данной территории.
Второе направление предусматривает создание условий для сохранения и развития языка и культуры других наций и народностей, которые, имея свои национально-территориальные образования, в силу миграций, вызванных военными действиями, изменениями границ государств, добровольными или насильственными переселениями, интеграционными процессами, происходящими в современном мире (развитие транснациональных корпораций, глобализация экономики и образования, распространение межнациональных браков и т.д.), проживают на территории другого государства. В соответствии с международными нормативно-правовыми актами они имеют право на развитие своей культуры, на доступ к ценностям своего народа.
Третье направление заключается в предоставлении всем гражданам возможности получить доступ к культурным ценностям других народов, что способствует формированию у людей представления о многообразии мира, толерантного отношения к иным культурам, создает предпосылки для формирования общечеловеческих культурных ценностей.
Библиотека как один из институтов общества располагает большими возможностями по сохранению и развитию национальной культуры. В более конкретном виде направления библиотечной деятельности в данной области могут быть сформулированы следующим образом:
• создание национальной системы библиотек, в том числе специализированных, или их структурных подразделений, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей представителей определенной нации и предоставляющих информацию о ее достижениях в разных сферах деятельности;
• формирование национального библиотечного фонда, обеспечивающего изучение гражданами республики национальных ценностей своего народа, а также ценностей других народов;
• обеспечение доступа к информационным ресурсам других стран и предоставление иностранным гражданам доступа к информационным ресурсам своего государства.
В нашей республике создана разветвленная сеть библиотек, обеспечивающая доступ пользователей к культурным ценностям белорусов и других народов, проживающих на ее территории, а также народов зарубежных стран. Сеть сформирована по территориально-производственному признаку, что обеспечивает равный доступ всем жителям к библиотечным ресурсам. Вместе с тем она нуждается в совершенствовании.
Наряду с существующей системой публичных и специальных библиотек в 1990-е годы в республике начали создаваться специализированные библиотечно-информационные учреждения, структурные подразделения в библиотеках, направленные на ознакомление жителей республики с достижениями народов других стран. Среди наиболее значимых организаций такого типа можно назвать Информационный центр при посольстве США, Библиотеку немецкого культурного центра Института имени Гёте, франко-белорусский зал информации в Минской ОУНБ, Австрийскую библиотеку, функционирующую в структуре библиотеки Минского государственного лингвистического университета, отделы японской, немецкой и украинской литератур при минских ЦБС и др. Число таких учреждений в стране постоянно увеличивается, что свидетельствует об интересе белорусского народа к культуре других народов мира.
Менеджерам высшего уровня и широким кругам библиотечной общественности необходимо стремиться к созданию благоприятных условий для функционирования библиотек и информационных служб, предоставляющих гражданам разнообразную информацию о жизни в других странах. Это будет способствовать развитию взаимопонимания между народами, формированию атмосферы доверия и взаимовыгодного сотрудничества.
Вторым направлением в деятельности библиотек в рассматриваемой сфере является формирование национального фонда документов, отражающего как ценности коренной нации и других народов, проживающих на территории страны, так и ценности народов других стран, а также обеспечение пользователям доступа к накопленному информационному потенциалу. В библиотечных фондах концентрируются документы, отражающие национальные достижения в области науки, техники, культуры и др., а также документы, способствующие эффективному развитию разных видов деятельности, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, медицину, образование и т.д. Это значит, что национальный библиотечный фонд необходимо рассматривать как национальную ценность и добиваться закрепления этого статуса в законодательстве. .
Информационные ресурсы библиотек являются основой для дальнейшего развития национальной культуры. Они позволяют отечественным и зарубежным пользователям знакомиться с культурным богатством того или иного народа, пропагандировать ценности страны среди граждан Других государств. Полученные знания дают возможность специалистам развивать национальную культуру, содействовать внедрению традиций и обрядов в повседневную жизнь и быт.
Будучи хранителями памяти человечества, библиотеки выступают в роли механизма защиты культуры. В соответствии с международными нормами “развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа”. У большинства библиотек имеются специальные программы по сохранению и развитию народной культуры, традиций, обрядов, изучению истории края. Библиотеки Беларуси осуществляют содействие возрождению и развитию национальных культур через организацию различных мероприятий, посвященных известным землякам, общественным деятелям, писателям и поэтам, композиторам и музыкантам, художникам. Проведение обрядовых праздников, использование национальной символики во внешнем и внутреннем оформлении помещений также свидетельствуют об активной роли библиотек в возрождении и развитии национальной культуры.
Третьим направлением деятельности библиотек в области сохранения и развития национальной культуры необходимо считать обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам других стран, а также предоставление иностранным гражданам доступа к собственным информационным ресурсам. Ведь, как отмечается в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой ЮНЕСКО в 1966 году, “в их богатом многообразии, разнообразии и взаимном влиянии все культуры являются частью общего достояния человечества”. Обеспечение доступа к этому общему достоянию возможно как посредством снятия ограничений на традиционный книгообмен между библиотеками разных стран, так и при помощи создания благоприятных условий для обмена электронными документами, открытия библиотек зарубежных организаций на территории данного государства и размещения своих библиотек и информационных служб за рубежом.
Библиотеки всех стран мира с древних времен ориентируются на потребности общества, которое их создало и в рамках которого функционирует, руководствуясь при этом известным положением о том, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. История подтвердила, что библиотеки,/Могут развиваться, гармонично взаимодействуя с обществом, учредившим и содержащим их. Несоответствие библиотек общественным требованиям ведет к активному вмешательству государства в их деятельность, а в крайних случаях даже к ликвидации их самих либо части их коллекций.
Реализация библиотекой принципа соответствия национальным ценностям превращает ее в сокровищницу, хранящую достижения нации в разных областях жизни. Данные информационные ресурсы являются основой для ^шествования и развития нации, а библиотека в этом случае выступает гарантом информационной безопасности общества. Рассматриваемый принцип требует от библиотек предоставления информации, необходимой для сохранения и развития языка и культуры нации, ее традиций и обычаев, и в равной степени — информации, обеспечивающей научный, образовательный, культурный и промышленный прогресс страны, что в конечном итоге должно способствовать повышению уровня ма-і териального благосостояния и духовного благополучия как всего общества, так и отдельных его членов, сохранению и приумножению главной ценности каждой страны — населения и национального генофонда.
Современное общество состоит из множества социальных групп, объединяющих его членов по разным признакам: возрасту, полу, вероисповеданию, идеологии, профессии, социальному статусу, месту жительства и т.д. В системе ценностей социальной группы наиболее ярко проявляются духовные и материальные ценности общества. Каждая социальная группа, базируясь на своей системе ценностей, преследует в обществе те или иные цели, которые лишь в определенной степени совпадают с целями других групп. Спектр общности интересов отдельных групп зависит от конкретно-исторической ситуации и может колебаться от полного неприятия идей другой группы до перехода на ее идейные позиции. Именно разность точек зрения и подходов к пониманию и решению одних и тех же проблем в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей обеспечивает поступательное развитие общества, является его гарантией от скатывания на путь диктатуры или анархии.
Чем больше в обществе групп, имеющих близкие или сходные идеалы, тем продуктивнее оно движется по пути достижения своих целей и общего прогресса. Однако и отсутствие альтернатив может привести к стагнации в общественном развитии, самоуспокоению, к диктатуре. Вместе с тем наличие в обществе антагонистических групп является основой для постоянных социальных конфликтов (политических, религиозных, классовых и др.), отвлекающих социальные ресурсы. Противостояние антагонистических групп может принимать разные формы — от теоретических дискуссий до революций и гражданских войн, что ведет к разрушению сложившихся общественных структур, вносит дисгармонию в размеренную жизнь людей. До тех пор пока человечество раздроблено на множество различных групп, каждая из которых имеет свои ценности и вынуждена доказывать их преимущество по сравнению с другими, свое право если не на господство, то по крайней мере на сосуществование, их борьба неизбежна. Тут-то и кроется принципиальное различие между тоталитарной и демократической социальными системами: первая добивается полного вытеснения одной системой ценностей всех прочих, а вторая допускает мирное соседство разных мировоззрений, идеологический плюрализм, существующий в свободном и толерантном человеческом общежитии.
Современное демократическое устройство общества и признанные на международном и национальном уровнях права и свободы позволяют гражданам придерживаться различных точек зрения и объединяться в организации для защиты и отстаивания своих интересов, пропаганды своей системы ценностей. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство берет на себя ответственность по регулированию “отношений между социальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов” и предоставляет своим гражданам право объединяться в разные сообщества (политические, Религиозные, профессиональные, творческие и др.).
Пользуясь конституционным правом, представители разных слоев °бщества объединяются в политические партии, каждая из которых формирует собственную систему ценностей и исходя из нее стремится при-
влечь в свои ряды как можно больше сторонников, претендуя на роль правящей. Система религиозных ценностей наиболее ярко выражена в деятельности конфессиональных объединений, каждое из которых различными методами пропагандирует свои взгляды, привлекает в свои ряды новых членов и достигает таким образом более широкого распространения в обществе. Система профессиональных ценностей лежит в основе профессиональных союзов, объединений предприятий и учреждений. Каждая из социальных групп общества вырабатывает свою систему средств, форм и методов реализации целей, которые могут носить как легальный, так и нелегальный характер. Одним из легальных средств формирования, выражения, распространения и пропаганды ценностей отдельных социальных групп является библиотечная деятельность, так как библиотека является собирательницей и хранительницей ценностей всего общества и то же время ареной столкновения взглядов представителей разных социальных групп.
Суть реализации принципа соответствия деятельности библиотек ценностям различных социальных групп заключается в комплектовании информационных ресурсов, раскрывающих эти ценности, и предоставлении доступа к ним как членам данных групп, так и носителям иных взглядов. Наиболее ярко указанный принцип проявляется в деятельности библиотек, являющихся структурными подразделениями тех или иных организаций, предприятий и учреждений, имеющих эти организации в качестве учредителей или получающих от них основное финансирование. Понятно, что библиотека, которая содержится за счет средств той или иной организации, не может осуществлять деятельность, направленную против нее, противостоять достижению ее целей и ее системе ценностей. Поэтому, например, библиотека католического прихода никогда не будет предлагать своим читателям атеистическую литературу или материалы, пропагандирующие ислам. Ее задачи вытекают из целей деятельности католической церкви, а это значит, что основу фондов составляют религиозные материалы, разъясняющие сущность католической верь)' доказывающие правоту данного вероисповедания, излагающие соответствующие традиции и обряды, утверждающие католические ценности художественными средствами. В противном случае деятельность такой библиотеки может быть приостановлена учредителями. Это же относится и к деятельности библиотек партийных и иных общественных объединений. Они организуют свою деятельность в соответствии с партийными задачами, и если в их фондах есть литература, написанная с других идейных позиций, то только потому, что членам данных организаций необходима информация о своих идеологических противниках.
Библиотеки не только удовлетворяют потребности политических, религиозных и других объединений, но и, как отмечает М. Я. Дворкина, “сохраняют корпоративную культуру социальных институтов и организаций”. Специальные библиотеки, большинство которых являются структурными подразделениями предприятий и учреждений, ориентированы в своей1 деятельности на ценности отдельных социальных групп. Однако если библиотеки партийных и религиозных организаций приоритетными считают соответственно политические или религиозные ценности, то библиотеки промышленных предприятий преимущественно ориентируются на экономические ценности и научные достижения в той или иной области. Данные подходы лежат в основе работы библиотек по информационному обеспечению деятельности предприятий. Высокий уровень информационного обслуживания создает базу для выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, коммерческого успеха предприятия и повышения благосостояния членов его коллектива.
Кроме социальных групп, объединяющих граждан по политическим, религиозным, производственным и иным признакам, в обществе существуют социальные группы, сформированные с учетом возраста и физического состояния своих членов. Данные категории пользователей обслуживаются как общественными библиотеками, так и специально созданными учреждениями.
В деятельности библиотек особое внимание традиционно уделяется детям и юношеству. Для формирования в их сознании определенной системы общественных ценностей, а также удовлетворения их потребностей в каждой стране в соответствии с национальными особенностями создаются специальные системы библиотек. В отдельных странах права данных групп пользователей даже закрепляются законодательно. Так, в Законе Российской Федерации “О библиотечном деле" отмечается, что “пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках общеобразовательных учреждений в соответствии с их уставами”.
Принцип соответствия деятельности библиотеки ценностям определенных социальных групп предполагает не только их отражение в библиотечном фонде и предоставление необходимых документов пользователям, но и создание условий для получения нужной им информации. Данный аспект проблемы особо проявляется в организации библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями. Для решения этой задачи необходимы как создание специальных видов документов, так и особые подходы к архитектуре и планировке зданий, организации обслуживания. Например, для удовлетворения потребностей слепых и слабовидящих библиотека приобретает или самостоятельно создает специальные документы, содержание которых может быть доступно данной категории: произведения печати, напечатанные специальным жирным шрифтом, шрифтом Брайля, так называемые “говорящие книги” и т.д. Для лиц с ограниченными умственными способностями специализированные и публичные библиотеки формируют фонд изданий и других видов документов, по форме и содержанию доступных восприятию данной категории пользователей. Удовлетворение информационных потребностей лиц с ограниченными возможностями в передвижении требует от библиотек принятия таких архитектурнопланировочных решений, которые позволяли бы пользователям самостоятельно посещать библиотеку и пользоваться ее услугами. Для обслуживания людей, физические возможности которых настолько ограничены, что они не могут по различным причинам самостоятельно посещать библиотеку, необходимо создавать особые услуги: от доставки традиционных видов документов пользователям на дом до обеспечения доступа к электронным ресурсам библиотек в режиме удаленного доступа.
Рассматривая реализацию библиотеками принципа соответствия ценностям социальных групп, необходимо разграничивать особенности деятельности библиотек, созданных определенной группой или учрежденных и финансируемых всем сообществом. Если в первом случае библиотечная деятельность должна полностью соответствовать ценностям учредителей и “работать” на достижение целей организации, то во втором нельзя допустить перекоса в ориентации на ценности какой бы то ни было группы. Предоставляя материалы определенной политической партии или религии, библиотека обязана обеспечить ее пользователям доступ и к материалам оппонентов.
В повседневной жизни постоянно происходит сталкивание интересов разных социальных групп. Но, отстаивая свои интересы, эти группы предлагают, по их мнению, наиболее выверенные и оптимальные варианты развития всего общества. Поэтому именно в данном многообразии и противоречивости заключается основа общественного развития. Задача библиотек, принадлежащих всему обществу, заключается не в пропаганде, пусть и кажущихся весьма привлекательными и правильными, идей одной социальной группы, а в предоставлении пользователям доступа к разным идеям.
Как считает Ю.Н. Столяров, библиотека по своей природе является “таким социальным институтом, который идеально приспособлен для консолидации общества”, и поэтому она “должна четко проводить линию на согласие, а не конфронтацию различных общественных групп". Занимая активную позицию в жизни общества, библиотеки не могут отдавать в своей работе предпочтение каким бы то ни было идеям, кроме национальных и общечеловеческих. Извечному стремлению политических, религиозных и других организаций получить монополию или хотя бы преимущество в формировании фондов они должны противопоставить политику сбалансированных интересов.
Кижний уровень иерархии системы ценностей составляют ценности отдельного индивида, которые находятся в диалектической взаимосвязи с ценностями других уровней. Эта неразрывная взаимосвязь базируется на том, что, с одной стороны, многообразие ценностей отдельных индивидов является основой для формирования системы ценностей социальных групп, наций и всего человечества. С другой — система общечеловеческих и национальных ценностей, а также системы ценностей отдельных социальных групп оказывают непосредственное воздействие на личность, влияют на формирование ее мировоззрения. Данное взаимодействие и является источником формирования и развития ценностей всех уровней, представляя собой сочетание сложных взаимопроникающих процессов. В результате этого, как отмечает Б. С. Трибулев, “свойства человеческого рода как совокупности людей не во всем совпадают с тем, что является содержанием каждого человека, и тем общим, что всегда есть у него с другими людьми”.
Система ценностей отдельного индивида включает разные их виды. В нее входят ценности смысложизненные (представления о добре и зле, благе, счастье); универсальные, прежде всего витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование); демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет, гарантии социального равенства и справедливости и др.); партикулярные: традиционные, религиозные, урбанистические; индивидуалистические (общественного признания, межличностного общения, личного развития); коллективистские ценности. Каждый индивид формирует свою систему ценностей, выстраивает их в виде определенной иерархии, предпочтений и приоритетов.
Система ценностей индивида находит отражение в различных видах его деятельности, которая, в свою очередь, является предпосылкой возникновения информационных потребностей личности. На удовлетворение их, а следовательно, на формирование и развитие системы ценностей направлена деятельность различных библиотек. Наиболее полно систему индивидуальных ценностей отражают личные библиотеки. Так как ценности субъекта находятся в неразрывной связи с его потребностями, то в личных библиотеках сконцентрированы документы, направленные на содействие их удовлетворению в повседневной жизни, в процессе производственной деятельности, получения образования и т.д. Содержание фондов личной библиотеки отражает потребность индивида в изучении тех или иных политических, религиозных, этических, художественных, экологических и других духовных и материальных ценностей.
Решающую роль в формировании системы ценностей индивида и распространении его взглядов на аксиологические основы жизнедеятельности играют общественные библиотеки. Специальные библиотеки содержат не только информацию, касающуюся не только узкоспециальных интересов отдельного человека, но и материалы, необходимые для организации профессиональной деятельности других членов коллектива. Фонды публичных библиотек включают документы, раскрывающие ценности представителей различных социальных групп, а также национальные и общечеловеческие ценности. Предлагаемое библиотеками разнообразие мыслей и идей в разных направлениях деятельности создает основу для всестороннего развития личности, формирования и трансформации личностной системы ценностных ориентаций. В библиотеках человек черпает идеи для своего дальнейшего развития и совершенствования. Как верно замечает М. Я. Дворкина, “предоставляя сохраненное культурное богатство, библиотеки интеллектуально обогащают и общество, и каждого его члена".
Именно благодаря библиотеке как элементу системы документноинформационных коммуникаций, ценностные ориентации отдельного индивида, изложенные в виде научных трудов, философских трактатов, художественных произведений, становятся доступными для изучения и оценки другими членами общества. Впоследствии одни из них признаются всем обществом или какой-то его частью, включаются в школьные и вузовские учебники, используются в качестве материала для дальнейших научных изысканий, обогащают практику повседневной жизни, другие же отрицаются и отправляются в небытие. Таким образом, благодаря библиотекам ценности отдельной личности становятся всеобщим достоянием.
Общество в своем развитии все более усложняется. Этим во многом вызваны энергетические и экологические проблемы, социальные конфликты. Возникающие конфликты представляют угрозу как для всего человечества, так и для отдельной личности, и поэтому общество ищет механизмы, посредством которых можно смягчить конфликты и предотвратить угрозу разрушения социума. Среди таких механизмов — библиотеки: именно они могут содействовать ориентации человека на толерантность, дружелюбие, мир, стабильность, гуманизацию отношений, компромисс, сотрудничество, диалог, гармонизацию интересов. М. Я. Дворкина считает, что “предоставление пользователям публикаций авторов, имеющих разные научные и идеологические установки, содействует формированию неконфликтности, терпимости к разным точкам зрения”.
Ориентируясь на ценности индивида, библиотеки тем самым подчеркивают принцип равенства всех пользователей. Особенно важна в этом отношении деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Таким образом, библиотеки способствуют не разделению, а консолидации, предоставляют пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему. Тем самым они смягчают социальные конфликты, способствуют всестороннему развитию пользователей.
Современное общество, предлагая индивиду широкий спектр демократических прав и свобод, одновременно вводит ряд запретов на его действия. В материальной сфере оно предлагает индивиду определенные льготы и привилегии, оплачивает ряд его расходов в области образования, охраны здоровья, культуры. В качестве компенсации оно претендует на часть доходов и материальных ценностей гражданина. Задача библиотеки заключается в предоставлении индивиду информации о спектре Ценностей и многообразных формах их проявления в реальной жизни, в информировании его о возможностях, правах и свободах, обязанностях и ограничениях, которые существуют в обществе. Человек волен черпать из предоставляемого библиотекой массива необходимую ему информацию и формировать личную систему ценностей, искать подтверждение ее истинности или несостоятельности. Библиотека же не должна непосредственно вмешиваться в эти процессы; ее основная задача — предоставление абоненту полной и достоверной информации и содействие в соответствии с его запросом в выборе необходимой информации из документного потока. Роль библиотек в формировании системы ценностей проявляется и в том, что, обеспечивая предоставление проверенных временем публикаций, библиотеки делают их доступными многим, тем самым содействуя сближению потенциала отдельных личностей и их взаимопониманию.
Библиотечной практикой накоплен богатый арсенал форм и методов индивидуальной работы с пользователями и удовлетворения их потребностей. Будучи специфическим социальным институтом, библиотека должна ориентироваться на ценности каждого реального и потенциаль- ного пользователя, быть транслятором этих ценностей для других индивидов, социальных групп и для человечества в целом.
Эволюция библиотеки как социального института свидетельствует о том, что изначально в своем развитии она вынуждена была исходить преимущественно из ценностных ориентаций отдельных личностей, которые в силу своего статуса и материального положения могли позволить себе создание личных библиотек. С развитием цивилизации сфера деятельности библиотек расширялась. С переходом к обслуживанию определенных групп общества (духовенства, знати и др.) библиотека сместила свои ориентиры от ценностей отдельной личности к ценностям господствующей социальной группы. Формирование наций, определение круга национальных интересов еще сильнее расширили ценностные ориентации библиотек. Они стали выполнять функции центров просвещения, науки и культуры для широких кругов общества. Одновременно существование нескольких параллельных систем иерархии общественных ценностей все более превращало библиотеки в арену столкновения разных идей и учений. Они становились непосредственными участниками идеологических баталий, виновниками распространения неугодных идей, страдали как объекты материальной культуры за “духовные грехи" своих создателей и попечителей. В XX в. были сделаны первые реальные шаги для превращения человечества в единый субъект. Человечество начало осознавать, что единственно реальной перспективой для него является поиск путей и способов органично-диалогического соединения ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества; ценности, присущие разным проявлениям “особенного” — национальным и региональным, половозрастным и образовательно-профессиональным, — могут стать в XXI в. всего лишь посредствующими звеньями на пути от личности к человечеству и от него к личности.
Поэтому современной библиотеке необходимо ориентироваться на сложившуюся в обществе в настоящий момент систему ценностей, состоящую из множества уровней и вариантов. При этом библиотека обязана соблюдать приоритет ценностей более высокого уровня, отдавая, таким образом, предпочтение общечеловеческим перед ценностями других уровней, национальным — перед ценностями отдельных социальных групп и т.д. Наряду с этим на каждом уровне библиотека должна предоставлять пользователям доступ ко всем видам ценностей, а не только к одному из них.
Названные принципы должны составлять основу деятельности каждой библиотеки. Вместе с тем это вовсе не означает, что все библиотеки смогут их реализовать в равной степени. В зависимости от статуса для каждой библиотеки один из этих принципов необходимо рассматривать в качестве базового и руководствоваться им в библиотечной деятельности. Так, для личной библиотеки конкретного человека — это принцип соответствия ценностям индивида, для библиотеки партии — принцип соответствия ценностям социальной группы, для национальной библиотеки — принцип соответствия национальным ценностям.
Указанные принципы необходимо рассматривать как взаимодополняющие, а не противостоящие друг другу. Так, реализация принципа соответствия ценностям социальной группы не должна противоречить принципу соответствия общечеловеческим ценностям. Это выполнимо для всех библиотек, в том числе для конкретной библиотеки определенной конфессии — православной церкви, мусульманской мечети, католического костела и т.д. Выполняя свою миссию, т.е. активно пропагандируя определенные религиозные идеи, данные библиотеки не должны призывать своих посетителей к борьбе с представителями другой веры и с атеистами способами, запрещенными мировым сообществом. Как отмечает М. С. Каган, «противопоставление ценностей одной части человечества другой (или другим) — общая закономерность всей истории; это значит, что острая идеологическая борьба... не “изобретение”... но очередное проявление пронизывающего всю историю человечества раскола ценностных ориентаций, ведущего к конфронтации разных его частей. Но если в прошлом, а часто еще и в наши дни, идеологические споры разрешались физическим уничтожением носителей других ценностей, то сейчас становится все более очевидным, что не насилие, а диалог является единственно эффективным способом разрешения духовных противоречий». Такой подход позволяет каждой библиотеке обеспечить учет интересов индивида при одновременном соблюдении ценностей, выработанных всем человеческим сообществом.
Вместе с тем было бы наивно полагать, что библиотеки экстремистских организаций либо стран с тоталитарными режимами будут придерживаться в своей деятельности общечеловеческих демократических ценностей и свобод. Зная об этих ценностях, они могут стремиться к их реализации в своей деятельности, но ровно настолько, насколько позволяют конкретные условия. Они вынуждены выполнять задачи, которые ставит перед ними учредитель, и исповедовать его систему ценностей. Если учредители нарушают закон и общечеловеческие или национальные нравственные нормы, то и библиотека как элемент данной системы выступит нарушителем соответствующих принципов деятельности. Это вовсе не значит, что она должна пассивно смириться со своей ролью и становиться послушным инструментом в руках диктаторов или террористов. Исходя из приоритетности ценностей более высокого уровня, библиотека в данном случае должна руководствоваться принципами соответствия ее деятельности общечеловеческим и национальным ценностям. Реализуя их, она будет стремиться приобрести документы, отражающие не только ценности правящей группы, но и национальные, и общечеловеческие, по возможности обеспечивать доступ к ним пользователей. Работа библиотеки в данном направлении будет способствовать изменению ценностных ориентаций членов общества, смене режима, а накопленный информационный потенциал позволит с наступлением благоприятных условий помочь членам общества быстрее усвоить недоступный ранее пласт ценностей.
Реализуя названные принципы в своей деятельности, библиотека всегда будет находиться перед вечным противоречием: предоставить ли пользователю полный доступ к любой информации, в том числе к философским трактатам расистов и нацистов, практическим пособиям по изготовлению взрывных устройств, соблюдая тем самым его права и свободы, или же ограничить доступ к определенному кругу источников, изучение которых может привести к созданию реальной или потенциальной угрозы для других индивидов, определенных социальных групп или общества в целом. В первом случае, предоставив пользователям неограниченный доступ, библиотека рискует превратиться в информационный центр анархии и терроризма, во втором — стремясь оградить своих пользователей от “плохой” информации, у нее есть все шансы стать еще одним органом цензуры и содействовать установлению тоталитарного режима. Решение данной проблемы заключается в самой сущности информации, неотъемлемым атрибутом которой является селективность. Как мы отмечали в первой главе, отбор осуществляется уже самой природой на первых этапах формирования и восприятия информационных сообщений. Индивид самостоятельно решает, какая часть из имеющейся у него информации подлежит распространению и в каких пределах. Особенности распространения информации, которая является собственностью той или иной социальной группы, определяются членами данной группы. По их решению доступ к ней может быть или резко ограничен, как это, например, происходит с коммерческой информацией, или, наоборот, расширен, как бывает с рекламной информацией. Поэтому, если учредителем библиотеки выступают индивид или определенная социальная группа, то они вправе определять условия доступа к принадлежащим им информационным ресурсам — устанавливать порядок допуска в библиотеку разных категорий пользователей, правила пользования фондом, условия и сроки выдачи документов.
Общественные библиотеки реализуют право пользователей на доступ к информации, формируя свои ресурсы на основе правила “что не запрещено законом, то разрешено” и признавая тем самым за государством право определять, что есть добро и что есть зло, исходя из сложившихся в обществе приоритетов. Стремление библиотеки самостоятельно сузить либо расширить юридически определенный круг источников в данном случае необходимо рассматривать как нарушение законодательных норм и принципов библиотечной деятельности.
Формирование принципов деятельности библиотеки, базирующихся на иерархической системе, которая опирается на ценности отдельного человека и увенчивается ценностями всего человечества, должно обеспечить успешное функционирование библиотеки как социального института и решение ряда практических задач отдельных библиотек. Предложенная система принципов деятельности позволит библиотекам:
• проинформировать мировое сообщество о надвигающейся на человечество, экологической или иной катастрофе, неизбежной при соответствующей политической организации общества, идеологической и военной конфронтации на почве национальных, религиозных, экономических интересов, а также о возможностях ее преодоления;
• обеспечить информационными средствами доказательства неприемлемости силового разрешения любых социальных конфликтов, грозящих гибелью человечества на современном уровне развития военной техники, промышленных и генно-инженерных технологий;
• предложить сообществу информацию о развитии ценностной системы, являющейся соединением общечеловеческих, национальных, групповых и индивидуальных ценностей;
• информационно обеспечить происходящий в любой стране переход от тоталитарной системы к созданию истинно демократического государства, способного соединить права свободной и суверенной личности с системными интересами общества в целом, которое не будет разрушено абсолютизировавшими свои права отдельными личностями или социальными группами;
• содействовать формированию новой иерархической системы ценностей, соответствующих современным требованиям и вызовам будущего;
• стать теоретической основой развития библиотечной деятельности современного государства, где общечеловеческие интересы и свобода доступа к информации должны сочетаться с информационными интересами отдельных социальных групп и каждого индивида;
• разработать соответствующую современным требованиям теорию и методику формирования фондов, каталогизации, библиографирования документов и обслуживания пользователей, направленные на удовлетворение их информационных потребностей.
Современная библиотека как социальный институт ориентируется на потребности как отдельного индивида, так и всего человечества, поэтому в своей деятельности она должна исходить из ценностных ориентаций отдельных индивидов, системы ценностей определенных социальных групп, всего общества и человечества в целом. Базируясь на принципах соответствия своей деятельности ценностям определенного уровня, библиотека при этом должна соблюдать приоритет ценностей более высокого уровня. Кроме того, на каждом из названных уровней ценностей библиотека должна стремиться предоставлять доступ не к одному из их видов (политических, религиозных, художественных и др.), а отражать их комплексно во взаимосвязи и взаимодействии. Таким образом^ обеспечив соответствие своей деятельности ценностям по вертикали (уровни ценностей) и по горизонтали (виды ценностей), библиотека сможет добиться гармоничного и целостного отражения мира в своих информационных ресурсах и содействовать формированию и развитию системы ценностей, отвечающей современному уровню развития цивилизации.