<<
>>

Феномен жизни.

Феномен жизни - это извечная философская загадка и на­учная проблема. Пет для человечества проблемы более важной и сложной, чем осмысление этого уникального явления. Само понятие жизни до настоящего времени выходит за границы воз­можного научного познания, поскольку она предполагает не

просто особое соединение материальных элементов, но нечто гораздо большее.

Русский мыслитель и писатель Лев Толстой в своем фило­софском трактате «О жизни» писал: «Жизнь определять нечего: всякий ее знает, вот и все, и давайте жить, говорят в своем за­блуждении люди, поддерживаемые ложными учениями. И не зная, что такое жизнь и ее благо, им кажется, что они живут, как может казаться человеку, несомому по волнам без всякого направления, что он плывет туда, куда ему надобно и хочется». И далее: «Истинная жизнь человека, проявляющаяся в отноше­нии его разумного сознания к его животной личности, начина­ется только тогда, когда начинается отрицание блага животной личности» [2]. И действительно, в принципе невозможно дать какую-либо краткую, исчерпывающую характеристику жизни. Ясно, что это фундаментальная сфера бытия, неотъемлемая его составляющая. Жизнь как звено в бытии мира представляет со­бой наиболее совершенную форму движения материи в виде са­моразвития организмов. Она принципиально отличается от иной материальной действительности своей одушевленностью. Такой точки зрения придерживался еще Аристотель.

Естественной наукой и философией жизнь рассматривает­ся с разных позиций. Так, естественные науки стремится по­стигнуть и объяснить законы функционирования жизни на Зем­ле как наивысшей формы движения материи. Философия же ищет источник (или первоначало) этого движения. При этом она рассматривает «жизненный процесс» (Бергсон) целостно, в единстве множества объективных условий и факторов, но все­гда как совокупность строго дифференцированных биофизио- логических и социально-психологических процессов.

Постиже­ние жизни естествознанием предполагает установление онтоло­гической направленности научного исследования биосферы (греч. bios - жизнь и sphaira - сфера, область). В нем рассматри­ваются три важнейшие проблемы. Первая - природа жизни как специфического вида материи. Вторая - возникновение жизни на Земле. И третья - распространение жизни на Земле и во Все­ленной. Лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов резонно заметил: «Живая материя имеет некоторые новые до­полнительные физико-химические свойства, не встречающиеся пока в том комплексе видов материи, которые нам знакомы в неживой природе. Я не думаю, что живое является просто

сложной комбинацией тривиальных физико-химических про­цессов, хорошо известных нам из физики и химии. Это было бы грубо механической точкой зрения. С другой стороны, я не со­мневаюсь, что эти новые физико-химические свойства живой материи могут быть изучены и поняты путем применения обычных или вновь для этого разработанных физико-химиче­ских методов и теорий» [3].

Естественными науками установлено, что химическая форма движения материи есть уникальная система функциони­рования различных физико-химических процессов на Земле. Но наряду с химическими превращениями происходят те или иные физические изменения в атомно-молекулярном и надмолеку­лярном веществе. Поэтому ученые стремятся глубже изучить и понять физико-химический механизм жизни, не отказываясь при этом от осмысления качественной ее специфики. Все пол­нее учитывается отличие разрозненных физических и химиче­ских процессов от той целостной биологической системы, кото­рая возникает в результате их объединения, совместного, коо­перативного осуществления. Физические изменения и химиче­ские процессы в конце концов привели материю к биологиче­ской форме движения. В биологических системах и закончи­лась, по сути, самостоятельная сфера действия физической и химической форм движения материи, охватывающих все этапы ее развития от простых до сложнейших белково-нуклеиновых систем.

Ныне эти представления дополняются идеей, согласно которой в организме наличествуют информационные макромо­лекулы, способные к гетерофобии, то есть уничтожению чуже­родной информации [4].

Еще Гераклит Эфесский, а позднее Аристотель обратили внимание на то, что для познания природы вещей и земных яв­лений необходимо знать их истоки, историю происхождения. Это относится и к познанию природы жизни, которая может быть понята только в свете ее генезиса и дальнейшего развития. Данный процесс осуществлялся в течение многих миллиардов лет самодвижения неживой, а затем и органической материи. В связи с этим ученые и философы все активнее стремятся понять прошлое, настоящее и предсказать будущее нашей планеты. Пока известно, что жизнь есть только на Земле. Причем, что очень важно, она есть даже там, где ее вроде бы и не должно быть, - во льдах Антарктиды, в которых многие микроорганиз­

мы «законсервировались» на миллионы лет. Сегодня удается возвращать их к обычной жизни. Именно этот факт позволяет говорить о новом виде материи - живом веществе, являющемся носителем порядка на Земле [5]. Не зря последняя именуется Геей в честь древнегреческой богини, которая родилась из хао­са и дала жизнь всему, что растет и дышит.

Ученые доказывают, что жизнь существует на Земле при­мерно два с половиной миллиарда лет. Это утверждение органи­чески включается в совокупность всех имеющихся представле­ний и понятий о живом на Земле и в Космосе, о формах взаимо­действия неживого с живым веществом (В.И. Вернадский). Счи­тается, что примерно 2,5 миллиарда лет назад Земля была абсо­лютно безжизненной. Ее покрывал многометровый слой льда. Средняя температура на планете составляла тогда около -30 гра­дусов по Цельсию. Такое состояние было названо учеными «планетарной зимой». Химический и изотопный анализ мине­ралов того времени показал, что за период с750до570 миллио­нов лет назад Земля пережила, по меньшей мере, четыре ледни­ковых «зимы», каждая из которых длилась несколько миллио­нов лет.

Последняя такая «зима» и стала, по сути, отправным моментом в эволюции всего живого: от простейших до челове­ка. Во всяком случае, как ныне утверждают ученые, без этих ледниковых явлений жизнь на нашей планете никогда бы не возникла.

Ледниковые периоды заканчивались на Земле тогда, когда многочисленные вулканы выбрасывали в атмосферу огромное количество двуокиси углерода, которого было достаточно, что­бы вызывать «сверхпарниковый» эффект. Для этого, конечно, требовалось, чтобы концентрация газа приблизительно в 350 раз превышала нынешнюю. Двуокись углерода задерживала те­пло, что способствовало таянию льдов. Согласно предположе­ниям некоторых ученых, в один из таких периодов, скорее все­го, и «проснулись» занесенные из Космоса простейшие микро­организмы, а затем на их базе развились и высшие формы жиз­ни. В процессе «дыхания» они вырабатывали двуокись углеро­да, создавая вокруг Земли как бы «теплое одеяло», которое спо­собствовало появлению новых видов микроорганизмов, став­ших ключевыми в эволюции жизни на планете. Но есть и дру­гой фактический материал, показывающий, что при формирова­нии земной коры возникали исходные органические вещества -

углеводороды. Эти углеродные соединения, кстати, обнаружи­ваются и на небесных телах, доступных изучению.

Особым качественным признаком живого организма счи­тается его адаптационная способность по отношению к изме­няющейся внешней среде, а также приспособляемость всех его частей к функциям, которые они выполняют и на молекуляр­ном, и на клеточном уровне. Явление приспособляемости мож­но понять и оценить только в свете научного изучения возник­новения и развития жизни. Ученые в XX веке совершили рево­люционный прорыв в познании и осмыслении первопричины появления и существования биосферы Земли. Была глубоко изучена молекулярная структура нуклеиновых кислот и белка, выяснена роль мембран в обеспечении основных жизненных функций, выявлена структура вирусов, объяснены механизмы их репродукции и воздействия на клетку, наконец, расшифро­ван код передачи наследственных признаков. Все это дало фи­лософам интеллектуальную пищу для переосмысления систем­ного движения материи, ее непрерывного и постоянного само­обновления.

Живая природа устроена так, что жизнь питается жизнью, то есть поддерживается смертью. И дело не в том, что смерть следует за жизнью, а в том, что смерть обеспечивает са­му жизнь, являясь ее неотъемлемой частью. Достаточно указать на тот факт, что ежечасно в теле здорового человека погибает до 20 млрд, эритроцитов, до 10 млрд, тромбоцитов и 5 до млрд, лейкоцитов [6].

Расширение и углубление научно-теоретического позна­ния жизни привело в итоге к качественному изменению многих представлений и понятий о ней самой и об антиэнтропийной сущности всего живого, его тенденции к сохранению упорядо­ченности, организованности. Так, Э.С. Бауер (1890-1942), соз­дав физико-химическую модель процессов жизнедеятельности, указал на ее антиэнтропийную направленность. «Живая систе­ма, - писал он, - всегда превращает свою свободную энергию в работу против ожидаемого равновесия» [7]. Эту идею высоко оценил и продолжил И.И. Шмальгаузен (1884-1963): «Жизнь - есть борьба, - писал он. - Борьба против равновесия. Борьба против нарастающей энтропии» [8]. Согласно мнению ученого, в процессе взаимодействия со средой организмы не только по­вышают уровень своей неэнтропии (организации), но и оказы­вают организующее воздействие на среду, в которой они функ­

ционируют. Эти выводы полностью совпадают с позицией Н.А. Бернштейна (1896-1966), утверждавшего, что «неравновесное состояние, его преодоление, сведение до минимума отклонений и нарушений и невозможность абсолютного их преодоления в силу необычайной подвижности внутренней и внешней среды - естественное состояние живого. Равновесие - гибель живого» [9].

При зарождении научной мысли о земной жизни сразу оп­ределились два ключевых ее направления. Одно связывалось с учением Демокрита, рассматривавшего зарождение жизни как самоформирование инертной материи. Другое направление мысли восходит к идеям Платона, который называл первонача­лом жизни духовность, оживившую мертвую материю. Многие столетия превалировала платоновская точка зрения. Но начиная с XVII века научная мысль вновь обратилась к материалистиче­ской идее Демокрита.

Будучи принципиально различными, по­зиции античных мыслителей сходились в том, что признавалась возможность космического зарождения жизни. В настоящее время становится общепризнанным убеждение, что земная жизнь явилась частью единого эволюционного процесса во Вселенной. Правда, до возникновения человека первостепен­ную роль играли объективные материальные факторы. Однако творческая деятельность людей, их духовность постепенно из­менили соотношение движущих сил: духовное начало стало преобладать, целенаправленно изменяя материальный мир, спо­собствуя прогрессу. Философская мысль сегодня нацелена на критическое переосмысление всех полученных наукой данных о жизни, об общих законах ее развития на Земле и во Вселен­ной.

В настоящее время установлено, что неживая и живая ма­терии едины. Это единство состоит в том, что все неживые ве­щи и живые и тела состоят из одних и тех же атомов химиче­ских элементов. Кроме того, все виды неживой и живой приро­ды подчиняются единому закону сохранения вещества и энер­гии. Живое вещество получает энергию из неживой природы. Иными словами, все живые организмы - это открытые систе­мы, способные функционировать только за счет поступающей извне энергии. Так, К.А. Тимирязев писал: «Зерно хлорофилла - тот фокус, та точка в мировом пространстве, в которой живая сила солнечного луча, превращаясь в химическое напряжение,

слагается, накапливается для того, чтобы впоследствии испод­воль освобождаться в тех разнообразных проявлениях движе­ния, которые нам представляют организмы, как растительные, так и животные. Таким образом, зерно хлорофилла - исходная точка всякого органического движения, всего того, что мы под­разумеваем под словом жизнь» [10]. Исходя из понимания дви­жения материи от простого к сложному, Тейяр де Шарден при­шел к выводу, что «...жизнь... есть не что иное, как специфиче­ский эффект усложнения материи: свойство само по себе соиз­меримо со всей Вселенной, одинаковой протяженности во вре­мени и пространстве» [11].

Развитие современной теории молекулярной биологии по­зволило ученым аккумулировать достаточный естественнона­учный материал для философского осмысления многообразных видов проявления жизни на планете. После того как было уста­новлено, что развитие живого вещества в геологическом време­ни выражается в медленном изменении его форм, генетически между собой связанных, от одного поколения к другому, стала понятнее «логика» приобретения и накопления энергии живым веществом. «В своей совокупности животные и растения, вся живая природа представляют природное явление, противореча­щее в своем эффекте в биосфере принципу Карно в его обыч­ной формулировке, - писал В.И. Вернадский. - Обыкновенно в земной коре в результате жизни и всех ее проявлений происхо­дит увеличение действенной энергии... Отклонение такого ос­новного явления, каким является живое вещество в его воздей­ствии на биосферу... от принципа Карно указывает, что жизнь не укладывается в носилки, в которых энтропия установлена» [12]. В процессе обмена материи и энергии, накопления послед­ней и происходит развитие живой системы, обновление ее ком­понентов.

Жизнь вечна постольку, поскольку вечен Космос. Причем все ее формы возникали в процессе биогенеза. И то, что было верно на протяжении десятков и сотен миллионов лет, верно и для современных биогенных процессов. Но у нашего времени есть одна особенность: на ход жизни уже активно воздействует человеческий разум. Так, в начале 2001 года мировые информа­ционные агентства сообщили о сенсационном открытии бри­танского биохимика Илам Абульядайель. Она якобы нашла способ, позволяющий «перевести назад стрелки биологических

часов человека». Ученому удалось разработать уникальную ме­тодику, которая помогает вернуть клетки, отвечающие за им­мунные процессы в организме, в то состояние, в котором они находились еще при развитии человеческого эмбриона. Ученые из Кембриджа повторили эксперимент и подтвердили его ре­зультаты. Новые клетки были названы стволовыми, или поли- потентными, поскольку они способны давать начало клеткам самых разных органов и тканей. Такие клетки, получаемые из человеческих эмбрионов, уже сейчас с успехом используются для лечения некоторых тяжелых болезней. Более TOFO, экспер­ты прогнозируют значительное расширение сферы применения новой технологии (речь идет об обновлении органов и омоло­жении всего организма).

Ученые на сложном исследовательском пути встречают немало трудностей философско-методологического свойства, которые не позволяют убедительно объяснить исходные мо­менты зарождения и функционирования жизни и сформулиро­вать принципы управления ею. Особое внимание ученых при­влекает на сегодняшний день неплохо изученная элементарная составляющая ячейки жизни ~ молекула ДНК. Рассматривается также ее связь с белками. Известно, что образование белков за­висит от ДНК, но сама ДНК не может образоваться без присут­ствия белка. Получается заколдованный круг типа «что было первым - курица или яйцо». Ученые Гавайского университета США провели весьма интересный эксперимент по оживлению клеток. Как известно, наука до сих пор исходила из того, что все живые организмы могут развиваться лишь из живых клеток. Однако ученые, охлаждая сперму мышей до безжизненного со­стояния, затем вновь реконструировали ее с помощью несколь­ких капель воды и оплодотворяли женские особи. Успех иссле­дователей убеждает в том, что структуры ДНК в половых клет­ках куда более устойчивы, чем предполагалось ранее. А в на­стоящее время уже стало возможным оживление неких «спя­щих» микроорганизмов, миллионы лет находившихся во льдах Антарктиды.

1.2.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Феномен жизни.: