<<
>>

Культура как философская проблема.

Культура как философская проблема представляет собой собирательный образ, объединяющий науку, технику, медици­ну, искусство, религию и т.д. в некую целостность. Философия оказывает огромное влияние на развитие культурного направ­ления в бытии науки, искусства, медицины, религии.

Однако в различных видах культуры она проявляет себя только тогда, ко­гда возникает особая в ней потребность. Ее роль и значение рассматриваются не в утилитарной, практической полезности, а прежде всего в эстетическом пафосе. Именно философская мысль всегда и везде ищет и рационально обосновывает чело­веческий идеал, способный служить путеводной звездой в жиз­ни и деятельности людей. Немецкий философ М. Шелер ценил философию за то, что она ищет в науках «знание ради спасе­ния», а не «ради достижений и господства» над природой.

Культура - это огромный мир, построенный и постоянно изменяемый человеком согласно его идеям, ценностям и идеа­лам. Она включает в себя не только результаты эстетико-симво­лической деятельности ума и рук человеческих, получившие выражение в науке, искусстве. Важнейшей частью культуры становятся те созидательные действия, которые и мысленно, и фактически изменяют окружающий людей природный и обще­ственный мир к лучшему. Культура - это все, что реально улуч­шает, совершенствует бытие людей в результате сознательного преобразования ими мира и приспособления его к разумным потребностям человечества. Стремление компетентно управ­лять естественными процессами, происходящими в природе, обществе и человеческом организме, ведет к развитию самой культуры. В некотором смысле человек и культура - единое це­лое. Культура живет в людях, их творчестве, социальной актив­ности, эмоциональных переживаниях. Люди являются сущест­вами не только общественными, но и культурными. Нацелен­ность всякой культуры на творчество и созидание является за­дачей улучшения жизни людей, совершенствования их самих путем постижения искусства управления природой, обществом.

Философски культура осознается и оценивается как исто­рически обретаемая сфера средств, целей и ценностей, умно­

жающих человеческое могущество, и в силу этого обстоятель­ства имеющая непреходящее значение. Конечно, она включает в себя моральные, этические и эстетические измерения антро­поцентрической реальности, может опираться и на религиозно­духовные устремления. Но все же самое главное заключается в культивировании абсолютно свободной человеческой деятель­ности, не ведающей для себя никаких препятствий. Философ­ское осмысление культуры вообще начинается с раскрытия внутреннего смысла человеческого бытия, получающего посте­пенное и последовательное осознание своих возможностей, оп­ределяющих его содержание, которое в силу этого обстоятель­ства стремится обеспечить себя условиями гарантированной реализации такого рода возможностей.

Рассматривая смыслообразующую составляющую в разви­тии культуры под углом зрения нравственной философии, нель­зя не обратить внимание на весьма глубокие идеи русских ре­лигиозных философов, считающих культуру потребностью че­ловеческого духа. Йравственно-этическая культура, принципы которой проповедовали Вл. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев, зримо противопоставляется идее рацио­нального преображения жизни. Так, Н. Бердяев, в частности, связывает культуру с идеей творчества, превосходящего мир веками складывавшихся дифференцированных форм искусства. Эти нравственные знания - основание для весьма сложных, разветвленных философских интерпретаций и источник разви­тия различных философских направлений исследования и объ­яснения вселенского бытия человека.

Различные философские системы способны не просто объ­единять людей, но и весьма последовательно и полно выражать типичные и оригинальные культурологические идеи и идеалы эпохи, народа, отношение к традиционной совокупности всего прекрасного и возвышенного в жизни (Кант). Философия ока­зывается неким всеохватывающим единством, включающим в себя смысл жизни людей, добро, красоту, справедливость, сво­боду мысли и т.д.

Все философские учения и системы разными путями приближают нас к прекрасному - первооснове всякого эстетического человеческого знания. Сначала - в смутном представлении, затем в художественной фантазии, а в перспек­тиве - в жизненной реальности искусство, например, преобра­жает всю естественную плоть мира, переосуществляет всю дей­

ствительную жизнь людей, творит в ней истинную красоту. Ведь последняя есть не что иное, как «духовная телесность» (Вл. Соловьев). Именно в ней, по Соловьеву, дух сочетается с материей наиболее совершенным образом, торжествует над хаосом, бесформенностью, небытием. Другой русский философ Н.Ф. Федоров утверждал, что жизнь есть акт эстетического творчества.

Даже если признать весь окружающий нас мир материаль­ным, то искусство не обязательно должно быть таковым, ибо в его рамках всегда осуществляется свободный выбор средств и способов восприятия, оценки и объяснения мира. Эстетическое познание есть особая форма миропонимания и философского осмысления имеющегося знания о внешнем мире, а также о ми­ре, находящемся внутри человека. Поэтому искусство как фор­ма познания принципиально отличается, например, от науки. Если научное познание восходит к логике как всеобщей теории самой науки и к эксперименту как наиболее точному способу проверки суждений, то эстетическое познание, как правило, осуществляется в результате синтеза разрозненных представле­ний о мире и своеобразной рефлексии на новые открытия вооб­ражения и умозрения. Источник эстетического знания - это на­копленные сведения о среде обитания человека и его творчест­во. Это и вечные проблемы осмысления общечеловеческих цен­ностей. На базе самокритичного постижения всего этого и воз­никло царство внутреннего мира человека - мира духовности, или чистого умственного созерцания и особого способа осмыс­ления мира.

В русской философии эстетика предстает как смыслообра­зующее начало жизни человека. Только она создает и охраняет систему мотиваций и форм человеческого поведения, изобретая «модельные образцы», побуждая человека к обретению веры в добро, к самосовершенствованию и т.д.

Эстетика, обладая принципиально иным способом миропредставления и мироот- ражения, совершенно иначе, нежели наука, «смотрит» на объ­ективную данность мира. Таким образом, эстетическое позна­ние лежит вне той сферы, в которой функционирует механизм рационального изучения мира наукой, а также вне сферы ирра­ционального постижения бытия религией. Философско-эстети­ческое стремление к свободе творчества предполагает прису­щие человеческой сущности духовный инстинкт и творческую

интуицию. При этом люди «умом зрят, головой ощущают» ста­рые и «сердцем творят» новые духовные ценности. Творчество в философии и искусстве - естественный источник духовных и материальных ценностей, созданных человечеством на протя­жении всей истории своего существования. Благодаря творе­нию люди совершенствуют естественный мир и самих себя, создают новую реальность. Творческий характер человеческого труда специфичен прежде всего для искусства и науки, где нет проторенных путей, поэтому деятельность художника и учено­го всегда направлена на поиск неизведанного и на созидание небывалого. Стоит подчеркнуть, что в жизни человека создан­ный им на базе естественного искусственный мир теперь играет исключительно важную, первостепенную роль. Без его сущест­вования современный человек уже просто не мыслим.

Философы и художники всегда творили новый мир бытия на основе своего собственного, неповторимого восприятия ре­альности. Но это восприятие объективной действительности ес­тественным образом сопряжено с внутренними законами исто­рического бытия, окружающего художника. Объективность и субъективность (в их традиционном понимании) в искусстве не должны противопоставляться друг другу. Художник, как и фи­лософ, - это человек, самобытно преодолевающий все противо­речия жизни. Он вовлечен в жизнь, подчиняется ее ритму, но одновременно выражает свои субъективные пристрастия, фор­мирует ценности, придающие бытию подлинно человеческий смысл. Искусственный мир (культура) - это не только создан­ные человеком вещи, приобретенные знания, рожденные идеи, но и совместная жизнь и деятельность людей.

Коллективный труд стимулировал человеческие чувства, мышление, принци­пиально новые потребности и интересы (как материальные, так и духовные). Короче говоря, творя новый мир вещей, а также созидая мир духовности (концепций, теорий, идей, идеалов), человек создал небывалую сферу общественных отношений и личного общения людей - культуру морально-этического обще­ственного поведения.

Таким образом, в процессе коэволюции природы и обще­ства появились качественно иные формы человеческого бытия. Родились мораль, искусство, религия, наука. Все они в своих исходных началах, принципах, в своих смыслах, целях и идеях во многом зависят от философии познания. Н. Бердяев считал,

что допустимо существование философии науки, но не может быть научной философии. В этом он, скорее всего, ошибался. Если в науке всегда присутствуют философские элементы, а в научных гипотезах - философские позывы, то и большие уче­ные нередко бывают большими философами. Поэтому нельзя отказывать философии в праве называться научной в своей ос­нове.

Люди всегда рассматривали концепции, теории как некий «осадок» культурной жизни. И это не только допустимо, но да­же необходимо, тем более, что сам вопрос об отношении к на­учным теориям есть один из коренных вопросов истинной культуры. Эрих Фромм, известный американский философ, за­метил: «Духом гордости и оптимизма была отмечена западная культура последних нескольких веков: гордости за человече­ский разум как инструмент познания и овладения природой; оптимизма в связи со свершением невероятных надежд челове­чества и достижением счастья для большинства людей. Гор­дость человечества оправданна. Благодаря разуму человек соз­дал материальный мир, реальность которого превосходит са­мые смелые мечты и фантазии сказок и утопий. Он заставил так служить себе энергию, что скоро она будет в состоянии обеспе­чить человечество материальными условиями, необходимыми для достойного и продуктивного существования» [19]. Но что­бы достойно пользоваться достижениями созданного человече­ством нового вещественного и духовного мира, необходимо всегда с философских, нравственно-этических позиций форми­ровать истинно человеческую культуру общения.

«Человеческая культура - я имею в виду все то, в чем че­ловеческая жизнь возвысилась над своими биологическими об­стоятельствами и чем она отличается от жизни животных, при­чем я пренебрегаю различением между культурой и цивилиза­цией, - пишет 3. Фрейд, - обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны. Она охватывает, во-первых, все на­копленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения чело­веческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходи­мые для упорядочения человеческих взаимоотношений и осо­бенно для дележа добываемых благ. ...Культура должна поэто­му защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью

не только обеспечить известное распределение благ, но и по­стоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враж­дебных побуждений людей все то, что служит покорению при­роды и производству благ. Создания человека легко разруши­мы, а наука и техника, построенные им, могут быть применимы и для его уничтожения» [20].

Становление культурного человека предполагает огромное личное усилие индивида подняться над самим собой, а значит - овладеть культурой бытия. Никто не сможет заставить человека быть тем, кем он быть не может или не хочет. Нельзя понудить личность к философскому и эстетическому совершенствова­нию. Это всегда сугубо личный внутренний мотив, стремление адаптироваться к новым природным и социальным обстоятель­ствам и способность адекватно менять их в соответствии со своими интересами и потребностями. Это внутреннее постоян­ное желание человека самосовершенствоваться. «Следователь­но, совершенство может быть не чем иным, - замечал И. Кант, - как культурой способности человека... и культурой воли (нравственного образа мыслей) для удовлетворения всякого долга» [21].

Культура, таким образом, служит своеобразным критери­ем развитости человека и всего человечества. Это стиль духов­ной жизнедеятельности общества, социальной группы и каждо­го конкретного индивида. Это способ и образ критического мышления. Это стиль верования. Это характер общественного поведения, народные обычаи, традиции. Это, наконец, форма и стиль языка. Духовная культура заключает в себе системы цен­ностей, созданных человеком, такие, как философия, наука, техника, медицина, искусство и т.д. В заключение отметим, что дальнейшее развитие человеческого общества зависит от куль­туры в той мере, в какой она определяет общее состояние обра­зования, воспитания и просвещения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. С. 230.

2. Культурология. XX век: Антология. - М., 1995. С. 111.

3. Кант И. Критика практического разума. - М., 1994. С. 421.

4. Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20 т. Т. 15. - М., 1964. С. 220.

5. Кант И. Критика практического разума. С. 420.

6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., 1988. С. 51.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. Ч. I. С. 386.

8. Там же. Т. 32. С. 45.

9. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - М., 1993. С. 84.

10. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. - М.,1994. С. 418.

11. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. С. 163.

12. Ильин И.А. Наши задачи. - М.,1992. С. 327-328.

13. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. С. 262.

14. Ясперс К. Ницше и христианство. - М. 1994. С. 13-15.

15. Платон. Сочинения. В 3 т. -М., 1968. Т. 1. С. 138, 139.

16. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусст­ва.-М., 1994. С. 18.

17. Кант И. Сочинения. В 6 т. - М., 1966. Т. 2. С. 137-138.

18. Там же. Т. 5. С. 222.

19. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. С. 22.

20. Сумерки богов. - М., 1989. С. 95-96.

21. Кант И. Критика практического разума. - М., 1994. С. 420.

«Все, что в науках основано на разуме, зависит от филосо­фии».

Гегель

«Самое удивительное в нашем мире - это то, что он позна­ваем».

Эйнштейн

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Культура как философская проблема.: