Когнитивная психология
Когнитивная психология возникла под влиянием описанных в кибернетической литературе операций, выполняемых ЭВМ (получение, манипуляции символами, сохранение в машинной памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д.). Все это побуждало искать аналогии познавательных процессов человека с работой компьютера. Все формы человеческого познания рассматривались по аналогии с ЭВМ как последовательные блоки сбора, переработки, хранения и использования информации.
Когнитивная психология развивала представления о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации. Т.о. люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы.
В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где познавательные процессы трактуются крайне механистически: психика выступает в виде устройства для преобразования информационных сигналов.
Однако в целом в когнитивной психологии не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы.
Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахаам Маслоу.
Основатели гуманистической психологии имели целью создать жизненную психологию, исследующую здоровую творческую личность — задача, которую не ставила никакая другая школа.
Маслоу подчеркивал, что не следует изучать психологию личности человека на основе изучения невротиков.Маслоу использовал свой собственный метод — биографический. Изучая истории жизни, биографии великих людей, он пришел к выводу, что основным мотивом человеческой деятельности является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению.
В чем же смысл самоактуализации? Потребность к самоактуализации проявляется в стремлении приносить людям добро (по своей сущности человек добр). Маслоу не согласен с идеей Дарвина, что выживают лишь агрессивные и сильные животные, считая, что агрессия животного — вынужденное средство приспособления, сытый лев не набрасывается на жертву.
Самоактуализация проявляется также в том, что человек обязан быть тем, чем он может стать, используя все свои возможности и способности (человек обязан выполнить свою миссию). Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, — он обязан их реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, приводящий к неврозу.
С другой стороны, невроз, по мнению Маслоу, возникает у людей, лишенных потребности в самоактуализации. Потребность в самоактуализации возникает только у здоровых людей.
По мнению Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманистическими потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. В этом отношении Маслоу нанес удар фрейдистам (для Фрейда социализация означала укрощение основных инстинктов).
Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд: а) физиологические потребности; б) потребность в безопасности; в) потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая группа гуманоидных потребностей — г) потребность в истине, в добре, в справедливости.
Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный нюанс: самоактуализация, хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда, когда удовлетворяются первые три группы потребностей. Но как раз здесь и заложен основной дефект учения Маслоу — непонятно, как же гуманистические потребности в справедливости, самоуважении, уважении других и т.д. формируются у людей, у которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу, оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону потребности.В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла собой разновидность той же биологизаторской тенденции. Конечно, звучит заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми. Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.