<<
>>

§ 3. Воспитание мужества


Мужественным мы называем чадо век а, который не боится опасностей и готов пожертвовать собой во имя своих убеждений и долга перед советской родиной.
Понятие обозначения понятия мужества в русском
мужества, языке существует много названий: непоколебимость, бесстрашие, храбрость, смелость, отвага, доблесть, геройство и др.
Все эти понятия являются выражением своеобразных ступеней развития твёрдости характера. Мужество становится чертой характера человека тогда, когда оно выра-жается не в отдельных, эпизодических его поступках, а делается привычным, постоянным для него образом действий (как в проявлении физической выносливости, так и в проявлении нравственного самообладания и выдержки).
Мужество — это не отсутствие страха, а преодоление его, овладение человеком своими инстинктами и эмоциями во имя высшей цели.
Мужество советского человека имеет своим источником могущество социалистического советского строя и твёрдую веру в торжество коммунизма. Строительство коммунизма определяет и направляет деятельность советских людей —^ оно стало кровным делом всего советского народа. Борьба за торжество этой великой цели мобилизует все силы, и каждое отдельное напряжение, требующееся Для преодоления встречающихся на пути опасностей, ощущается как определённый этап, приближающий к этой захватывающей конечной цели. Успех на данном этапе рождает новые силы, стремление к следующим достижениям и готовность к преодолению новых трудностей, лишений и опасностей.
Проф. К. Н. Корнилов раскрывает понятие мужества так: «Под мужеством мы разумеем наивысшую форму проявления человеческого характера; оно связано с глубочайшей убеждённостью человека в том, что поставленная им себе в жизни задача и путь разрешения её являются единственно правильными. Никакие препятствия не в силах заставить мужественного человека отступить от намеченной цели, даже и тогда, когда ему грозят величайшие страдания и смерть.
Чадо век так глубоко уверен в правоте дела, за которое он борется, что у него возникает состояние воодушевления, восторга, ведущее часто к самопожертвованию и сопровождаемое пренебрежением к страданиям и смерти. Героическое в человеке — это всегда проявление его мужества» К
- Особенно ярко мужество нашего советского народа проявилось в дни Великой Отечественной войны. Весь народ показы-вал образцы мужественного служения родине; неисчислимые примеры беззаветного героического служения советской родине показали бойцы и командиры на полях сражений. Бессмертные подвиги Гастелло, Матросова, панфиловцев и др. нашли многочисленных последователей.
Зоя Космодемьянская, Шура Чек а лин, Лиза Чайкина, молодогвардейцы и многие другие показали истинные образцы большевистского мужества.
Мужество, героизм — характерная черта нашего советского народа. Мужество есть сложный психический процесс, охватывающий собой и интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую сферу человеческой деятельности, но в основном мужество является выражением моральных устоев личности.
Совершение любого акта мужества можно Основные свести к следующим основным стадиям:
стадии [ Возникновение необходимости совершить
мужественного о Т ^
поступка, поступок." 2.
Борьба мотивов и выбор решения.
3. Совершение поступка. 4ЇЇ Психологическое состояние лица после совершения поступка.
я стадия. При возникновении поступка имеет значение:
а) настроение и переживания человека, напряжённая деятельность его сознания, эмоций перед совершением поступка и
б) внешние условия и обстановка. Касаясь внутренней стороны психического состояния человека, мы возьмём два случая:*
первый, когда у человека нет подготовленности к действию и само действие возникает внезапно, непосредственная опасность наступает неожиданно; и второй, когда опасность ожидается и происходит определённая подготовка к действию.
На вопрос о том, влияет ли подготовка к действию на протекание эмоций, ответ должен быть положительным.
Но иногда при подготовке может возникнуть обратное действие. Человек, не обладающий большим мужеством, переживший ранее опасность, находящийся во власти представлений об этой опасности в связи с ожиданием новых переживаний, может испытывать робость.
я стадия. Второй стадией в развитии мужественного акта является выбор и принятие решения. Человек перед совершением
1 Журнал «Семья и школа*, № 2, 1947, статья «Воспитание мужества», стр. 2* поступка взвешивает все мотивы за и против совершения поступка и, наконец, после размышлений, колебаний принимает то или иное решение. В этом случае мы имеем две категории людей:
а) людей решительных и
б) людей нерешительных.
Решительность — это волевая активность, направленная на вполне ясно осознанную цель, характеризующаяся максимальной побудительной силой, устраняющей сомнения и колебания. Нерешительность, напротив, говорит о слабости, пассивности воли, постоянных колебаниях и сохмнениях в правильности поставленной задачи, возможности её исполнения. Нерешительность — это недоверие к себе, своим силам. Борьба 'мотивов обычно заканчивается или решением хорошо бороться — тогда человек проявляет храбрость, или признанием собственного бессилия, порождением колебаний — человека охватывает боязнь, он робеет перед опасностью.
я стадия. Выбор сделан, и человек совершает поступок. Волевое напряжение достигает своего высшего развития. При этом происходит следующее:
во-первых, внимание человека сосредоточено на преодолении трудностей, стоящих на пути, и в то же время оно отвлекается от ощущений непосредственной опасности, которая угрожает жизни;
во-вторых, деятельность сознания направлена на создание положения, более выгодного для действия по преодолению трудностей, препятствий, опасностей;
в-третьих, мобилизуется вся энергия и направляется в сторону препятствия — человек действует.
Концентрированное напряжение сознания, эмоций и воли, определяемое принципиальной убеждённостью и мировоззрением человека, обеспечивает решительность и настойчивость действия.
я стадия. Последующее состояние человека. Оно будет весьма различно и будет зависеть от характера поступка, его глубины, степени риска, личности самого человека, положительных или отрицательных результатов, полученных от действия, степени напряжения эмоций и т. и. Может наступить дальнейший подъём настроения и стремление в мыслях вновь пережить всё происшедшее, рассказать другому, подвергнуть анализу и оценке, сделать выводы на будущее. С другой стороны, вследствие сильного напряжения, вызванного эмоциями, 'может наступить упадок сил, ослабление, сопровождающееся обычно бледностью, усталостью, утомлением.
Мужество обнаруживается только в поступ- Пути и сред-, ках Поэтому задача воспитателя состоит в том,
ства воспита- ^ *
ния мужества, чтобы заставить своего воспитанника проявлять
себя в соответствующих поступках: например, высказать товарищу открыто своё мнение о его неправильном поступке и др.
21 Педагогика
В соответствии с возрастом воспитанников нужно раскрывать перед ними сущность мужества и храбрости, показывать их основы, причины и следствия возникновения, условия и характер протекания, физиологию этого чувства, связь с волей и характером, темпераментом, раскрывать причины, рождающие возвышенный характер мужества советских людей в борьбе за честь и независимость родины. Разъяснение всего этого может проводиться учителем на уроках, а также во внеклассной, внешкольной работе; в кружках, на пионерских сборах, докладах, на комсомольских и общешкольных собраниях, а также путём обычных бесед (коллективных и индивидуальных) воспитателя с воспитан-никами.
Во всех этих мероприятиях необходимо соблюдать одно весьма важное условие: чтобы разъяснение носило увлекательный характер и пробуждало чувство мужества на основе фор* мирования коммунистической убеждённости.
Выбор тем для бесед может быть весьма разнообразен. Укажем для примера некоторые из них:
Мужество славных советских патриотов — Зои Космодемьянской, Александра Чека лин а, Лизы Чайкиной. Подвиг капитана Гастелло. Что такое мужество? Как стать мужественным? Страх н борьба с ним. Трусость и малодушие. Что такое героизм и отвага? И др.
Живой пример — наиболее доступное пониманию конкретное выражение мужественного поведения человека, достойного подражания. Примеры мужественной и прекрасной жизни великих вождей — Ленина и Сталина, героические примеры из истории нашего народа, герои Отечественной войны, герои повседневного труда наших заводов, полей. Воспитываемые в атмосфере героизма, наши подростки, юноши и девушки чувствуют непреодолимое влечение к подвигу. Мужественные люди нашей страны являются для нашей молодёжи живыми примерами для подражания. Надо лишь умело раскрывать перед учащимся подлинные черты характера мужественных людей, с которыми он знакомится, надо показать их цельность и целеустремлённость, единство их слова и дела, единство цели и постоянство усилий. Надо дать возможность молодёжи понять, что страдания, которыми сопровождается мужественный поступок, есть фактор возвышения и величия человека, источник высокого морального удовлетворения, доставляющего человеку радостное сознание своего достоинства и роста своих сил, ощущение глубокого счастья. Для слабовольных же, неустойчивых людей страдание является лишь источником уныния и малодушия. Примерами, на которых можно иллюстрировать эти положения, весьма богата наша жизнь, литература, история; широки также возможности внеклассной и внешкольной работы. 1 Для культивирования решительности и смелости успешно могут быть применены поощрение и наказание. Человек с недо- статочно сильной волей часто колеблется в выборе решений- Он неустойчив, и для него подчинение чужой, более сильной воле иногда имеет весьма большое значение. Человек не верит в себя или переоценивает опасность, трудность, боится действовать, и вот прямой приказ, категорически выраженное требование могут заставить нерешительного человека оставить колебания, и он видит тогда, что опасность вовсе не так значительна, как ему это казалось, трудности оказываются вполне преодолимыми, сил для этого — избыток. Так человек приучается к совершению мужественных поступков, вначале посредством внешнего побуждения, а в дальнейшем они становятся для него обычным явлением, качеством всей его личности.
Побуждение может носить не только характер прямого приказа, но и быть направлено на то, чтобы вызвать у воспитуемого чувство чести, повлиять на осознание им своего долга, ответственности перед самим собой, перед коллективом, перед родиной. Побуждение может носить непосредственный характер, когда оно выражается прямым распоряжением колеблющемуся человеку. Но оно может принять и характер опосредствованного влияния. Призыв, обращенный ко всему коллективу, действует и на каждого отдельного человека. Раскрытие перед людьми высокого морального значения поступка, показ различия задач, решение которых зависит от мужественного поведения людей, ' пример мужественного человека — увлекают колеблющихся.
Наряду с поощрением в воспитании ^мужества могут быть иногда успешно применены и некоторые меры наказания: замечания, выговоры, временное лишение права занимать обществен-ные должности, осуждение поступков на собрании коллектива.
Моральные качества—дисциплинированность и мужество — тесно связаны между собой. Человек мужественный — это человек дисциплинированный, но дисциплинированный человек не обязательно бывает мужественным. В тех случаях, когда в мужестве нет дисциплины, оно может принять характер удальства.
Мужественный человек умеет держать себя в руках, быть дис-циплинированным в своём мужестве. Это и позволяет целый ряд мер, практикуемых в воспитании сознательной дисциплины, применять и в -воспитании мужества.
Ребёнку не свойственно чувство страха, однако, мы нередко .наблюдаем, что дети иногда боятся, хотя видимой причины для страха нет. Объясняется это следующим: дети мало опытны, часто ошибаются и страдают от этого, а потому страшатся всего неиспытанного. Вместе с тем можно считать установленным, что трусость проявляется большей частью у детей, запуганных с детства. И наконец, неосторожное случайное проявление взрослыми своего собственного страха и трусости в присутствии детей, которые склонны всему подражать и доверять авторитету взрослых, передаётся детям.
У детей мы наблюдаем две особенности: с одной стороны, они
21* 323
совершенно не боятся того, о чём не имеют представленій: ребёнок тянется к горячему потому, что он не знает, что это опасно. Обжёгшись раз, он другой раз становится осторожным, С другой стороны, ребёнок боится неизвестных явлений в том случа-е, если по ассоциации они вызывают представление ранее перенесённых неприятностей, срязываются у него с уже испытанной опасностью. Ранее испытанный страх рождает новый. При этрм сам источник страшен своей неизвестностью. Наблюдение показывает, что маленькие дети часто боятся «чужих» потому, что однажды с одним «чужим» было связано переживание какой- то неприятности. Что может быть страшного в темноте? Отсутствие света. Поэтому первоначальная причина этого страха заключается не в боязни темноты самой по себе, а в тех обстоятельствах, которые могут сопровождать пребывание в темноте. Воспитатель должен прежде всего сам ясно представлять себе сущность эмоции страха и уметь доискаться причин её появления у воспитанника с тем, чтобы направить усилия на устранение и ликвидацию последствий, её вызвавших. Воспитатель должен разъяснить ребенку, показать ему необоснованность его страха.
Для воспитания мужества надлежит с детства не пугать ребёнка разными страхами, закаливать его, приучать спокойно переносить неприятные ощущения, в том числе — и болевые. Надо показать воспитаннику, что самая боль не так страшна, как её"ожидание. Надо воспитывать у своего ученика уменье в момент опасности не думать о ней, а сосредоточить все свои силы на преодоление трудностей и достижение цели.
В работе с подростками и юношами огромную роль в воспитании бесстрашия и мужества играет коллектив. В коллективе всегда имеются сильные. Коллектив придаёт человеку уверенность в себе и своих силах. Определяющую роль в коллективе играет руко води ТЄЧТІЬ. Волевой руководитель своими категорическими чёткими распоряжениями, требующими беспрекословного исполнения, личным поведением как бы цементирует волю отдельных членов коллектива в единую волю всего коллектива.
При Боепитании мужества у детей большую роль играет комсомольский, пионерский, классный, школьный коллектив. В преодолении трудностей жизни и деятельности коллектива более волевые, смелые товарищи увлекают своим примером, ведут за собой более слабых волей, требуя от них ответственности перед коллективом, и в то же время помогая им. Коллектив пробуждает уверенность в своих силах, и тем постепенно изживает робость и страх у учащихся.
Необходимой предпосылкой для воспитания мужества у подрастающего поколения является физическое воспитание и закаливание организма. 4
Физически сильный, закалённый человек увереннее, спокойнее преодолевает чувство страха и* боли. Необходимо поэтому с детства приучать ребёнка к физической выносливости, для чего з его воспитании видное место должны занимать физические упражнения, занятия гимн нети кой.
Всевозможные виды физических упражнений являются не только средством развития физической ловкости и смелости; физкультура развивает и упражняет деятельность нервной системы, приучает человека к управлению своим телом, своими движениями, к координированию своих мышечных сил, устремлению их к определённой цели и торможению посторонних, мешающих движений, к преодолению препятствий, к подавлению робости, трусости.
Физическое закаливание содействует выработке чрезвычайно важных волевых качеств, которые составляют материальную основу волевой деятельности человека. Развитие красоты и ловкости движений, организованности и подтянутости, например, является известной предпосылкой воспитания внутренней, сознательной дисциплины.
Правильная организация всего режима дня ребёнка, приучение к занятиям физическим трудом устраняют опасность изнеживания ребёнка с быту.
Однако наблюдения показывают, что иногда физически сильный человек бывает трусливым, слабый физически, но имеющий сильный характер — проявляет героизм и мужество: Следовательно, физической закалкой далеко не решается задача воспитания мужества; ведущее место здесь принадлежит выработке нравственных устоев.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: И.Л. Каирова. ПЕДАГОГИКА. 1948

Еще по теме § 3. Воспитание мужества:

  1. О МУЖЕСТВЕ с ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТРАХА ПЕРЕД БОГАМИ 
  2. 1.4. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ  
  3.   2.1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  4. 2.4. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕМ РИМЕ  
  5. 3.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ  
  6. Воспитание детей у карагасов
  7. Теодицеи, основанные на воспитании души
  8. Роль поэзии в воспитании стражей
  9. Начала социальной философии
  10. § 2. Характер воспитания в Советском государстве
  11. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  12. § 2* Связь нравственного воспитания с другими сторонамикоммунистического воспитания
  13. § 3. Содержание воспитания коммунистической морали
  14. § 2. Методы воспитания коммунистической морали