ТЕМА ОДИН. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
1 ВОПРОС: ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.
2 ВОПРОС: ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
3 ВОПРОС: ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРОИОДИЗАЦИЯ
ЛИТЕРАТУРА:
1) УЧЕБНИК, АВТОРЫ: АЛЕКСЕЕВ ВП.
И ПЕРШИЦ А.И. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА, МОСКВА.2) ЩАПОВА ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА: ЕСТЕССТВЕННО-НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В АРХЕОЛОГИИ, М. 1988.
3) МАССОН В. М. ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ В АРХЕОЛОГИИ. САМАРА, 1996.
4) ЭТНОГРАФИЯ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА, М. 1979
5) ИСТОРИЯ ПЕРВОБТЫНОГО ОБЩЕСТВА: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ, М, 1983.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ИПО – древнейший и самый продолжительный, самый загадочный период в истории человечества. Этот период происходит физическое и общественное становление человечества. Два основных подхода к проблеме возникновения человека:
1) КРЕАЦИОННЫЙ (от лат креацио – создавать) подход. То есть создание человека внешними силами (богами, инопланетянами, кем угодно)
2) ЭВОЛЮЦИОННЫЙ, сторонники которого выступают за естественных ход эволюции человечества, естественный характер человечества. Теории эволюции есть дарвинизм, который давно устарел.
3) Мы будем говорить о современных теориях: синтетической, теории нейтральной революции, о христианском подходе, о теории старой Земли, о метафорической теории, о теории разумного замысла. Будет лекция о революционных и о креационных теориях.
В России ИПО включают в курс исторических дисциплин. На Западе – относят к естественным наукам. В какой бы степени не различались взгляды исследователей, все сходятся в некоторых моментах. Длительность ИПО превышает по времени историю всех последующих периодов. Исследователи не сошлись во взглядах, с чего начинать историю первобытного общества: с появления первых прямоходящих – тогда придется уйти на 6 млн. лет, если считать с появления человека умелого – на 2,5 млн. лет, если с появления разумного – 120 000 лет.
Данный период не знает ни одного имени, ни одной даты. В ДМ мы знаем о династиях, царях, деятелях, мы можем говорить, что то или иное событие произошло в каком-то году или в какой-то день. Чем дальше даты от нашего времени, тем приблизительнее даты событий.
ВТОРОЙ ВОПРОС.
ТИПЫ ИСТОЧНИКОВ
1) Этнографические, данные науки этнографии, которая изучает культуру и быт народов земного шара. Это как изучение отсталых народов, так и изучение пережитков в культуре развитых народов.
Этнографические источники делятся на две группы:
А) Объекты непосредственного наблюдения, когда этнограф описывает то, что видит своими глазами: отсталые общества, собирает пережитки и обычаи современного общества.
Б) Сообщения информаторов, когда исследователь не сам едет в Африку, а изучает записки путешественников, мореплавателей, такие записки обладают большой субъективностью, они могли делаться тенденциозно, например записки христианского миссионера, живущего на новых открытых территориях. Но эти записки нужны, т.к описанные в них народы либо вовсе исчезли, либо стали более развиты.
С точки зрения этнографии ДВА ТИПА ОБЩЕСТВ:
- Апополитейные общества, то есть существовавшие до появления первых цивилизаций и не доступные для этнографов;
- Синполитейные общества, существовавшие параллельно, одновременно с последующими цивилизациями.
Синполитейные общества можно разделить на:
А) Общества-изоляты, жизнь которых была изолирована – аборигены, например.
Б) Общества-регрессаты, которые развивались быстро, но потом замедлили свое развитие и отстали назад. Такой процесс мог быть связан с изменением климата или с переездом на новые территории. Например, общества американских индейцев после прихода испанцев. Из анализа этих обществ можно сделать много выводов об их брачных отношениях, духовной культуре, быте системе власти.
Минус же заключается в том, что современная наука не застала обществ до появления Homo-sapiens. Даже самые безграмотные общества – это представители современных людей, даже самые точные данные науки не могут помочь в восстановлении жизни питекантропов, австралопитеков и т.д.
Вообще, если говорить о пережитках, которые сохраняются в современных обществах, можно выделить три типа пережитков:- Простые пережитки, или РЕЛИКТЫ – пережитки, перешедшие из прошлого в настоящее, сохранив свой вид. Например, первые медные и бронзовые топоры полностью повторяли каменные изделия, или в британском парламенте спикер до сих пор сидит на мешке с шерстью.
- Видоизмененные пережитки, приспособленные, или ДЕРИВАТЫ. Они переходят из прошлого в настоящее, сохраняя свои функции лишь частично. Например, в современном обществе часто можно увидеть похищение, выкуп невесты, враждебность родственников молодых друг к другу – пережитки, дошедшие до нас в виде игры.
- Возобновленные пережитки, РЕСТИТУТЫ. Они когда-то были как живое явление, потом затухли, а потом, при определенных условиях, возникают. Например, ношение покрывала арабскими женщинами. Оно было обязательно, потом исчезло, потом снова возникло. Да и то, в разных странах требования разные: в Иране жеще, в Турции – мягче. Или в Средневековье астрология воспринималась вполне серьезно, а в СССР о гороскопах говорили как о нелепостях, теперь гороскопы снова в цене.
2) Археологические источники – данные археологии, изучающей материальную культуру прошлого: это могут быть орудия труда, постройки, погребения, оружие, памятники. С одной стороны, археологические источники выглядят привлекательно, т.к. позволяют заглянуть в древность, прочти на 2,5 млн. лет. А вот духовную культуру с их помощью изучать гораздо сложнее. А потом, далеко не все предметы сохраняются в земле хорошо: металл, камни, керамика – они сохраняются в земле более или менее хорошо, а вот дерево, ткань достаются крайне ученым редко. Не вся материальная культура доживает до археолога. По мнению исследователей, только 15% находок доживают до археологов. Это происходит, например, потому что памятник был разрушен, река поменяла русло и смыла предметы, или поздние поселения появились и разрушили более древние. Иногда бывают богатые памятники или поселения, которые в свое время погибли одновременно (Помпеи), но это редко.
Если даже поселение было покинуто жителями, они забирают с собой все, что возможно, а остаются вещи, которые намеренно в землю закопали (погребения, клады). Ценностью пользуются монеты Ивана IV, домонгольского периода.Есть молодая наука (около 60 лет) она объединяет этнографию и археологию – этноархеология, она объединяет данные двух наук, ее называют «живая археология»: основываясь на археологических данных историки реконструируют жизнь прошлого. Например, в Англии существует деревня, где полностью восстановлена жизнь железного века: постройки, скот, культуры животных, даже вывели породу малопродуктивных свиней. Исследователи живут вдали от благ цивилизации, носят одежду из льна, едят в глиняной посуде самоприготовленную еду, всё делают сами. В России пока таких проектов нет. Но в Рыбинске занимаются реконструкцией гончарного процесса. Делаются печи XII века, даже бронзового века, всё делается по древней технологии, делаются опыты, как быстро рубит дерево каменный, железный и бронзовый топор. Ими же разделывают туши животных.
3) АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ источники, данные антропологии – науки о биологических особенностях человека, которая изучает облик человека, основываясь на научных костных останках и данных. Антропология играет важную роль для истории первобытности, т.к. выявляет признаки, отличные для рода Homo, касающиеся прямохождения, членораздельной речи. Черепа – эндокраны, слепки внутренней полости черепа, помогают сделать выводы об умственном развитии человека. Структура мозга, объем мозга показывают, насколько развиты центры, отвечающие за раздельную речь, абстрактное мышление и т.п. По черепу можно определить возраст человека, по молочным зубам, черепным швам, по степени стертости зубов. По зубам определяются детские болезни, питание человека: растительная твердая и мягкая пища, мясо. По черепу определяют пол человека, правда, не точно. По черепу определяют, было ли существо прямоходящим или ходило на 4 ногах. По костям таза определяется пол. По костям ног или позвоночника определяется, как человек передвигался. По костям обожженным, разбитым можно сказать, был ли каннибализм. По повреждениям можно сказать, часто ли были конфликты. На основе данных антропологии строят свои выводы ПАЛЕОДЕМОГРАФЫ – ученые, изучающие продолжительность жизни людей в какой-то период. В древности она была маленькой – 25-27 лет.