<<
>>

МЕТАЙНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР


Из теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина следует, что индивидуальность с одной стороны, и социальная действительность, в которую индивидуальность включена или включается — с другой, представляют собой нетождественные друг другу системы.
Они устроены неодинаковым образом, а способы их существования подчиняются законам, действующим в разных по масштабу фрагментах реальности.
Интегральная индивидуальность (ИИ) представляет собой самостоятельную систему, поскольку в себе самой содержит источники, детерминирующие особенности ее строения и активности. В пользу самостоятельности ИИ как системы свидетельствует также то, что оказываемые на нее влияния других систем являются частичными, неполными. Например, во взаимоотношениях с социальной действительностью одни подсистемы (уровни) ИИ содержат свойства, в которых отражаются социальные влияния (скажем, свойства личности). Свойства других подсистем (уровней) находятся под преимущественным влиянием иных (не социальных) систем (биохимические, общесоматические, ней- родинамические свойства).
ИИ не только отражает влияния социальной действительности и не только проявляет активность отражения, но в то же время, по логике ее существования именно как системы, производит определенные изменения в данной действительности. Это значит, что ИИ (а) имеет механизмы, посредством которых усваивает внешние влияния (например, в форме изменения структуры индивидуальных свойств), и (б) обладает потенциями, благодаря чему сама способна производить изменения объекта по логике субъекта. Это обстоятельство также говорит в пользу статуса ИИ как самостоятельной системы. Вместе с тем в теории В.С.Мерлина индивидуальность показана не только как самостоятельная (саморегулирующаяся и са- моактуализирующаяся) система. Во взаимоотношениях с социальной действительностью (посредством индивидуальных стилей деятельности, общения, через образование метаиндиви- дуальных свойств) ИИ “ведет себя” как подсистема взаимодействующих с ней систем.
Понятно, что если положения об ИИ рассматривать разрозненно (как (а) о самостоятельной системе и (б) о подсистеме других систем), вне связи друг с другом, то оба они в равной степени обоснованы. Между собой, однако, данные положения не согласованы: поведение ИИ как самостоятельной системы прерывается во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для того, чтобы разрешить вышеобозначенное противоречие, было выдвинуто положение о двойственности качественной определенности индивидуальности и социальной действительности в их взаимоотношениях (взаимодействиях) друг с другом (Дорфман, 1991 а, б; 1993; 1994 а, б). Согласно этому положению, индивидуальность и социальная действительность во взаимодействии выступают одновременно как независимые системы и как подсистемы друг друга. Понятно, что речь идет не о раздвоении личности. Подразумеваются функциональные позиции индивидуальности, находящиеся между собой в отношениях взаимодополнительности.
В таком случае предмет исследования индивидуальности смещается на интегральную целостность иного порядка и состава — на индивидуальность и ее мир. Причем, чтобы подвергнуть эту целостность специальному изучению, нужно применить к ней интерактивный и полисистемный подходы одновременно.
С позиций этих подходов индивидуальность и мир представляют собой взаимодействующие образования, которые являются взаимопроникающими (тогда они являются системами с расширяющимися границами) и взаимопроникаемыми (тогда они яв-ляются подсистемами взаимодействующих с ними систем) одновременно. Нужно различать, следовательно, онтологический и системный статусы взаимодействующих образований: они не совпадают друг с другом (в теории В.С.Мерлина вопрос о различиях между онтологическом и системном статусах ИИ не ставился). Системный статус ИИ включает в себя ее собственную онтологию, но выходит за рамки последней в сферу активности и объектов мира. При этом внутренние источники детерминации (с учетом ее теле-ологического и каузального типов) направляют активность ИИ на объекты мира, и именно предметы ее активности очерчивают контуры мира индивидуальности (в теории В.С.Мерлина телеологический и каузальные типы детерминации изучались для объяснения иерархического устройства ИИ безотносительно характера ее взаимоотношений с социальной действительностью).
Тем самым поле взаимодействий ИИ с миром расширяется, углубляется и становится многомерным. ИИ совершает перемены в мире по логике объекта (выступая тем самым в качестве подсистемы мира) и субъекта (реализуя по отношению к нему ее системообразующие функции). В обоих случаях мир сохраняет объектные формы существования. Но в первом случае источники форм и содержания (или новые элементы и тенденции в прежних) его существования будут находиться в объекте, во втором — в субъекте. В последнем случае проникновение ИИ в качестве системы в те или иные социальные области будет направлено на превращение последних в ее “внешние” подсистемы. Но подобного же рода преобразования совершает мир в ИИ, когда превращает ее в свою подсистему.
Специфическую область взаимодействий индивидуальности с фрагментами социальной действительности, непосредственно влияющими на индивидуальность и, в свою очередь, испытывающими на себе влияние индивидуальности, я обозначил понятием “метаиндивидуальный мир”. Своеобразие взаимодействий в мета- индивидуальном мире обусловливается двойственностью каче-ственной определенности и индивидуальности, и соответствующих фрагментов социальной действительности: в отношениях между собой они выступают одновременно как самостоятельные системы и как подсистемы друг друга.
<< | >>
Источник: А.В.Либин. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред.А.В.Либина. Москва: Смысл,1998. — 310 с.. 1998

Еще по теме МЕТАЙНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР:

  1. МЕТАЙНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -