Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

103. Ф. В. Й. Шеллингу. 20 мая 1842


СП II. № 81. Существуют две редакции этогс письма: «пространная», помещенная здесь под этим номером, и «краткая» (последняя впервые опубликована И. С. Гагариным — см.: Gagarin, р. 203-208, а позднее, с оригинала, Д.
И. Шаховским в «Звеньях», М., 1935. Кн. V. С. 226-228, которая приводится у нас под № 103 А). Доставка письма адресату была поручена И. С. Гагарину, с которым Чаадаев летом 1842 г. паходился в оживленном общении. Письмо, по-видимому, не было доставлено Гагариным адресату, так как, по сообщению его биографа Пирлинга, «в апреле 1842 г. наступил перелом, долго таившийся в глубине души (Гагарина.-Я. С.). lt;...) Последствием его был переход в католичество, а затем, 10 августа 1843, вступление в орден иезуитов» (Русский биографический словарь. М., 1916. lt;Т. 4.) С. 70). Видимо, эти события и отвлекли Гагарина от выполнения поручения Чаадаева. Еще одну попытку доставить письмо Шеллингу Чаадаев мог предпринять, переслав его с А. И. Тургеневым. Однако это опровергается свидетельством самого Тургенева, который в письме от 16/4 мая 1844 г. писал Чаадаеву: «Давно собирался писать к тебе, милый философ, ио, право, физических сил не было: теперь отправил письмо к Сверб(еевой), чтобы успеть сказать тебе несколько слов, кои доскажет тебе Циркур (Сиркур.- В. С.): в Бер- ллне он видел Шеллинга, и тот расспрашивал его о тебе, Циркур сам перескажет тебе все, а я советую тебе, для совершенного вразумления Шеллинга, написать к нему, как писывал ты во время оно. (...) По написании пришли ко мне копию письма» (ГВЛ, ф. 103, п. 1032, ед. хр. 64, л. 1). В Россию А. И. Тургенев вернулся только в конце августа 1845 г. и вскоре (в декабре) умер. Его письмо к Чаадаеву доказывает, что в момент его написания он даже не знал, что письмо к Шеллипгу уже написано и отослано в Европу. В то же время из письма Тургенева видно, что в 1844 г. Шеллинг еще не получал письма от Чаадаева. Тот факт, что А. И. Тургенев, обычно хорошо осведомленный о творческих планах «московского философа», находился в неведении относительно его письма к Шеллингу, может объясняться их ссорой (см. ком- мент. к № 115). По-видимому, по возвращении Тургенева из-за границы Чаадаев отдал ему свое письмо к Шеллингу (в архиве Тургенева сохранилась копия, сделанная рукой Чаадаева,- «краткая редакция»), но уже пе для отправки, а для сохранения (см. № 119). Вероятнее всего, письмо Чаадаева так п не было доставлено Шеллингу.
  1. См. письмо Шеллинга к Чаадаеву от 21 сентября 1833 г. в «Приложениях» № XXIX.
  2. Шеллинг занял кафедру в Берлине осенью 1841 г. по приглашению Фридриха-Вильгельма IV. Первую лекцию он прочитал 15 ноября. Это был знаменитый курс «Философии откровения», среди слушателей которого были Ф. Энгельс, С. Кьеркегор, М. Бакунин.
  3. Имеется в виду гегельянство. Д. И. Шаховской, комментируя это письмо, замечает: «На первый взгляд оно посвящено критике философской системы Гегеля lt;...) Анализируя письмо, легко, однако, заметить, что критика. Чаадаева, в сущпости, сознательно бьет мимо дели, если целью этой считать Гегеля. Совершенно ясно, что он воюет главным образом не с его философским учением,- все острие нападок Чаадаева направлено на свои домашние преломления гегелианства; озабочивает его в это время лишь направление русского самосознания, и он оценивает происходящее в философской жизни Европы лишь с точки зрения того влияния, какое европейская мысль может оказать па ход развития идей у пас» (Звенья. М., 1935. Кн. V. С. 231).
  4. В этом выражении, по мнению Д. И. Шаховского, «Чаадаев и в насмешливой форме, и в математически точном определении выявляет всю подоплеку и всю внутреннюю противоречивость славянофильской доктрины» (Звенья. М.; JI.t1934. Кн. III. С. 371). Там нее изложена история становления этого важного чаадаевско- го термина: в «Апологии сумасшедшего» (см. т. 1 наст, изд.) Чаадаев но отношению к «фанатикам-славянам» употребляет выражение «утопии прошлого»; аналогичные выражения встречаются в письмах к Сиркуру 1845 и 1846 гг. (№№ 123; 133). В письме к В. А. Жуковскому 1851 г. (№ 179) говорится об одном из «ревностных служителей возвратного движения»; самое иозднее употребление выражения «ретроспективная утопия» в статье «L'Uni- vers» (см. т. 1 наст. изд.).
  5. Намек па А. С. Хомякова, который в «Письме об Англии» писал: «Англы перешли, как известно, из Померании, т. е. из славянского поморья в Тюрингию, а оттуда к устьям Рейна, откуда они переселились в Англию и дали ей свое имя lt;... gt; В имени (...) Апглипг мы находим только носовую форму славянского племенного имени Угличей (так же, как слово Тюринг совпадает со словом Тверич)» (Хомяков А. С. ПСС. М., 1911. Т. 1. С. 105-106). Хотя статья А. С. Хомякова была опубликована в 1848 г., мысли, в ней выраженные, он мог высказывать и раньше в беседе с Чаадаевым.

ЮЗА. Ф. В. Й. Шеллингу
Звенья. М.; Л., 1935. Кн. V С. 226-228. Там же (С. 221-223) фотокопия оригинала на франц. яз.
<< | >>
Источник: П.Я.ЧААДАЕВ. Полное собрание сочинений и избранные письма Том 2 Издательство Наука Москва 1991. 1991

Еще по теме 103. Ф. В. Й. Шеллингу. 20 мая 1842:

  1. Письмо восьмое
  2. 1842 103. Ф. В. /7. Шеллингу 1842. Москва, 20 мая.
  3. 103. Ф. В. Й. Шеллингу. 20 мая 1842
  4. 118. А. И. Тургеневу. Июнь 1844
  5. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]