<<
>>

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ


Наряду с неокантианством на развитие русской философии оказала воздействие так называемая феноменологическая философия, основателем которой был Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Как и неокантианство, феноменологическая философия, или феноменология, привлекала внимание философов своим стремлением сделать философию научной.
Одна из статей Гуссерля, напечатанная и по-русски в «Логосе» за 1911-1912 гг., называлась «Философия как строгая наука». Книга русского философа Г. Г. Шпета «Явление и смысл», излагающая основные принципы феноменологической философии, не случайно имела такой подзаголовок: «Феноменология как основная наука и ее проблемы».

Забегая вперед, отметим, что в России не было «чистых» феноменологов. Одной из особенностей развития философии в России было то, что русские философы, отлично знавшие состояние западноевропейской философии, как правило, не следовали какому-либо одному ее течению, будь то лейбницианство или гегельянство, ницшеанство или неокантианство, творчески его преломляя и учитывая традиции отечественной философской мысли. То же относится и к феноменологии. Вместе с тем уже первые труды Гуссерля, посвященные феноменологической философии, вызвали живой отклик у русских мыслителей различных философских направлений. Их переводили на русский язык, рецензировали, излагали, использовали в своих работах, принимая или отвергая, и Франк, и Лосский, и Шестов, и Яковенко, и Гессен, и Шпет, и Ильин, и Вышеславцев, и Лосев. Слова «феноменология», «феноменологический» часто встречаются в произведениях русских философов, хотя далеко не всегда в гуссерлевском смысле. Ф. А. Сте- пун стремился осуществить «феноменологическое узрение понятий жизни и творчества», правда в качестве только предпосылки «научногораскрытия понятий жизни и творчествал . Б. В. Яко- венко определял свою философскую позицию как «трансцендентально-плюралистическую концепцию» на путях «критико- интуитивистского феноменологизма»[317]. В 1914 г. была опубликована обширная работа Т. И. Райнова (1888 - 1959) «Введение в феноменологию творчества», задачей которой было «показать, что творчество может и должно изучаться с особой, именно — феноменологической точки зрения, отличной от точки зрения, в какой подходит к творчеству психология». Притом термин «феноменология» означал «науку о проявлениях сознания»[318]. Лев Шестов, находившийся с Гуссерлем в дружеских отношениях, но отвергая философию своего друга-антипода как «умозрительную» философию, назвал свой некролог, посвященный Гуссерлю, «Памяти великого философа».
Что же собой представляла феноменологическая философия? Слово «феномен» (от греческого слова phainomenon - являющееся) в современном русском языке означает явление необычайное, особенное, редкое (так говорят о «феноменальном» достижении в каком-либо виде деятельности). В философском смысле феномен - это явление во всем его индивидуальном своеобразии, постигаемое в чувственном опыте. Но в истории философии феномен понимался по-разному, в зависимости от того, как трактовалась его природа в качестве материальной или же духовной, идеальной, как осмыслялось его отношение к сущности, идее, смыслу. Так, в философии Канта чувственно воспринимаемый феномен противопоставлялся ноумену (по-гречески noumenon - объект мысли, разума) - предмету интеллектуального созерцания.
Для Канта окружающий нас мир, природа есть мир феноменов, противопоставляемый непознаваемому миру «вещей в себе». Феноменологическая философия стремилась преодолеть кантовскую противоположность между феноменами и «вещами в себе», стремясь в феноменах выявить их идею, эйдос (по-гречески eidos - вид, прообраз), сущность, смысл. По Гуссерлю, феномен не есть предмет, вещь, существующая сама по себе, вне сознания. Феномены - это вещи и предметы, непосредственно явленные сознанию, притом явленные в своих идеальных сущностях, эйдосах, смыслах. Излагая основные принципы феноменологической философии, Г. Шпет отмечал, что «феноменология желает изучать «все», но все в его «сущности» или «идее», эйдосе»[319]. Феноменология оказывается в определенном отношении близкой учению Платона, который видел смысл философского познания в постижении идей, или эйдосов явлений. По формулировке Шпета, при феноменологическом подходе «платоновское царство идей раскрывается нам как наше царство» (181).
Гуссерль разработал методологию и методику феноменологического познания. Он исходит из того, что человеческому сознанию присуща интенциональность (от латинского слова intentio - стремление). Словом интенция, использовавшимся еще в средневековой философии как смысловая направленность чувств, Гуссерль обозначил свойство сознания «быть сознанием о чем-то», направленность сознания на предметы и вещи. Однако речь не идет о предметах и вещах, существующих независимо от сознания, объективно, а о вещах и предметах, данных сознанию через интенциональность, коррелирующихся с сознанием. По Шпету, в феноменологии «действительный мир, как и всякий возможный иной мир, мыслим только в коррелятивном отношении к сознанию» (50). Интенциональность сознания, по Гуссерлю, характеризует предметность сознания и выражает привлекательный лозунг феноменологии: «Назад к предметам!»
Но философская ценность феноменологии состоит прежде всего в новом аспекте исследования сознания. Сознание изучается феноменологически не в его психическом проявлении. Гуссерль и его последователи подчеркивали необходимость преодолеть психологизм в «феноменологической установке». В результате процедуры «феноменологической редукции», называемой эпохе (по-гречески это слово означает «воздержание от суждений»), «отключаются» обычные эмпирические связи субъекта, его натурально-вещные установки, его социально-идеологические предубеждения, в том числе философские и религиозные, «шоры исторических предрассудков»1 (Гуссерль). Все это необходимо для того, чтобы «сделать чистое сознание специальным и особым предметом исследования» (52). Важнейшим инструментом феноменологического исследования служат интуиции, притом не чувственные интуиции, «интуиции опыта», а «интуиции идеальные, проникающие в существо вещи или предмета». Феноменология - «наука о сущностях, эйдетическая наука, об идеальных предметах, т. е. о предметах, по существу находящих свое выражение в понятиях». Поэтому «познание идеального бытия предметов есть знание, а не вера» (56-57, 101, 95).
Б. В. Яковенко не без основания утверждал, что Гуссерль, как никто другой, оказал глубоко идущее воздействие на состояние русской философии первых двух десятилетий XX столетия, что «ни в какой другой стране (за исключением, естественно, Германии) его мысль не оставила столь глубоких следов, как в России»2. Такое воздействие феноменологии на русскую философскую мысль имело свое основание. Некоторые русские мыслители еще до знакомства с тру' Письма Эдмунда Гуссерля к Густаву Шпету //Логос (Москва). 1992. № 3. С. 238.
2 Яковенко Б. В. Эд. Гуссерль и русская философия // Яковенко Б. В. Мощь философии. С. 843.
дами Гуссерля пристальное внимание уделяли основному предмету феноменологии - сознанию, в его структуре и целостности[320]. Правда, и после того, как работы основоположника феноменологии стали известны русским мыслителям, ни один из них не стал «чистым» гус- серлианцем, хотя критических интерпретаторов Гуссерля было немало. И тем не менее мы вправе вместе с Яковенко говорить о «глубоких следах» феноменологии в русской философии. В письме к Гуссерлю от 11 марта 1914 г. Шпет писал по возвращении из Германии в Россию: «Феноменология вызывает здесь большой и серьезный интерес во всех философских кругах. «Идеи» [речь идет о работе Гуссерля «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», вышедшей в 1912 г. -Л. С] изучены пока не очень хорошо, но о феноменологии говорят почти все, имеются даже специальные общества по изучению феноменологических вопросов. Я отстаиваю идеи феноменологии на своих лекциях и семинарах.. .»[321]
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ:

  1. От редактора 
  2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
  4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ Г. Г. ШПЕТА
  5. АНАЛИТИКА ОПЫТА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА
  6. Аксиологическая традиция в России
  7. 1.2. Что нынче побуждает к философии?
  8.             1.2. Что нынче побуждает к философии?
  9. Тема 2.  Проблемы  истории  философии (5 часов)
  10. ЛЕКЦИЯ 2. Основные этапы развития общей теории права и   государства в России.
  11. Введение. Западная философия в первой половине XX века
  12. Понятие аналитической философии
  13. § 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  14. Понятие аналитической философии