ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

4.2.2. Организующие жанры дискурса

К организующим жанрам относятся упражнения, основное назначение которых – формирование и совершенствование умений и навыков. Существуют разные подходы к классификации упражнений, которые строятся по ряду оснований: структурно-компонентный состав задания; деятельность учащегося; деятельность учителя; содержание и структура образования.

1. Классификации, ориентированные на структурно-компонентный состав задания (А.О. Бурдин, В.Е. Володарский и др.), имеют в своей основе один из трех следующих признаков: а) характер требования (задания на нахождение искомого, на конструирование, на доказательство); б) состав исходных данных (задания с необходимыми данными, с избыточными данными, с недостающими данными); в) структурно-операционный состав решения, когда задачи группируются в определенную систему, обусловленную типологией способов решения и выстроенную иерархически в соответствии со степенью сложности системы операций, составляющих процесс решения (И.Я. Лернер, Т.В. Напольнова, В.К. Совайленко и др.). Так, структура упражнения поискового характера может быть представлена следующим образом: условия задания (языковые факты, в которых содержится определенная проблема), вопросы, направленные на исследование данных языковых фактов. «Проблема может быть сформулирована в вопросах задания или вопросы направляют учащихся на поиски проблемы, составляющей сущность задания. В последнем случае, более сложном, формулировать проблему предстоит самим учащимся. Например, проблема по существу сформулирована в следующих заданиях: 1) Как вы думаете, под влиянием чего возникло написание разных гласных в одном и том же корне в следующих словах: выиграть – разыграть, выискать – подыскать? Почему эти слова трудны для написания? 2) Попытайтесь определить, как произошло слово чёлка, и сделайте вывод о роли словообразовательного анализа для выбора правильного написания.

В следующих заданиях проблему предстоит выявить учащимся: 1) Чем различаются слова хлебы-хлеба; Как они употребляются? 2) Почему написание слова вовремя бывает ошибочным? Докажите. К заданиям поискового характера могут быть отнесены и проблемные вопросы, т. е. задания без сформулированных в их тексте условий выполнения (условия предстоит дополнить учащимся, чтобы иметь возможность ответить на поставленный проблемный вопрос). Например: 1) В каком случае глаголы в речи могут быть заменены именами существительными? Докажите 2) Можно ли применить правило правописания безударных гласных в корне ко всем случаям написания безударных гласных в словах? Почему? Докажите» [Напольнова 1983: 16-17].

2. Классификации, ориентированные на деятельность ученика, могут иметь в своей основе различные признаки: а) степень сложности деятельности; б) степень самостоятельности в формировании умений и навыков. Умения рассматриваются обычно как функционирующие знания и подразделяются на элементарные (ЭУ) и сложные (СУ). Элементарные умения можно довести до уровня навыка (ЭН), когда действие выполняется автоматически. Для сложных это исключено. Закономерностью формирования умений можно назвать существование технологической цепочки: ЭУ → ЭН → СУ. Смысл ее заключается в том, что элементарные умения успешнее включаются в состав сложных, если они доведены до уровня навыка. В соответствии с этой закономерностью в школьном курсе русского языка построена дидактически целесообразная система усвоения умений: предварительные, вводные, пробные, тренировочные, творческие и контрольные [Зайцева 1999: 37].

Предварительные (пропедевтические) упражнения служат актуализации опорных знаний, умений, то есть тех, которые были освоены школьниками ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии. Например, перед знакомством с чередующимися гласными И-Е в корне учитель предлагает ученикам вспомнить и другие правила написания гласной в данной морфеме. Предварительные упражнения ориентированы на коллективного адресата.

Вводные (иллюстративные) упражнения предназначены либо для теоретического пояснения, либо для показа действия. В обоих случаях они выполняются учителем, хотя ученики могут принимать участие в обсуждении объясняемого материала.

Пробные упражнения нужны для профилактики ошибок. Традиционно их выполняют все ученики одновременно с последующим сравнением результата с записью на классной доске (или экране).

Закрепительные упражнения способствуют формированию умения школьников использовать теоретические сведения по изучаемой теме в практической деятельности, узнавать, находить определенные признаки языкового явления, формируют конкретное понятие.

Тренировочные упражнения, необходимые для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально и в домашних условиях.

Повторительно-обобщающие упражнения помогают систематизировать и обобщить теоретические сведения, совершенствуют умения включать новые знания в систему уже известных языковых понятий.

Творческие упражнения могут быть разными по характеру, но в технологической цепочке имеют вполне определенное назначение: включение элементарных навыков в состав сложных умений. Выполняются, как правило, индивидуально.

Контрольные упражнения могут быть либо такими же, как тренировочные, либо как творческие. Эти зависит от того, что контролируется: сформированность элементарных навыков или включение их в состав сложных умений.

3. Классификации, ориентированные на содержание изучаемого лингвистического материала, направлены на усвоение отдельных компонентов содержания образования: а) упражнения на усвоение знаний – предметных и методологических; б) упражнения на формирование умений и навыков; в) упражнения на приобретение опыта творческой деятельности; г) упражнения на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающей действительности.

4. Классификации, ориентированные на структуру содержания заданий, определяют их как мелкие и укрупненные (М.П.

Эрдниев).

Рассмотрим один из самых распространенных в УПД видов упражнения – диктант. Для учителя это «озвученный» на уроке дидактический материал. Для учащихся – письменная работа, в процессе которой предназначенный для записи текст предварительно прослушивается целиком и частями и записывается дословно или с изменениями, обусловленными заданием учителя.

В основе классификации диктантов лежит деятельность учащихся. Диктанты различаются по разным основаниям: 1) по времени проверки написанного – предупредительные (до письма), комментированное письмо, объяснительные (после записи); 2) по целевой установке – обучающие и контрольные; 3) по каналам восприятия – зрительные и слуховые; 4) с использованием средств обучения (компьютерных программ, перфокарт и т. д.) или без них; 5) с изменением исходного текста (выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, свободный, восстановленный, диктант по аналогии и мн. др.) или без изменения; 6) с дополнительным заданием (грамматическим, лексическим, стилистическим) или без него; 7) на основе связного текста или отдельных языковых средств (например, словарный диктант) и др. Место каждого диктанта при изучении отдельной темы определяется психологическими особенностями усвоения языка и характером той умственной работы, которую под руководством учителя производят учащиеся. Так, на первом этапе закрепления изучаемого материала предпочтение отдается выборочному диктанту, который позволяет школьникам опознавать и выделять в тексте изучаемое явление. Затем педагог развивает умение объяснять записываемое. Эту цель преследуют объяснительный, предупредительный и комментированный диктанты. Учитель помогает усвоить образец рассуждения и сблизить во времени объяснение и написание, готовя учащихся к самостоятельной работе. Освоив приемы работы, учащиеся должны приобрести умение пользоваться этими приемами. С этой целью учитель проводит диктант с обоснованием, распределительный и выборочно-распределительный диктанты.

Но, чтобы умение школьников перешло в навык, нужно расширение полученных ими знаний, включение школьников в творческую деятельность. Учитель использует творческие диктанты (с заданиями на расширение или сужение текста, с заменой частей диктуемого текста в процессе его записи, с перестановками, на разделение или соединение текста), в которых предлагается выполнить определенное творческое задание по каждому отдельному предложению. Свободный, восстановленный диктант и диктант по аналогии проводятся уже на базе целого связного текста, и работа над ними близка методике подготовки учащихся к изложению.

В сложном коммуникативном событии, связанном с диктантом, можно выделить три этапа: работа над текстом до его записи, диктовка, проверка записи. Каждое из этих событий имеет свои особенности в зависимости от типа диктанта. На первом этапе учитель формулирует задание и читает текст, организует лингвистический анализ прослушанного учениками текста, проводит лексическую работу. На втором этапе – повторное чтение (отдельных предложений или фрагментов текста). Третий этап – заключительное чтение текста, во время которого школьники сравнивают свой текст с продиктованным и проверяют правописание.

<< | >>
Источник: Габидуллина Алла Рашатовна. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Донецк 2009. 2009

Еще по теме 4.2.2. Организующие жанры дискурса:

  1. СИСТЕМА СТРАТЕГИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
  2. Языковые и текстовые признаки ключевого слова
  3. Общие коммуникативно-речевые характеристики жанра
  4. СОДЕРЖАНИЕ
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. 1.1. Понятие «педагогический дискурс» в научной литературе
  7. 1.2. Учебно-педагогический дискурс как тип институционального дискурса
  8. 1.4.1. Особенности дискурсивной личности учителя-словесника
  9. 4.1. Понятие «речевой жанр» в современной лингвистике
  10. 4.2. Жанры учебно-педагогического дискурса
  11. 4.2.1. Моделирующие жанры учебно-педагогического дискурса
  12. 4.2.2. Организующие жанры дискурса
  13. 4.3. Речевые жанры учебно-педагогического дискурса
  14. Выводы по 4 главе