<<
>>

Человек - не машина


Но механизация и автоматизация труда научных работников оказалась лишь одной стороной происходящей сейчас промышленной революции, основной задачей которой является создание такого общественного производственного механизма, который исключает рабочего из непосредственного процесса производства.
При этом автоматизированная система машин сама обрабатывает предметы труда, управляет инструментами, контролирует процесс производства. Техника полностью заменяет человека как орудие механического нетвор-ческого труда. Человек раз и навсегда освобождается от роли «части частичной машины», а производственный механизм освобождается от «несовершенного средства для производства однообразного и непрерывного движения» (К. Маркс), каким является машинный рабочий. Производственный механизм, освободившись от такого «чужеродного тела», как человек, получает возможность развиваться по своим собственным законам. Техника теперь не копирует органы человеческого тела, а освобождается от всяких остатков антропоморфности. Особенностями такой системы производства является автоматизм, непрерывность действия, высокие скорости. Таким образом, основная тенденция развития производства заключается в том, что человек освобождается от чуждой его природе роли придатка машины, от роли винтика в механизме материального и духовного производства, штампующего в громадных коли-чествах один и тот же продукт - будет ли это вытачивание какой-либо детали или чтение одной и той же лекции.
Как видим, необходимость создания машин, способных управлять, собирать и перерабатывать информацию, решать всякого рода задачи, проектировать, ставить диагнозы, обучать и в общем «мыслить» вытекает из потребностей общества. В связи с успехами кибернетики некоторые ученые стали отождествлять человека и машину. Если взять известное определение Франклина, по которому «человек есть животное, делающее орудие», и применить его к данному случаю, то человека можно было бы определить как существо, делающее машины, но ни в коем случае не как машину. Человек, создавший машину для того, чтобы освободить себя от машинообразного умственного труда, чтобы повысить его производительность, в рассуждениях теоретиках оказался поставленным на одну доску с машиной. И от этого сравнения он, конечно, проиграл, как проиграла бы рука в сравнении даже с простой лопатой, не говоря уже о роторном экскаваторе. Но из того факта, что ковш экскаватора в сотни тысяч раз быстрее выроет котлован, чем невооруженная рука человека, еще никто не делал вывода, что рука не совершеннее ковша.
Сравнению подлежат не человек и машина, а человек, не вооруженный машиной, и человек, на службе которого находится созданный им могучий механизм. Не киберне-тическое устройство умнее человека, а человек, создавший это устройство, умнее своего предшественника.
<< | >>
Источник: А.В. Потемкин. Метафилософские диатрибы на берегах Кизите- ринки. 2003

Еще по теме Человек - не машина:

  1. П.). Эргономика, как и психология труда и инженерная психология, изучала человека или (группу людей)
  2. 1.3. Принцип необходимой самодостаточности устойчивого функционирования человеко-машинного комплекса
  3. 2.6. Математическая модель человеко-машинного комплекса или информационного центра
  4. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ: КОНСТАНТА ИЛИ ПЕРЕМЕННАЯ?
  5. 2.1.1. Проблема природы человека в истории философии.
  6. 4. Человек Нового времени в европейской философии
  7. ЧЕЛОВЕК-МАШИНА  
  8.   ЖИВОТН ЫЕ-БО Л ЬШЕЕ, ЧЕМ МАШИНЫ
  9. 3. Проблема человека и общества в философии Просвещения
  10. H.B. Телегина ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  11. § 4.7. Проект «электронного государства» и проблема тотального контроля над человеком
  12. ЧЕЛОВЕК
  13. 4. Человек Нового времени в европейской философии
  14. 4. «Человек-машина» Ламетри