2. «Культурная революция» п борьба за власть в Китае.
Маоистская идея о появлении ревизионизма и необходимости усиления борьбы с ним появилась с периода обострения политической борьбы за власть в связи с реформированием Китая по маоистским рецептам.
Появление серьезной оппозиции выдвинутому курсу Мао Цзэдуна заставило Мао искать теоретическое обоснование осложнившимся социальным процессам в стране. Была выдвинута идея о том, что большое число ревизионистов из числа представителей китайской буржуазии проникло в партийные органы, армию, правительство, пауку и культуру. Только осуществив пролетарскую культурную революцию, можно отвоевать власть, узурпированную капиталистическими элементами. Таким образом, «культурная революция* была нацелена на устранение из руководящих органов партии и правительства всех, не согласных с политикой «великого кормчего». Навязанная китайскому народу идея «казарменного коммунизма» сопровождалась усилением сопротивления маоистскому курсу и острой политической борьбой за власть.Впервые концепция «культурной революции» получила официальную жизнь на одном из пленумов, проходившем в мае 1966 года. Пленум тщательно готовился, поэтому на нем присутствовали большое количество сторонников Мао, включая представителей революционных преподавателей ВУЗов, студентов и другой левацки настроенной молодежи. Речь шла о необходимости проведения четырех чисток: политической, экономической, идеологической и организационной, Для многих членов Компартии стало абсолютно ясно, что Китай оказался перед началом больших перемен и потрясений. Была создана группа по делам «культурной революции» при ЦК КПК (ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао — Чень Бодом, но главную роль играла жена Мао Цзян Цин. Постепенно ГКР заменила собой Политбюро и превратилась в штаб «культурной революции», ставший центром по разгрому «кашучистов» (ревизионистов, сторонников капиталистического развития в Китае). Ставилась задача разгрома партийных органов, которые обвинялись или подозревались в осуществлении «диктатуры буржуазии*.
Брошен лозунг «огонь по штабам!», под которыми подразумевались местные комитеты партии, «зараженные идеями ревизионизма».В целях подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники искали социальную опору новому курсу. Выбор пал па политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвейбинов — красных охранников. Организация хунвейбинов формировалась в основном из учащейся молодежи, а позже, в декабре 1966 года, наряду с отрядами хунвейбинов появились отряды цзяофаней (бунтарей), в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие и служащие. Они должны были оказать помощь хунвейбинам в преодолении сопротивления курсу «культурной революции». Дело в том, что на крупных предприятиях рабочие защищали свои парткомы, вступая в схватки с хунвейбинами и цзяофанями. Забастовки рабочих ширились, усиливались кропопролитные схватки с воинствующей молодежью. Начался открытый террор, самосуды над «каппучистами», травля противников Мао Цзэдуна. В стране проходили гражданские казни. Правительственные органы на всех уровнях были парализованы, в стране возникли хаос и неразбериха. С первых месяцев стало ясно, что бесчинствующая молодежь не в состоянии справиться с поставленными перед ней задачами. Для поддержки молодежных отрядов и осуществления контроля над их деятельностью были выделены специальные армейские части.
Вступление в действие армии в корне изменило характер борьбы за власть. Руководимые ГКР хунвейбины и цзяофа- ни, пытаясь сломить сопротивление, развернули кампанию по захвату власти. Волна захвата власти у «идущих по капиталистическому пути» прокатилась по всему Китаю. Вместо разгромленных, парткомов КПК создавались революционные комитеты (ревкомы), состоявшие в основном из военных и старших хунвейбинов. К концу 1967 года в стране фактически установлен военный контроль. В Китае с этого времени формировалась военно-бюрократическая диктатура. Развернуты массовые репрессии. Только за два года, с 1966 г. по 19G8 г., из 90 членов ЦК было репрессировано 70 как сторонников каппучистов.
Позже Ден Сяопин назвал культурную революцию «жесточайшей военно-фашистской диктатурой». Культурная революция коснулась около 200 миллионов человек. В результате насильственных реформ прежняя политическая система перестала существовать. В результате преобразований и чисток значительная часть партийного аппарата и правительства была разгромлена, партия приобретала другое содержание. Теперь все сводилось к беспрекословному подчинению указаниям Мао. Все более ясными становились попытки Мао Цзэдуна превратить Компартию в послушное военизированное оружие личной власти Председателя.Официальная пропаганда вовсю трубила о грандиозном успехе «культурной революции», о том, что Мао удалось поднять марксизм-ленинизм на более высокую ступень и «создать философию эры». К середине 70-х годов культ Мао достиг грандиозных масштабов. Необходимо отметить, что для многих, в основном неграмотной части китайского населения, «Маоцзэдун сысян» (идеи Мао Цзэдуна) стали религиозной верой. Значительная масса населения Китая бесконечно верила своему вождю, действительно была готова пожертвовать собой и жертвовала многим, в том числе и жизнью.
Логика развернувшихся событий в борьбе за власть требовала дальнейших жертв. За трагизм многих событий и жертвы в ходе культурной революции все-таки кто-то должен был ответить. «Козлом отпущения» и главным врагом были объявлены ряд видных руководителей во главе с Председателем китайской республики Лю Шаоци. В тот период пострадали многие, в том числе Ден Сяопин (будущий архитектор китайских реформ), которого отправили на «перевоспитание» в китайскую глубинку. В ходе дальнейшей борьбы против «врагов революции» были разогнаны комсомол и профсоюзы. Они стали просто не нужны в русле официально проводимой политики. На очередном пленуме ЦК КПК в октябре 1968 года Лю Шаоци был снят со всех занимаемых постов, исключен из КПК как «изменник, предатель, и ... лакей империализма». Комиссия по расследованию, которой руководила «красная императрица» Цзян Цин, представила три объемистых тома документов.
В них, на основе полученных под пытками признаний, отмечено, что Лю, по крайней мере, только в 20-е годы трижды предавал партию в интересах Гоминдана. С лета 1968 года Лю Шаоци тяжело заболел, но приказа перевезти больного в госпиталь так и не поступило. Лю Шаоци умер в ноябре 1969 года. Был реабилитирован только после смерти Мао.В борьбе за укрепление новой политической структуры и своей личной власти Мао Цзэдун сделал еще один важный для него политический маневр. После почти десятилетнего перерыва он созвал IX съезд КПК, который состоялся в апреле 1969 года. Этот съезд был нужен Мао для того,
чтобы показать, что проводимые мероприятия в стране одобрены авторитетным коллективным органом. Но был еще один очень важный момент, который должен был удовлетворить честолюбивые претензии Мао. Это был вопрос о его первенстве в государственной и партийной власти. Не случайно этот съезд назван съездом «компромисса*. Мао должен был преодолеть усиливавшуюся власть главнокомандующего КНР Линь Бяо, являвшего ранее безропотным сторонником Мао Цзэдуна.
Съезд установил определенную иерархию в партийно-государственной власти. Высший пьедестал власти занял Мао Цзз- дун, который объявлялся вождем Китая и его бессменным руководителем. На втором месте был Линь Бяо, утвержденный в качестве преемника, ученика и соратника Мао. На третьем — Чжоу Эньлай, на четвертом — жена Мао Цзян Цин. Упорядочив структуру маоистской власти, съезд дал установку на продолжение чистки партийных рядов и государственных учреждений от различного рода уклонистов. Съезд одобрил курс на «непрерывную революцию». Это означало, что Мао получал возможность удалять из партии всех, кто, по его разумению, недостоин быть членом политической организации. В Китае создавалась атмосфера недоверия, тотальной слежки, насилия и беззакония. В одной из приватных бесед Линь Бяо назвал события «бескультурной революцией».
После съезда Мао, продолжая реформирование политической структуры в сторону укрепления личной власти, принял решение о пересмотре конституции страны, предложив упразднение поста Председателя.
Официально выступивший против нововведений Линь Бяо был обречен. По сообщению китайской печати в 1971 г. министр обороны Линь Бяо, его семья и группа военных руководителей погибла в авиационной катастрофе на территории Монгольского государства. Маршал был обвинен в попытке неудавшегося переворота и стремлении вылететь за границу, в СССР.Осенью 1971 года были проведены массовые чистки в армии, которые коснулись более 30-ти тысяч высших офицеров. Постепенно, в ходе политической борьбы сформировались два основных крыла в верхушке политической власти страны. Группа выдвиженцев «культурной революции» во главе с «красной императрицей» Цзян Цин, так называемые «радикалы», противостояли «прагматикам*, поддерживаемым премьером Госсовета Чжоу Эньлаем. В отличие от «праг-
матиков», выступавших за возврат к системе материальной заинтересованности, повышение на этой основе производительности труда, «радикалы» продолжали настаивать на милитаризации всех сторон жизни общества, уравнительном распределении производимой продукции. Личная ненависть лидеров политических течений и их сторонников друг к другу усиливалась по мере попыток воздействия каждой из сторон на сильно постаревшего Мао Цзэдуна. «Радикалам» на протяжении длительного периода с помощью Мао удавалось занимать господствующее положение в стране.
Созванный в обстановке полной секретности в 1973 году X съезд партии под влиянием радикалов объявил о развертывании общенациональной кампании «критики Линь Бяо и Конфуция». Характерной чертой этой кампании стало обращение к историческим аналогиям и аргументам из области древнекитайской политической мысли для решения современных политических и идеологических проблем. На основе развенчания конфуцианства началось бурное восхваление ле- гизма — древнекитайского идейного течения при императоре Цинь Шихуане — главе первой общекитайской деспотии, существовавшей в Ш веке до нашей эры. Мао учел некоторые ошибки в предыдущей политике, и в целях недопущения более возникновения опасностей маоистскому режиму со стороны военных, на X съезде появился тезис, что «партия должна управлять винтовкой».
КПК также продолжила линию предыдущих съездов на продолжение политической борьбы с противниками курса Мао Цзэдуна. Тезис «обострения классовой борьбы» в условиях диктатуры пролетариата оказался очень удобным для объяснений массовых репрессий, проходивших в стране. Съездом отмечено, что культурная революция будет продолжаться до тех пор, пока не достигнет цели. Названа дата завершения революции — через 20-30 лет. Это означало признание оппозиции и ее существования в обозримом будущем. Жесткий политический нажим со стороны Мао Цзэдуна продолжался.Но в процессе развития политической борьбы возникла одна существенная деталь: Мао начал постепенно осознавать, что «культурная революция» еще более осложнила обстановку в стране. Китай оказался в результате на грани беспорядков и хаоса. Какими бы ни были политические баталии, но заниматься экономикой было необходимо, поскольку она находилась в тяжелейшем состоянии. Основ-
пой политический лозунг Мао «красиво прожить бедную жизнь» так и не смог удержать китайцев от протестов и борьбы за улучшение жизни. Дэн, вернувшийся к политической деятельности, приступил к разработке экономических реформ. Являясь заместителем премьера, он наметил курс реализации экономических реформ по исправлению нарушенной экономики. Ему пришлось Заниматься конкретными задачами восстановления порядка в экономике, налаживания работы в промышленности, на транспорте, сельском хозяйстве. Дэн вернул из лагерей и способствовал реабилитации многих старых, опытных работников. Ему удалось провести в жизнь отдельные элементы рыночной экономики, что незамедлительно сказалось на общем развитии сельского хозяйства и промышленности. Принятая в 1975 году Конституция КНР узаконила военно-бюрократическую структуру в стране, но она уже содержала статьи, которые означали отход от маоистской политики и представляли ей полную противоположность.
Мао Цзэдун заметно дряхлел, к тому времени ему было уже 80 лет, политическая борьба уносила его последние силы. Болезнь Паркинсона все больше развивалась, к концу жизни Мао уже не мог писать. К лету 1974 года он почти ослеп, но его железную волю ощущали все, вплоть до самого конца. Чем ближе подходила смерть Мао, тем сильнее обострялся накал политической борьбы, которая вовлекала в нее все новых участников. На политической арене в •тот период появляется руководитель хунвейбинов Хуа Го- фэи, который с 1975 года становится министром общественной безопасности. Начался новый тур борьбы с лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути. В политическую опалу на этот раз вновь попали Дэн Сяопин и другие. Дэн вынужден покинуть Пекин и отправиться в новую политическую ссылку.
Для Мао Дэн всегда был и остался «каппучистом». Мао усмотрел в действиях Дэна угрозу своему курсу, что было основной причиной его изоляции от властных структур. Накануне смерти Мао Цзэдуна особенно беспокоили отношение членов партии к «культурной революции» и ее дальнейший судьба. В своей книге о Мао Ф. Шорт приводит последит- слова завета Мао Цзэдуна о том, что заслугой своей мш:ши он считал «культурную революцию», у которой, по его словам, почти не осталось сторонников и полно против-
пиков. Ощущая приближение смерти, Мао Цзздун уже не сомневался, что «культурная революция» переживет его недолго. Но до конца жизни Мао был уверен в правоте своего детища или просто не хотел признавать поражений. Упрямым он был с детства.
Пророчество Мао о том, что после его смерти вся верхушка китайских правителей «перегрызется» за власть, сбылось. 9 сентября 1976 года он умер на 83 году. У гроба вождя борьба за власть продолжалась. Основными претендентами на власть были премьер Хуа Гофен, которого поддержал маршал Е Цэяньин, По инициативе маршала Е группировка радикалов во главе с Цзян Цин, тоже претендовавшая на власть, была арестована, как и ее три сторонника. В КНР было развернуто массовое осуждение Политики «банды четырех», которая нанесла большой урон производству, делала попытки установить контроль над армией и осуществить захват власти в стране. С арестом «банды четырех» заканчивается крупнейшая кампания Китая, продолжавшаяся десять лет и получившая название «культурной революции». История поставила точку на одном из сложных и трагичных этапов развития Китайской Народной Республики.