<<
>>

3. Политическая борьба за реформы после смерти Мао Цзэдуна. Дэи Сяопин.

Со смертью Мао Цзэдуна закончился один из драматических периодов новейшей истории Китая, «Культурная революция» слишком дорого обошлась китайскому народу. Выяснилось, что около трети населения страны оказалось на грани выживания.

В города вновь вернулись 20 миллионов выпускников школ и бывших студентов, высланных в годы «культурной революции» в деревни, сотни тысяч репрессированных членов КПК, работников умственного труда. Основные продукты питания и большинство непродовольственных товаров распределялось по карточкам. Среднедушевой ГОДОВОЙ доход составлял около 220 долларов в год и был одним из самых низких показателей в мире. Китай находился на 120 месте по жизненному уровню населения.

После кончины Мао Цзэдуна в стране развернулась борьба за основные посты в государстве. Все те, кто был ближе к политическому Олимпу, поспешили объявить о своей верности идеям Мао Цзэдуна, потребовали выполнения его бессмертных указаний. Они бросили призывы сохранить все, что внесла в жизнь китайцев «культурная революция». На первые роли в государстве вышел бывший руководитель хунвейбинов Хуа Гофэн, который занимал пост Председателя КПК и пост главы правительства. Но прежние сторонники Мао и продолжатели идей «культурной революции» не могли полностью противостоять тем оппозиционным силам, которые набирали политический вес еще при маоистском режиме. Из политической ссылки, в который раз, не без борьбы вернулся в политику опальный Дэн Сяопин, получивший посты заместителя Председателя КПК, заместителя председателя Военного совета, заместителя премьера Госсовета и начальника Генерального штаба китайской армии.

Распределение государственных постов после смерти Мао было своего рода компромиссом между сложившимися политическими группировками ортодоксов маоизма, которых представлял Хуа Гофэн, и Дэн Сяопином, лидером прагматического подхода к реализации идей социализма.

Политическая элита в Китае уже созрела для понимания бессмысленности марксистско-Сталинского догматизма и необходимости проведения реформ в стране. Поэтому Дэн пользовался значительным влиянием и поддержкой в обществе, особенно в среде тех, кто настаивал на переменах в стране.

Во всех грехах, ошибках и преступлениях в Китае в годы «культурной революции» были обвинены лидеры арестованной группировки Цзян Цин, искажавших идеи Мао. Процесс обвинения «банды» принял затяжной характер, и по мере того, как отпадала в нем необходимость, изменялось отношение к Цзян Цин. Ее вначале приговорили к смертной казни, затем со временем приговор заменили пожизненным заключением, позже наказание свелось К домашнему аресту.

На фоне политической борьбы с ортодоксальными маоис- тами, или, как их еще называли, «радикалами», проходила реабилитация Дэн Сяопина. Хуа Гофэн еще не подозрение что уступки оппонентам будут не последними, что он будет уступать политические позиции одну за другой. Важнейшим рубежом в изменении политики Китая, открывшим начало преобразований и реформ и новому витку политической борьбы за власть, стал третий Пленум 11 созыва в конце 1978 года. Пленум, отметив кризисные явления в экономике, по инициативе Дан Сяопина принял официальное решение о проведении широкомасштабных экономических реформ. На этом Пленуме Дэном были изложены основы его реформаторской политики, где он получил возмож-

ность определять политический курс партии и государства. Таким образом, третий пленум (декабрь 1978 г.) положил начало радикальным изменениям, проходившим в Китае в 80-е и 90-е годы. Однако задача стабилизации всей системы народного хозяйства Китая натолкнулась на серьезные противодействия бывших маоистов. Борьба за проведение реформ стала приобретать все более ожесточенный характерДекабрьский Пленум 1978 года стал той гранью, за которой осталась маоистские эксперименты. Главное состоит в том, что Пленум открыл дорогу экономическим реформам, был взят курс на развитие предпринимательства и экономического роста.

Дэну предоставлены неограниченные права в экономике. Принимается десятилетний план экономического развития, который предусматривал широкую модернизацию народного хозяйства и реформы, положившие начало принципиально новым формам системы общественных отношений.

Период с 1978 г. по 1982 г. был важнейшим этапом на пути экономических преобразований в стране, причем первые три года были объявлены годами реконструкции, которые означали радикальную перестройку в стране. Не менее пяти лет понадобилось Китаю, чтобы освободиться от плена маоистских идей, провести чистку аппарата, стабилизировать обстановку. И все-таки, отказываясь от политических установок Мао, развенчивая его культ, Дэн не решился, а скорее считал нецелесообразным до конца отказываться от идей Мао Цзэдуна, Он не посягнул на политическую структуру, сложившуюся в период Мао, лишь модернизировал ее, насколько это отвечало интересам борьбы против ортодоксов и партийных леваков. В политической структуре не менялось главное: КПК не только осталась руководящей силой в обществе и государстве, но смогла выступить инициатором и организатором обновления. Однако необходимо заметить, что самой партии пришлось очистить себя в ходе политической борьбы от представителей маоизма. В феврале 1980 года на одном из пленумов Хуа Гофен был подвергнут новой критике, а из состава Политбюро выведены верные ему сторонники. Затем его освободили от обязанностей премьера, а на последующих пленумах Хуа, раскаявшись и признав свои ошибки, вынужден был уступить пост Председателя партии протеже Дэна — Ху Яобану. Это было одним из серьезнейших ударов по позициям маоистов.

Последующие съезды КПК играли значительную роль не только в формировании политики и ее определении, но и

имели особенное место в государственной структуре Китая. Дэн Сяопин использовал съезды партии в борьбе за реформы и освобождение политики от влиятельных маоистов- леваков, препятствовавших процессу экономических преобразований. Одобрение экономических реформ XII съездом в 1982 году имело большое значение.

Дэном был сделан новый шаг, окончательно перевесивший силы на сторону реформаторов. На съезде Дэн указал на необходимость перестройки руководящих кадров, которая превратила бы КПК в партию прогрессивных реформ. На основании решений съезда была проведена очередная чистка. Генсек Ху Яобан заявил о перерегистрации членов КПК, что позволило удалить из партии маоистов. 12 съезд упразднил посты Председателя КПК и его заместителей. Тем самым была подведена черта не только под биографией Хуа Гофена, но и под борьбой с открытыми маоистами, мешавшими или тормозившими проведение реформ в Китае. В этот период около 100 тысяч членов партии были не зарегистрированы, около 50 тысяч были исключены из рядов КПК. ХП съезд стал своеобразной административной революцией, открывшей свободу экономическим реформам под лозунгом построения •социализма с китайской спецификой».

В борьбе с леваками Дэн укреплял свои позиции, которые позволяли ему фактически контролировать в 80-е годы деятельность всей партии. Дэн Сяопин был избран на должность Председателя Военного Совета КНР, в то же время продолжал занимать одновременно посты заместителя Председателя ЦК КПК и заместителя Премьера Госсовета КНР. С точки зрения осуществления реформ, Дэн получил важный для него пост Председателя центральной комиссии советников ЦК КПК.

Увлечение борьбой против левой опасности привело к появлению и постепенному обострению опасности «справа», что нашло отражение в борьбе против «буржуазного либерализма*. Даже генсека Ху Яобана обвинили в пособничестве буржуазному влиянию. Уже с середины 80-х годов в китайском обществе нарастали тенденции к демократизации общества, отражавшиеся на появлении требований либерализации политической системы в Китае. Дэн достаточно жестко относился к тем, кто пытался изменить политическую структуру государства и каким-то образом ослабить руководящую роль партии. В этом Дэн был упорен и непримирим. Он резко

осуждал тех, кто ставил вопрос о введении в Китае парламентской демократии, многопартийной системы, которые могли бы хоть как-то ослабить монопольное господство компартии.

Стали заметны проявления диктаторских тенденций в политике «архитектора реформ». Требования политических реформ все сильнее раздавались в китайском обществе. Начавшиеся студенческие волнения с требованиями дальнейшей демократизации говорили о серьезности ситуации, Виновным в попустительстве «буржуазной либерализации» был признан Ху Лобан, которого тут же сняли с поста генсека партии. В январе 1987 г. вместо Ху Яобана генеральным секретарем становится Чжао Цзыян. Пост премьера Госсовета занял преданный китайскому реформатору Ли Пэн.

Дэн Сяопин в борьбе с оппозиционерами не вступал в лобовую атаку, а предлагал китайскому обществу свою концепцию социализма, не утруждая себя ниспровержением идей Мао Цзэдуна, Напротив, он попытался использовать авторитет покойного Мао для достижения своих целей. Провозглашая незыблемыми идеи «Маоцзедун сысян», Дэн превращал их в свою противоположность. «Социализм с китайской спецификой» Дэна приобретал другой смысл и содержание. Прежде всего, Дэн решительно выступил против уравнительных взглядов на социализм. Он категорически отверг маоистскую мысль о том, что бедность соответствует социализму. Выдвигая лозунг «обогащайтесь!*, Дэн в то же время не противоречил традиционным представлениям о роли правителя, который должен следовать заповеди — «сначала нужно сделать народ богатым, а потом управлять им».

Практика и время показали, что маоистский социализм с его отрицанием частной собственности и лишением материальной заинтересованности в труде привел страну к тупику, поэтому руководство Китая вынуждено было принять меры по реформированию экономики, с тем чтобы возродить интерес людей к труду, к его результатам. Предложенная модель Дэн Сяопина, как и специфика китайского социализма, базировалась на традициях китайского общества. Академик Васильев Л. С, отметил, что в период реформ Китай «достаточно быстрыми темпами возвращался к тем отношениям, которые господствовали до Мао». Это была структура, которая «хранила в себе мощный пласт традиционных форм хозяйства, основанных на привычной восточно-деспотической командно-административной системе отношений с существенной ролью государственного сектора в экономике, и которая в то же время хорошо знакома с рыночно-частнособственническим хозяйством».

Фактически это стало основой модернизации всей экономики и социальной жизни китайцев. По существу использование прежней структуры обеспечило экономический эффект, которому не перестают удивляться наблюдатели со стороны.

Дэн Сяопин смело пошел на полное реформирование маоистской деревни и приступил к ликвидации коллективных форм обработки земли и поддержал начавшееся движение снизу за переход к подрядной системе, при которой крестьянин становился хозяином земли, и распорядителем урожая. Он отстоял идею предоставления большей самостоятельности предприятиям, освобождения их от мелочной опеки бюрократических структур. Отныне партийные органы не имели права административного вмешательства в жизнь предприятий. Отброшена излишняя централизация управления. В основе всех реформ Дэн положил курс развития частного индивидуального и частнокапиталистического предпринимательства, не считаясь с мнением догматиков об угрозе капиталистического перерождения. Дэн любил повторять своим коллегам, что «если вас будут обвинять в реставрации капиталистических порядков, значит, вы поступаете правильно».

Обращает на себя внимание тот факт, что Дэн менее всего заботился о том, какие принципы он вкладывает в развитие экономики страны. Когда шел спор о путях дальнейшего развития Китая, именно он попытался уйти от представлений о «социалистической» или «капиталистической» экономики. Он выступал за те формы организации производства в городе и деревне, которые доказывали свою эффективность, не обращая внимания на тех, кто поднимал шум о капиталистическом характере этих реформ. «Не важен цвет кошки, — говорил он, - важно, чтобы она мышей ловила». Эта поговорка в то время облетела весь мир и была достаточно Популярной. Дэн преодолел узкие шоры взглядов на экономические процессы как развитие принципов социализма или капитализма. Для него было важно развитие китайской цивилизации, вне зависимости от идеологических принципов,

В то же время Дэн не отступился от многих идей, составляющих базу «социализма с китайской спецификой». Дэн ушел от представления социализма как набора определенных догм.

Социализм им стал восприниматься как традиция, как общенациональная идея, создающая основы для реформирования. Дэн исходил из той мысли, что для сохранения существующего порядка его надо коренным образом изменить. Дэн сделал все, чтобы уйти от маоистского уравнительства, которое дискредитировало социализм, подорвало к нему доверие народа. Дэн не стал разрушать некоторые устоявшиеся структуры китайского социализма и традиции, а использовал их в целях осуществления реформ, изменивших облик китайского общества. Он добивался главного — осуществления реформ, как виделось и представлялось ему, — без социальных потрясений, на основе компромисса с обществом, как того требовала со времен Конфуция китайская традиция.

Дэн Сяопин внес значительный вклад в политику открытости страны, преодоления ее изоляции от мирового сообщества. При Дэне создавались специальные экономические зоны. В 14 приморских городах создавались открытые зоны для развития промышленности, торговли и туризма. Дэн не так, как Мао Цзэдун, страшился западной культуры и знал о ней не понаслышке. В 20-е годы он учился в Париже, занимался мелкой предпринимательской деятельностью — открыл лавочку и торговал соевым сыром. Участвовал в студенческих волнениях, за организацию коммунистической группы был выслан из Франции в 1926 году. Он обязан руководителям СССР, которые помогли ему получить образование в Советском Союзе. Под фамилией Дозорова был секретарем партгруппы, дружил с сыном Чан Кайши. Дэн Сяопин многое воспринял у капитализма, и это стало благом для Китая. Произошел радикальный поворот отношений к западным странам. Дэн заявил, что использование достижений Запада необходимо Китаю, и без него его дальнейшее развитие просто невозможно. Эти меры до сих пор многие китайские политики вспоминают как капитулянтство перед империализмом, как откат Китая к дореволюционным временам. Но Китай далеко шагнул вперед от отсталого государства к развитым странам, и сегодня он воспринимается как часть гигантского мирового хозяйства.

Реформы существенно изменили облик современного Китая. Несмотря на усиление социального неравенства, что в условиях китайских реформ было неизбежно, в целом благосостояние различных слоев общества значительно улучшилось. Для многих западных и российских политологов и эко-

номистов результаты реформ были потрясающими. Реформы, которые начались в сельском хозяйстве, дали положительный результат незамедлительно. Динамика роста сельскохозяйственного производства говорит о правильности избранного курса китайскими лидерами. В 1957 году производилось 180 млн тонн зерновых, в 1970 произведено 200 млн тонн зерновых, в 1980 году — 315 млн тонн, в 1984 году — 407 млн тонн, в 1991 году — 429 млн тонн, а в 1994 году собрано 454 млн тонн зерновых. В стране шел бурный рост валового производства. Китай занял первое место в мире по производству зерна, хлопка, угля, цемента, холодильников, стиральных машин, велосипедов, телевизоров. Практически вдвое увеличились валовый национальный продукт и финансовые доходы государства, а также в два раза выросли средние доходы горожан и сельских жителей. Рост производства и улучшение экономического положения различных социальных слоев совсем не означало полное решение экономических и социальных проблем. Если брать расходы сельхозпродукции на душу населения, то этот уровень пока еще оставался сравнительно низким.

К концу 1987 года стала ясной окончательная победа реформаторов, процесс реформирования китайской экономической жизни стал необратимым. Дэн к тому времени был далеко не молод. В 1987 году он ушел с высших партийных постов, оставив за собой только пост Председателя ЦК советников партии. Однако влияние, которое он оказывал на партию, было огромным. Пожалуй, не было ни одного важного вопроса партийной жизни КПК, в которых Дэн не принимал бы решающего участия. Не занимая высоких политических постов, он фактически управлял партией и страной. В 1989 году в Китае произошло чрезвычайно важное событие в жизни страны, которое по-новому раскрыло содержание политики, раскрыло неизвестные качества незаурядной личности Дэн Сяопина.

Экономические реформы, которые разворачивались под руководством Дэна, не шли столь гладко, без провалов и неудач. Многие проблемы имели объективный характер и были закономерными при реформировании государства. Усиление дифференциации, обострение экономических проблем, нарушение прежних принципов и привычного образа жизни не могли не проходить безболезненно. Драматизм и неудачи в реформаторской сфере политики и многие неудачи курса на радикализацию

реформ использовались различными социальными слоями и политиками в целях оказания давления на правящую элиту партии. Противники реформ, испытывающие ностальгию по старому маоистскому порядку и абсолютному равенству, стали утверждать, что причины такого положения связаны с капитализацией китайского общества и процессом «буржуазной либерализации». В печати появлялись статьи о реставрации капитализма, что наводило ужас на люмпенов, беднейшие крестьянские слои, сторонников «общего котла» и идей равенства в бедности. Возрастало паломничество в Шаошань, где стоит дом семьи Мао Цээдува, все чаще раздавались в печати призывы к изучению доктрин Маркса, Ленина, Мао Цзэдуна. Другие, напротив, неудачи в проведении реформ видели в медленной радикализации экономических преобразований и полном отсутствии политических реформ и демократизации страны. Массовые студенческие волнения, начавшиеся в конце 80-х, говорили о росте активности социальных слоев, требующих дальнейшей либерализации и демократизации страны.

17 апреля 1989 года на площади Тяньаньмынь началось стихийное студенческое движение, в котором студенты выступили с набором политических требований о прекращении борьбы с «буржуазной либерализацией», о борьбе с коррупцией и семейственностью в государственном аппарате, о свободе слова, шествий и митингов. Само студенческое движение состояло из разных течений: в его рядах наряду со сторонниками превращения Китая в буржуазную парламентскую республику западного образца были и те, кто, надев значки времен «культурной революции» с профилем Мао, призывали вести «огонь по штабам» и играли роль подстрекателей. Требования студентов означали, по сути, требования к руководству страны провести реформу политической системы. Именно в тот день началась передача петиций властям, что накалило обстановку.

Фактический отказ премьера Госсовета Ли Пена выйти принять петицию, адресованную Госсовету, вызвал резкую радикализацию антиправительственных настроений и новый подъем движения. Студенты обеспечили себе определенное сочувствие со стороны пекинцев, и это стало началом роста недовольства среди различных слоев населения. Требование демократизации получало своеобразное преломление в трактовке присутствовавших на площади демонстрантов.

Политбюро приняло решение о введении в Пекине чрезвычайного положения. 19 мая Чжао вышел на площадь К де- монстрантам и убеждал их прекратить протест, который, по его словам, может привести к трагическим последствиям. В ночь с 3 на 4 июня войска применили против присутствующих на площади оружие, жертвами чего стали тысячи людей. По официальным Данным, число раненых среди демонстрантов составило 2000 человек, убитых — 300 человек. Среди военных число раненых достигло пяти тысяч. Трагические события в Пекине весной 1989 года стали одним их самых масштабных и кровопролитных политических кризисов за весь период существования КИР. Эти события имели серьезные последствия для дальнейших перспектив китайского государства. События на площади Тяньаньмынь были существенной вехой на историческом пути преобразований в Китае.

Началась перегруппировка политических сил и закручивание гаек». Кадровые изменения не заставили себя долго ждать. На последующем Пленуме на посту генсека Чжао Цзыяна сменил Цзянь Цззминь. Затем стране был предложен новый политический курс, выработанный под влиянием анализа событий в Пекине 1989 года. Дэн Сяопин расцепил выступление студентов как стремление нарушить политическую стабильность и социальный порядок в стране, в возможность перерастания студенческих волнений в беспорядки, подобные «культурной революции». Кроме того, Дэн, как и другие его политические предшественники, никогда не соглашался и не шел на уступки, когда речь шла об ограничении его власти, независимо от того, чем она была прикрыта — одеждами социализма или демократии. Многие китайские интеллигенты причисляют Дэна к властите- лям-деспотам, имея в виду, прежде всего его роль в подавлении студенческого движения весной 1989 года. Именно он отдал приказ об использовании армии для усмирения мирных выступлений студентов. Некоторые утверждали, что в жестокости он превзошел даже Мао Цзэдуна. События 4 июня 1989 года нанесли ущерб политическому авторитету Дэн Сяопина, но он восстановил его, призвав ускорить переход к рынку и обеспечив новый подъем экономики.

Дэн не мог принять требований студентов и демонстрантов о демократизации страны и введении парламентской республики и многопартийной системы, поскольку все его реформы, осуществляемые «сверху», не ставили задачи активизации населения в реформировании страны. Дэну нужна была прежняя политическая административно-командная система для осуществления его замыслов. Он был демократ, но с конфуцианскими представлениями о власти и реформах. Даже его экономические преобразования преследовали политическую цель — укрепить однопартийную систему и власть лидеров КПК. Задачу политического реформирования, которую выдвинул Дэн Сяопин еще в 1980 году, сам же через полгода и отверг, признав, видимо, эту позицию ошибочной.

К концу своей жизни великий китайский реформатор отошел от политических дел и в свои 93 года стал почти немощным. Дэн Сяопин немного не дожил до начала XXI века и скончался 19 февраля 1997 года. В извещении ЦК КПК о кончине Дэн Сяопина он был назван выдающимся руководителем, великим марксистом, великим пролетарским революционером, политиком, военным деятелем, дипломатом, главным проектировщиком социалистических реформ, политики открытости и модернизации, создателем социализма наряду с Энгельсом, Лениным и Мао Цзэдуном.

Анализируя политику Дэна, Л. Делюсин, автор многих работ по истории современного Китая, приходит к выводу, что Дэн «не гуманист, не марксист, а скорее патриот и националист, он — государственник. Для него интересы государства, нации превыше всего». Дэну удалось в сложной идеологизированной политической обстановке уйти от догматов капиталистических и социалистических идей. Он стал реформатором, опиравшимся во многом на опыт китайской цивилизации, историческую память народа. Он поэтому не мог похоронить идею социализма, хотя его действия были направлены против этого. Он сохранил авторитет идей Мао Цзэдуна, хотя на практике он ушел от нх сути. Трудно сказать, что это — стратегия, обман или политическая хитрость? Может быть, это и то и другое, во всяком случае, ничто не снижает достоинство и величие Дэн Сяопина. Дэн заложил твердые основы вступления Китая в XXI век-

4.

<< | >>
Источник: Бузов В.И.. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 - 2004)_Бузов В.И_2005 -574с.. 2005

Еще по теме 3. Политическая борьба за реформы после смерти Мао Цзэдуна. Дэи Сяопин.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -