а) Содержание доктрины «специфика китайского со циализма».
Поворотным моментом в истории современного Китая, положившим начало глубоким преобразованиям и перестройке страны, стал Ш Пленум ЦК КПК II созыва в декабре 1978 года. Была выработана принципиально новая стратегия экономических преобразований и модернизации
китайского государства.
В идеологическом плане новая стратегия получила развитие в виде доктрины строительствасоциализма с китайской спецификой». Нужно отметить, что эта концепция проходила главным связующим звеном всей политики реформирования. Она означала коренной пересмотр ортодоксальных маоистских представлений о социализме. В то же время, несмотря на принципиально разные подходы в реализации специфических черт социализма, наблюдается удивительная преемственность идеологических позиций. Идея о специфике китайского социализма была положена еще Мао Цзэдуном, но в последующем, каждый на китайских лидеров стремился внести свой определенный вклад в развитие «маоцзедун сысян», с тем чтобы стать в один ряд с классиками марксизма-ленинизма.
Курс радикальных реформ после Мао, проводимый Дэн Сяопином, привел к формированию теории о «специфике китайского социализма*. В основном китайская специфика, проходившая красной нитью через все съезды КИК, каждый раз дополнялась новыми положениями. Основной смысл и содержание этого понятия состояли в том, что при построении социализма нужно идти своим путем, а не копировать чужой опыт. Это было одно из первых условий, отмеченных Дэн Сяопином. Отсталость страны при наличии в отдельных районах докапиталистических отношений также создавала особенные черты перехода к социализму. Дэн Сяопину ставят в заслугу его переход к социализму в стране, где в недостаточной степени был развит капитализм. Этого не смог сделать никто. В устав партии, принятый в начале XXI века, внесено положение о том, что «теория Дэн Сяопина» о строительстве «социализма с китайской спецификой» является руководящей идеологией КПК, что она является «марксизмом-ленинизмом современного Китая».
Исходя из особенностей китайского развития, теория Дэна формировала и детализировала концепцию экономических реформ. Теоретики китайского социализма после Мао Цзэдуна строили свою политику с учетом нового исторического периода, в котором находилась страна. ХШ съезд КПК, проходивший в октябре 1987 года, уделяя внимание созидательной, реформаторской стороне китайской политики, отметил особенности задач в строительстве социализма. При этом, определяя роль и место этапа исторического развития, съезд указал на начальную стадию социализма в Китае. Это означало, что реформы в Китае рассчитаны на длительную перспективу, что стране нужно развивать все, что не успел развить капитализм.
Основные черты китайского социализма определялись съездом как незыблемые, не требующие доказательств, что во многом напоминало маоизм. Съезд исходил из того, что необходимо твердо отстаивать, не сомневаться и не критиковать четыре главных принципа: социалистический путь, демократическую диктатуру народа, руководство Компартии Китая, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна. Данные принципы служили той главной основой, на которой проходили процессы экономического реформирования и политической борьбы в партии.
Следует отметить, что понимание этих принципов политиками КНР рассматривалось по-разному, как и разный смысл вкладывался в них на каждом из этапов современной истории Китая. В борьбе за экономические реформы Дэн Сяопин выдвинул ряд критериев правильности проводимого курса в Китае. Чтобы покончить со схоластическими спорами о том, какие формы и методы ведения сельского хозяйства являются социалистическими, а какие нет, Дэн выдвинул три основные критерия оценки правильности любой политики. Суть их сводилась к тому, что при решении экономических и социальных проблем следует думать не о социализме и капитализме, а о том, насколько эта политика способствует развитию производительных сил, росту совокупной мощи государства и повышению жизненного уровня народа. Дэн не вдавался в подробности специфических черт социализма и капитализма, для него они просто не существовали. Эти три критерия стали важной частью теории Дэн Сяопина о «социализме с китайской спецификой*.
Идея о том, что не следует страшиться капитализма, а необходимо использовать не только его достижения, по и принципы, — один из существенных моментов понимания дэновской специфики социалистического строительства.Преодоление социалистической замкнутости китайского государства и выход страны в мировое рыночное пространство привели к пересмотру теоретических основ экономической политики партии. Менялись, прежде всего, понятия и терминология, выдвигались новые лозунги и девизы, но они отражали главные особенности начальной стадии развития социализма. В маоистский период планирование и директивность составляли основу экономической политики. Начало реформирования заставило иначе определить цели и специфику новой политики. В Китае был объявлен лозунг •великого похода на рынок». Возникли тезисы, что партия осуществляет -«плановую товарную экономику», создает «социалистическое рыночное хозяйство», но в конце 90-х годов эти трактовки были изменены па положение о создании в условиях социализма «рыночной экономики». Окончательна были отброшены социалистические утопические представления и расчищены пути для создания демократических основ в сфере экономического развития. Специфика китайского социализма все дальше уходила от догматов прежних марксистских и маоистских представлений об особенностях социалистической политики.
Специфика социализма при Дэне стала сводиться к политике осуществления экономических и социальных реформ, без всевозможных формационных акцентов. По сути, эта же позиция прослеживается в решениях последующих съездов КПК. После Дэн Сяопина новый глава государства президент Цзян Цзэминь, также стремившийся попасть в число классиков китайского социализма, выдвинул свою теорию, развивающую концепцию предыдущих теоретиков, и прежде всего Дэна. По традиции каждый вождь КПК должен войти в историю не только как практический деятель, но и как теоретик-мыслитель. Поэтому новые идеи должны были быть закреплены формально на съезде. В докладе на XV съезде Цзян Цзэминь уделил большое внимание своим идеям «тройного представительства», подчеркивая необходимость их дальнейшего изучения и развития для осуществления модернизации страны.
В этих идеях прослеживалось сильное влияние и подражательство Дэн Сяопину. Цзян Цзэминь выдвинул три требования, при которых партия может реализовать основные цели реформирования «социализма с китайской окраской». Три требования сводились к тому, что КПК должна представлять, во-первых, передовые тенденции развития производительных сил, во-вторых, передовые достижения науки и культуры, в-третьнх, интересы широких народных масс. Идеи представлены как дальнейшее развитие марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. На XVI съезде в 2002 году эти идеи были даже провозглашены «Коммунистическим манифестом XXI века». Амбиции Цзяня были удовлетворены, его идеи были канонизированы партийным съездом. Он был поставлен в один ряд с Марксом, Лениным, Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином.Правда, не все члены партии восприняли идеи «тройного представительства» с энтузиазмом. Многие китайские демократы называли эти идеи банальными, лицемерными, направленными на сохранение однопартийной системы. Некоторые считали, что эти идеи не содержат ничего нового в сравнении с тремя критериями Дэна. Мало кого можно было сбить с толку в Китае съездовскими утверждениями, что идеи Цзяня являются главными стимуляторами к труду и импульсом к модернизации страны. Материальное благополучие, деньги и выгода — вот что сегодня побуждает людей к труду и определяет активность капиталов. Итоги XVI съезда явились значительным успехом для Цзян Цзэминя, который утвердил высказывание о «тройном представлении* в новом уставе партии. Как бы ни было, но развитие основных черт и особенностей китайского социализма уводило далеко от философии классовой борьбы и революционного насилия, насаждавшегося Мао Цзэдуном.