6) Особенности, формирования социальной структуры восточных обществ: традиционные и современные черты.
Существенное воздействие на процессы изменения и создания своеобразной структуры обществ развивающихся стран в постколониальный период оказывали несколько факторов. Во- первых, в формировании нового общества в постколониальный период все возрастающее значение имело участие восточных стран в развитии капитализма и модернизации, проходившее при сильном воздействии транснациональных корпораций (ТНК), деятельность которых в начале XXI века стала иметь уже решающее значение.
Развитие капитализма и деятельность ТНК способствовали появлению и формированию новых классов западного типа, вызывали процесс «вестернизации» восточных стран. Дальнейшая интернационализация производства лишь укрепила взаимосвязи Запада и Востока и усилила взаимодействия их различных структур. Во-вторых, атавизмы «восточной деспотии» и соответственное отношение населения Востока к власти продолжали играть важнейшую роль в формировании новых капиталистических структур. Гипертрофированное значение государства и религии в обществе восточных государств порождало в свою очередь особое отношение к представителям государственной власти и дух о-венства, имевшим огромные полномочия и привилегии. Новые классы формировались с участием и под контролем государства и его служащих — бюрократии. В-третьих, стойкая многоукладность и наличие этнических формирований также воздействовали на формирование классов в странах Азия и Африки. Социальные различия подкреплялись племенными или иными этническими различиями, которые углублялись и приобретали характер устойчивых традиций.
Заслуживает внимания факт, что процесс классобразования и развития буржуазии в странах Востока проходил при сильном воздействии государства и бюрократической прослойки. В большинстве стран Востока представители бюрократии состояли не только на службе в государственных структурах, но и являлись главами Предприятий госсектора, тесно связанными с частным капиталем и монополистической буржуазией.
Бюрократия превращалась в бюрократическую буржуазию, концентрируя в своих руках капитал и власть. Рост бюрократической буржуазии обеспечивался ее привилегиями и возможностями в странах Востока заниматься предпринимательством и бизнесом. Бюрократический слой, слившийся с бизнесом, экономическими и политическими структурами, создал особую прослойку крупного капитала в Ю. Корее, Индонезии, Пакистане, Мьянме, Египте, Ираке, Ю. Вьетнаме. В развивающихся странах процесс модернизации «сверху» продолжали осуществлять бюрократические системы, в которых происходило тесное переплетение экономической и политической власти.Но своей финансовой мощи монополистическим группам стран Востока не уступает предпринимательский мир Тайваня. Старейшая тайваньская буржуазия была представлена выходцами из континентального Китая. Она практически срослась со структурами гоминдана, а впоследствии с государственными структурами и являлась разновидностью бюрократической буржуазии. Эти явления в азиатских странах позволили востоковедам сделать вывод о существовании партийно-государственного капитализма. Сосредоточивая экономическую и политическую власть, эта часть предпринимательского мира играла решающую роль в формировании современного облика тайваньской республики.
Использование бизнесом государственной власти способствовало сращиванию буржуазной среды с государственными структурами, слиянию бизнеса и политических функций, что привело к появлению (например, в Малайзии и Индонезии) политической буржуазии. Большую группу такого слоя составили родственники или друзья бывшего президента Фш1ишшн Ф. Маркоса. В Индонезии более сильную группу составила так называемая бюрократическая буржуазия, которая состояла преимущественно из гражданских и военных чиновников и использовала государство для своего обогащения. В период правления Сухарто бюрократическая буржуазия получила полный юридический статус на предпринимательство. Деятельность таиландской королевской буржуазии и государственно-политической буржуазии в Малайзии была результатом ускоренного становления в этих странах капиталистических отношений, при которых происходило невероятное сочетание традиционных и современных, рыночных и нерыночных форм общественных отношений.
В данном случае понятия буржуазии, бюрократии и аристократии почта сливаются. Это явление есть одна из важных особенностей развития общественных отношений.Особенностью формирования местной бюрократической буржуазии практически во всех странах стало сохранение ею тесных социальных связей с этническими, племенными и семейными структурами. В восточных странах происходило формирование мощных корпораций на семейной основе и с участием бюрократической буржуазии. В странах Ближнего и Среднего Востока возникает причудливое сочетание современных форм общественных отношений, которые сливаются с традиционными местными структурами, придают развитию общества особый колорит. Появление государственно-монополистического капитализма, тесно связанного с ТИК, в условиях традиционных социальных отношений, привело к формированию здесь классов буржуазного общества и созданию уникального социально-классового комплекса, названного востоковедами феодально-бюрократическим капиталом (ФБК). Ярким примером тому могут служить страны Персидского залива, разбогатевшие на нефтедолларах, которые втягиваясь в мировой бизнес, оставались, по сути, архаическими режимами. Представители ФБК, составляющие одновременно элиту бюрократической верхушки, представлены кланом Саудидов в Саудовской Аравии, феодально-бюрократическими родовыми семействами Марокко, «нефтекратией» стран Персидского залива.
В Индии из 75 ведущих монополистических групп Индии выделяются семейные дома Таты, Бирлы, Тхапара, Ма- фатлала и др. Установление власти «контролирующих семей» в Индии с самого начала превратили верхушку имущих кругов в «коллективного монополиста». Рождение бюрократической буржуазии, связанной узами семейно-клановых отношений, вело на Востоке к формированию особого социального слоя, который имеет в азиатских странах свои термины, как «чеболи» в Ю. Корее, которым обозначают южнокорейскую монополию семейно-кланового типа. Бюрократическую буржуазию именуют «кабирами» в Индонезии, «Крони» называют имущую верхушку и приближенных к бывшему президенту Маркосу на Филиппинах.
Семейственность — особая черта предпринимательского мира восточных стран. В конце 90-х годов самым крупным налогоплательщиком была «большая четверка* Индонезии, куда входили сыновья генерала Сухарто, владельцы крупного банковского капитала. Члены его семейства, включая всех родственников, совместно с партнерами, преимущественно китайского происхождения, контролировали 2/3 всей добываемой в стране нефти и нефтепродуктов. К началу века в Индонезии обозначились 12 монополистических групп, которые с участием президента поделили между собой рынок и производство продукции. Получая от правительства особые льготы и привилегии по принципу близости к президенту, бюрократическая буржуазия достаточно быстро приумножила свои богатства. Одной из причин ухода Сухарто с поста президента стал экономический кризис, который ассоциировался с деятельностью его семейства, прежде всего, его сыновей и китайских «хуацяо».
В постколониальный период развивающиеся страны значительно продвинулись по пути индустриализации и модернизации. Быстрый рост производительных сил вызвал значительное увеличение численности пролетариата, который в странах Азии к концу 90-х годов составлял примерно в разных странах от 25 до 35% всех занятых в промышленности. Рабочий класс развивающихся стран никогда не представлял единого целого, а, напротив, конгломерат различных слоев, объединенных сходным отношением к средствам производства.
На крупных промышленных предприятиях иностранного и местного монополистического капитала и на государственных предприятиях формировался и развивался пролетариат европейского типа, не связанный ни с какими общественными связями, кроме экономических. Основная масса рабочего люда трудилась именно на таких предприятиях.
На этих производствах уровень квалификации и образования, заработная плата были более высокими, нежели в других структурах экономики.
Пролетариат связан также с предприятиями мелкокапиталистического уклада. Эта часть рабочего класса, как правило, времен по занятые, с трудом поддается статистике и контролю.
Миграция является главным источником формирования этой категории пролетариата. Значительная часть мигрантов пополняет ряды пауперов и люмпенов. Рабочие, в основном низкой квалификации, стремятся не терять связи с деревней. Тысячи мигрантов выступают на рынке труда в качестве временных и сезонных рабочих. В Южной и ЮгоВосточной Азии это, прежде всего сезонные работники на плантациях чайного производства, половина из которых составляют женщины, используется и детский труд. К неквалифицированным работникам относятся поденщики, то есть занятые на работах краткосрочного характера. Безработица в странах Азии является подлинным бедствием.Средние слои и интеллигенция в развивающихся странах повсюду стали значительной социальной и политической силой. Однако вопрос о содержании термина «средние слои* становится все более дискуссионным. Ланда Р. Г. приводит такое определение: «К ним относятся лица, не владеющие средствами производства, но обладающие образованием, знаниями и квалификацией, необходимыми для организации, ориентации и удовлетворения потребностей экономической и духовной жизни современного общества*. Это — интеллигенция, служащие, офицерство, студенчество и другие жители, как города, так и деревни, органически связанные с городом, школой, университетом. Поэтому развитие интеллигенции, как и средних слоев, всецело зависит от экономического развития страны и ее научно-технического уровня. Качественный сдвиг в социально-экономическом развитии развивающихся стран дал определенный стимул роста научно-технической интеллигенции и управленческой прослойки.
Студенчество всегда было главным резервом интеллигенции. В то же время из средних слоев это наиболее активная часть среды, которая на Востоке оказывала существенное влияние на исход политических движений. Достаточно вспомнить события 1989 года в Китае, которые положили начало кардинальным изменениям в политике китайских реформаторов, в Индонезии студенческие волнения привели к активизации всех социальных слоев и восстанию, свергнувшего диктатуру Сухарто.
Немаловажную роль сыграли студенты в политических событиях в Египте, Алжире и других странах.Важнейшей частью средних слоев всегда были армейские служащие, офицерство. Роль армии, особенно офицерства в странах Востока чрезвычайно важна. Офицерство во многих восточных странах сыграло решающую роль не только в завоевании независимости, но и в их последующем развитии. В завоевании независимости государств Египта, Алжира, Ливии, Вьетнама, Бирмы, Индонезии армия играла решающую роль. Во многих государствах армии по-прежнему принадлежит управление страной. В Турции армия играла роль гаранта кемалистской политики и совершала перевороты в целях предотвращения гражданских войн. В Индонезии армия выполняла «двойную функцию», участвуя в экономическом развитии государства и его обороне. Большую роль военные играли в жизни Ирака. В Мьянме военные по-прежнему находятся Б управлении страной, став конкурентной силой демократическим партиям. Армия на Востоке со времен национально-освободительных движений была самым эффективным инструментом политической борьбы.
В политической жизни стран Востока особо следует выделить традиционные слои интеллигенции, которые играют все большую, а порой решающую роль в экономике и политике восточных государств. На Востоке нельзя игнорировать деятельность многочисленной традиционной интеллигенции, людей, закончивших медресе и занимающих определенное положение в обществе. Влияние на процессы общественного развития служителей культа, шариатских кади, имамов, мулл, мударрисов (учителей религиозных школ) по-прежнему остается достаточно сильным. Религиозные лидеры опираются в своих действиях в первую очередь на социальные низы города и средние слои. Исламизм и религиозный фундаментализм глубоко укоренились в восточных странах в результате деятельности религиозной интеллигенции. Создание и деятельность политических партий и организаций создало угрозу захвата фундаменталистами и религиозными экстремистами политической власти. Такая ситуация возникала в Алжире, Турции, Афганистане, с лета 2004 года прослеживалась в вооруженных выступлениях шиитов Ирака.
Крестьянство на Бостоне по-прежнему представляет значительную массу населения и составляет сегодня основу гигантских восточных цивилизаций. Мир восточной деревни сильно изменился, но по-прежнему продолжает быть основной базой социальной традиционности. Доля активного крестьянского населения в развивающихся странах имеет тенденцию к сокращению, но незначительными темпами. Сокращение сельскохозяйственного населения наблюдается в таких странах Ближнего и Среднего Востока, как Египет, Сирия, Ирак, Турция, Иран, где крестьянство составляет приблизительно l/З экономически активного населения. В остальных государствах Азии сельскохозяйственное население не только не сокращается, но незначительно продолжает расти. К числу таких государств относятся Индонезия, Бангладеш, Малайзия, Филиппины, в которых доля сельскохозяйственного населения составляет от 4 0% до 55%. Удельный все сельскохозяйственного населения превышает две трети в Таиланде, Мьянме, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. В таких огромных странах, как Индия и Китай, где более чем миллиард жителей в каждой стране, сельскохозяйственное население составляет от 72 до 73 процентов.
Сельская среда в постколониальный период, особенно за последнее время, претерпела большие перемены. Но эти изменения в каждом регионе имели свою логику и особенности. Поэтому следует подойти к изучению изменений в сельском обществе с учетом локальных традиций, с учетом особенностей региона и политики в каждой стране. В Китае сельское население продолжает составлять абсолютное большинство, оно в процентном отношении почти не менялось, и этому были соответствующие причины. Китаю удалось приспособить многие традиционные формы земельных отношений к меняющимся условиям современности.
Суть реформы в Китае состояла в том, что земли передавались в семейный подряд, с правом свободного распоряжения излишками продукции. Эти формы земельных отношений столетиями существовали еще до маоистских преобразований. История земельных отношений в Китае показывает живучесть восточных традиционных отношений в деревне, которые могут приспосабливаться к меняющимся условиям и государственной политике. Традиции использовались Дэн Сяо Пином для развития товарно-денежных отношений. Измененная структура китайской деревни стала мощным импульсом развития сельского хозяйства и стала основой развития всей экономики. Возращение к семейной основе крестьянского хозяйства создало предпосылки для возрождения естественно-социальных институтов, в первую очередь большой семьи и клана. .
В группе стран Индокитая, примыкающих к Китаю, там, где утвердились коммунистические режимы, земельные реформы и крестьянская политика осуществлялись с учетом опыта КНР. Политика семейного подряда стала определяющей в политике вьетнамских руководителей. Отсюда и схожесть проблем китайского и вьетнамского аграрных секторов. Аграрная политика в Лаосе и Камбодже не могла проводиться изолированно от политики вьетнамского государства. Длительная общая связь взаимоотношений народов Индокитая обеспечила им общность судеб их политики в регионе, за исключением некоторых особенностей в каждой стране, обеспечивших разные подходы в аграрной политике.
Сильно отличается от китайских преобразований социальная политика в деревне стран Дальнего Востока. В Республике Корея и на острове Тайвань радикальные аграрные реформы были проведены сразу же после второй мировой войны по единому проекту под контролем американской военной администрации и американских специалистов. Суть земельной реформы сводилась к формированию предпринимательского хозяйства. В результате основной экономической и социальной фигурой современной деревни стал мелкий и мельчайший крестьянин-землевладелец. Продуктивность крестьянских хозяйств в этих странах значительно выросла и находится на высоком уровне. Опыт Японии, Ю. Кореи, Тайваня говорит о том, что, в новом, XXI веке, эти страны избрали в качестве основной опоры в деревне всестороннюю поддержку мелкого крестьянско-фермерского хозяйства.
Существенные отличия в аграрной политике имели место в бывших колониальных странах другой части Южной и ЮгоВосточной Азии — Индии, Шри-Ланке, Индонезии, Филиппинах. В них сохранились многие традиционные черты колониального и доколониального прошлого. В Индии веками функционировала четкая кастовая организация сельской общины, построенной на жесткой иерархии различных групп сельского населения. Организованные общинно-кастовые структуры противостояли совместно некастовому населению страны - неприкасаемым. Социальный антагонизм между всеми кастовыми группами, с одной стороны, и некастовым населением — с другой, и поныне присущ сельской Индии. Эти принципы организации во многом объясняют отсутствие острых социальных противоречий в условиях роста социального неравенства между появляющимися классами в индийском обществе. В индонезийской общине также четко прослеживается деление населения на социально полноправные и неполноправные группы. Причем социальные группы отличались друг от друга не только по объему социальных прав, но и в религиозном отношении. Подобного рода в нутридере венская дифференциация обществ» порождала в Индонезии острые антагонизмы, приводившие не раз к социальным катаклизмам.
В то же время процесс модернизации и реформ в развивающихся странах привел к формированию на одном из полюсов социальной структуры деревни зажиточного слоя крестьянства, а с другой — более четко определился слой безземельных сельскохозяйственных рабочих» Достаточно заметно прослеживался процесс маргинализации низших групп и мельчайших крестьянских хозяйств. На их основе стали появляться контингенты сезонных и других временных сельскохозяйственных рабочих. В последние годы увеличивалось количество «лишних» людей, покидающих свои страны и выезжающих в развитые государства на любую предлагаемую работу. В результате «зеленых революций», роста товарно-денежных отношений и обезземеливания крестьянство в современном мире расслаивается. Крестьяне покидают свои деревни, а маргиналы становятся массовой почвой для политического, религиозного экстремизма, шовинизма, националистических крайностей.
ЛИТЕРАТУРА
Александров Ю. Г. Восточное крестьянство: актуальные проблемы изучения. // Восток, М 2, 1995
Восточный мир: опыт общественной трансформации. /Сб. статей. М., Муравей, 2001
Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. М., Высш. гак., 2001
Непомин О. Е. Живая история Востока. Сборник. М., 2002
Новейшая история стран Азии и Африки: XX век. Ч. 2. М., ВЛАДОС, 2001
Полонская Л. Р. Единство и многообразие ислама. / Восток, № 6, 1994
Партия и политика в развивающихся странах Востока. М., 1988
Эволюция восточных обществ. Синтез традиционного и современного. М., 1984