§ 23. Республика Индия. Становление основ индийской государственности (1950—1970 гг.)
ИНКи e Предоставление Индии независимости привело партаиИвдии к сУЩественным изменениям в расстановке партий- после обрете- но-политических сил. Идейно-политические уста- ния независи- новки индийских буржуазных партий были обус- мости ловлены особенностями их возникновения и становления.
Если для первой ПОЛОВЙНЫ XX столетия были характерны центростремительные тенденции по отношению к возникшему в последней четверти XIX в. ИНК, то с завоеванием суверенитета начался периодрасслоения общенациональной антиколониальной коалиции, основным содержаниемкоторого стала перегруппировка партийных сил за счет отделения от ИНК политических течений и образования новых партий в зависимости от понимания сущности и путей предполагаемых преобразований в социально-экономической сфере.Внутри самого ИНК образовались два течения, противоборство которых определяло внутрипартийную жизнь. ГрушшровкаДж.Не- py, поддержанная центристами и левыми, отстаивала линию на развитие «смешанной экономики» при преимущественном развитии государственного сектора, внесение планового начала в развитие регулируемой государством экономики, осуществление аграрной реформы и социальных программ, направленных на поднятие уровня жизни малоимущих слоев, следование нейтралистскому антиколониальному внешнеполитическому курсу, предполагавшему всестороннее развитие отношений со всеми государствами, включая страны социалистической системы. Группировка В.Пателя (за-
местителя премьер-министра и министра внутренних дел) и П.Тан- дона (председателя Конгресса), представлявшая консервативные круги в ИНК, выступала за всемерное и неограниченное развитие частнокапиталистического предпринимательства, создание рынка и подключение страны к международной капиталистической системе разделения труда. Понимая необходимость капиталистической трансформации деревни, они избегали коренных радикальных преобразований и делали упор на техническое перевооружение сельского хозяйства.
B области внешней политики они считали приоритетным ориентацию на западные страны, прежде всего страны Британского содружества наций.Усиление давления группы В.Пателя привело к выходу из Конгресса нескольких левых группировок, образовавших Крестьянско-рабочую партию, имевшую массовую базу в Западной Бенгалии, Народный конгресс, пользовавшийся поддержкой в Уттар-прадеше, и Демократический фронт. B 1951 г. вышедшие из Конгресса левые образовали Крестьянско-рабочую народную партию (Кисан маздур праджа парти) во главе с А.Крипалапи и Р.А.Кидваи.
Покинули ИНК и Конгресс-социалисты, образовавшие Социалистическую партию. Как единая организация она просуществовала недолго. B 1951 г. возникли разногласия между Дж.Нараяном, все в большей степени эволюционировавшим в сторону «гандистс- кого социализма», и «левыми социалистами» во главе с Аруной Асаф Али, выступавшими за сотрудничество с коммунистами. Это противостояние закончилось выходом «левых» из партии. Социалистическое движение стало развиваться разными путям и в рамках различных организаций: «левых социалистов», собственно Социалистической партии, Народно-социалистической партии, впоследствии на время сплотившихся в Объединенную соцйалис- тическую партию.
Поворот части социалистов к КПИ был связан с начавшимися позитивными процессами в коммунистическом движении, которое постепенно преодолевало свою многолетнюю ИЗОЛЯЦИЮ OT ведущих политических сил страны во главе с ИНК. До этого лозунг борьбы за свержение проимпериалистического правительства Дж.Неру, принятый коммунистами после достижения Индией независимости, привел к резкому снижению популярности партии и уменьшению ее численного состава (около 25 тысяч чел. на 1951 r.). Постепенный отход от прежних позиций и курс на поддержку прогрессивных преобразований национального правительства, двязываемый с выдвижением на пост генерального секретаря партии Аджоя К.Гхоша, создал предпосылки для совместных действий коммунистов и мелкобуржуазных революционно-демократических партий: Форвард блок, Революционносоциалистической, Рабоче-крестьянской партии Махараштры и др.
Революционно-демократические партии действовали в пределах отдельных штатов и не имели общеиндийского характера. B их идеологии сочетались элементы марксизма и «гандистского социализма».B начале 50-х годов проявилась тенденция и к консолидации право-консервативных сил. Накануне первых в истории независимой Индии выборов возникла организация Джан сангх (Народный союз), опиравшаяся на проиндусски ориентированную часть торгово-предпринимательских средних городских слоев. Она блокировалась с ранее возникшими коммуналистскими партиями Хин- думахасабха(1915), Раштрия сваям севаксангх(1925), Рамраджья паришад(1948). Партия, возглавляемая Ш.П.Мукерджи, выдвинула программу «истинного национализма», предполагавшую изменение секуляристского характера индийского государства и обеспечение приоритета во всех сферах жизнедеятельности представителям индусской общины.
Всего в предвыборной борьбе приняло участие около 80 партий. Такое многообразие было следствием не только огромных масштабов страны, но и отсутствия четкой поляризации сил в партийнополитической системе, размытостью социально-классовой структуры и наличия огромного числа переходных по своему типу слоев и групп индийского общества, не структурированных в развитое общество.
Совершенство- Первые общеиндийские выборы состоялись няннр админис- в 1951—1952 гг. и принесли победу ИНК, получив- тративной шему возможность сформировать однопартийные системы в правительства в центре и штатах. Ha выборах в пар-
Индии ламент Конгресс получил 44,5% голосов и 74,3% мест.
При общем абсолютном преобладании ИНК выявились регионы, где партия имела особенно прочные позиции. Так, 90% мест Конгресс получил в Законодательных собраниях Уттар-прадеша и Ca- ураштры, 80% мест — в Бомбее, Мадхая-прадеше, Бхопале и Дели, от 51 до 77% — в остальных штатах. Коммуналистские партии пользовались особой поддержкой в Раджастхане и Ориссе, а коммунисты, не получившие ни одного места в хиндиязычных регионах, имели успех на юге.и в Западной Бенгалии.
Выборы санкционировали возможность проведения в жизнь программы социально-экономического развития ИНК, получившей название «курса Неру», и предполагавшей осуществление импортза- мещающей индустриализации при форсированном развитии государственного капитализма, аграрных преобразованиях, включающих ликвидацию системы заминдари и установление «потолка» землевладения, и административно-политической реформе, нацеленной на создание этнолингвистических штатов.
Административная система, узаконенная конституцией 1950 r., не отвечала как потребностям сбалансированного развития штатов, необходимого для проведения единой экономической программы, так и сдерживала развитие народов Индии, требовавших самоопределения в рамках отдельных национальных штатов. Различный юридический статус индийских штатов создавал трудности и в развитии партийно-политической жизни. Борьба за создание лингвистических провинций охватила целый ряд регионов и носила крайне ожесточенный характер. B 1953 г. был образован самостоятельный штат Андхра, їбрритория которого ранее входила в щтат Мадрас, а в 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов, ставший самой крупной административно-политической реформой за весь период независимости. Согласно закону, в Индии создавалось 19 штатов и союзные территории (группа «С»), границы которых в значительно большей степени совпадали с ареалами расселения этнолингвистических общностей, требовавших автономии: Андхра-прадеш, Ассам, Бихар, Бомбей, Керала, Мадхья-прадеш, Мадрас, Майсур, Орисса, Раджастхан, Уттар-прадеш, Западная Бенгалия, Пенджаб (группа «А»), Джамму и Кашмир (Группа «В») и Дели, Химачал- прадеш, Манипур, Трипура, Лаккадивские и Андаманские острова (группа «С»). Реформа носила незаконченный характер и не привела к затуханию деятельности сторонников создания штатов на лингвистической основе.
Процесс воплощения в жизнь этнолингвистического построения административно-политической системы в Индии растянулся в дальнейшем надесятилетия. Основными его вехами станут: 1960 — реорганизация штата Бомбей и разделение его на Гуджерат и Махараштру; 1962 — создание штата Нагаленд; 1967—1968 — реорганизация штата Пенджаб и выделение из него штата Хариана; 1971 — реорганизация Северо-Восточной Индии и создание штатов Мегхалайа, Манипур, Трипура, а также присоединение к Индии в 1975 г.
Сиккима в качестве штата.Борьба за создание этнолингвистических штатов и стремление народов Индии к повышению их статуса в Индийском Союзе сделали необыкновенно острой проблему официального языка. Утверждение конституцией в этом качестве языка хинди при всех сопутствовавших этому решению смягчающих оговорках было воспринято в нехиндиязычных районах как национальное бедствие. Ha протяжении последующих десятилетий движение против распространения хинди в качестве официального языка Индийского Союза было заметным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни страны.
Концепция Становление современного буржуазного обще- «индийского* ства происходило в Индии на фоне преобразова- социадизма» ний, осуществлявшихся в странах социализма, и общедемократическое радикальное движение по пути реформ ассоциировалось с понятием социалистического переустройства общества. Социалистическая фразеология использовалась ИНК еще в период борьбы за независимость, после ее обретения нашла отражение в программе построения «общества социалистического образца». По инициативе Hepy на съезде Конгресса в Авади (1955) такая формулировка была официально внесена в резолюцию ИНК. «Конгрессистский социализм» подразумевал не ликвидацию частной собственности на средства производства, а ограничение «стяжательских инстинктов» и собственнических устремлений на благо общественного развития. Он предполагал осуществление эгалитаристских принципов: отмену кастовых ограничений, упразднение неприкасаемости, создание условий для развития племен и малых народностей, введение равноправия полов и т.п. Социализм означал смешанную экономику, предполагавшую параллельное развитие государственного и частного секторов при сохранении приоритета первого и регулировании им второго, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, — т.е., по сути, предполагал систему буржуазно-демократических преобразований.
«Индийский социализм» строился на принципах социального компромисса (консенсуса), секуляризма и предотвращения конфликтности на этно-конфессиональной почве.
Составной его частью был этатизм, включающий в себя представление о государстве как катализаторе экономического прогресса и регуляторе социальноклассовых и этноконфессиональных отношений, силе, способной цементировать общеиндийский рынок и обеспечивать территориальную целостность страны.Элементы социалистической идеологии нашли свое отражение в Уставе и других документах ИНК, в которых указывалось, что Индия стремится построить «общество социалистического образца», призванное обеспечить благосостояние народа. Эта концепция нашла отражение'в ряде положений «Руководящих принципов политики государства» и «Основных прав граждан» в конституции. Кульминационным пунктом «социалистической» фразеологии станет внесение в преамбулу к конституции в 1976 г. 42-й поправкой определения Индии как «суверенной, социалистической, светской и демократической республики».
Последующиелидеры ЙНК останутся приверженными ставшей традиционной для партии системы ценностей. B 70-е годы Индира Ганди скажет, что «социализм, являющийся цашей целью, не означает экспроприации богатых и передачу всеґо бедным. Его смысл в том, чтобы уменьшить экономическое неравенство и сократить разрыввдоходах». Уникальность, национальный характер «индийского социализма» будет подчеркивать и Раджив Ганди в 80-е годы: «Наш социализм... не есть социализм, перенесенный с какой-либо иностранной почвы. Он не создан по примеру чьей-либо идеологической модели».
1'
Индия в конце Вторые всеобщие выборы 1957 г. обеспечили 50- вачале 60-х правящей партии ИНК как абсолютное, так годов и относительное увеличение голосов на выборах в парламент, а также в Законодательные собрания штатов. Выборы продемонстрировали укрепление позиций партии Джан Сангх, число голосовавших за которую удвоилось. Особеннб были сильны позиций этой организации в штатах хиндиязычного пояса, наименее — в Западной Бенгалии и на юге. Вместе с тем увеличилось количество голосов, цоданных за КПИ, занявшую после 1956 г. реалистические позиции и окончательно отказавшуюся от курса на свержение буржуазно-националистического правительства.
Наибольшего успеха коммунисты добились в штатах Керала, Западная Бенгалия и Андхра-прадеш. Историческим событием в истории коммунистического движения в Индии стало образование в Керале правительства КПИ, завоевавшей абсолютное большинство в законодательном собрании штата. Коммунистическое правительство просуществовало с 1957 по 1959 г. и было расформировано под предлогом нарушения закона, а в штате введено президентское правление. Однако этот эпизод создал прецедент пребывания коммунистов у власти на уровне штата, что в более поздний период окажется для Индии не редкостью.
Приход коммунистов к власти конституционным путем открывал возможности для конструктивной позитивной деятельности, к осуществлению общедемократических программ. Однако последующее силовое вмешательство властных структур вернуло часть коммунистов на только что преодоленные изоляционистские и непримиримые позиции и создало предпосылки для раскола коммунистической партии.
B конце 50-х годов усилилось значение региональных дартий, которые упрочили свои позиции на выборах в Законодательные собрания штатов, и в ряде районов вошли в коалиционные правительства с ИНК. Так, в Ориссе было образовано коалиционное правительство ИНК и региональный Ганатантра паришад.
B 1959 г. группа консервативно настроенных конгрессистов (Ч.Раджагопалачария, И.Р.Ранга и др.) вышла из Конгресса и образовала новую правооппозиционную ИНК партию Сватантра (Свобода), выступившую с резкой критикой «курса Неру».
Bo второй половине 50-х годов активизировали свою деятельность Джансангх, опиравшийся на коммуналистскую военизированную Раштрия сваямсевак сангх во главе с Голвалкаром, отстаивавшим концепцию «истинного» или «индусского национализма». Активизация Джан сангх и других индусских коммуналистских организаций способствовала расширению деятельности мусульманских общинных группировок, таких как Джамаат-и-ислами хинд (Совет индийских мусульман) и Маджлис иттихад уль-муслимин (Союз воинствующих мусульман), выступивших не только с коммуналистских позиций, но и с критикой «курса Неру». Усилился и процесс политизации христианских организаций. Особенно заметна стала деятельность консервативного Католического конгресса Кералы, сыгравшего существенную роль в отстранении от власти в этом штате КПИ. Менее политизированными оставались Партия христианского демократического социализма и Всеиндийский совет христиан.
Наряду с ростом коммунализма и сложением диверсифицированной системы конфессиональных организаций, произошло формирование региональной политической структуры. Ведущие штаты нашли свое представительство в таких организациях, как Акали дал (Пенджаб), Ганатантра паришад и Джхаркханд (Орисса), Te- лугу десам и Андхра маха сабха (Андхра), Ассам гана паришад (Ассам), Дравида муннетра кажагам (ДМК) (Тамилнаду) и некоторые другие. Региональные партии стали оказывать влияние на общеиндийскую политическую жизнь. Обострились и конфликты на кастовой основе, знаменовавшие нарастание противоречий между традиционно доминирующими в политической жизни страны брахманскими слоями и среднестатусными земледельческими и торгово-ростовщическими кастовыми группами. B каждом регионе они принимали различные формы: например, противоборства раджпутов и джатов в Раджастхане, брахманов и бания с паттида- рами в Гуджерате, камма и редди в Андхре, брахманов и низкокастовых в Махараштре и Мадрасе и т.п. B ходе этого противостояния происходил процесс политизации каст, приведший к возникновению политических партий, являющихся кастовыми ассоциациями (объединение членов одной касты) или кастовыми федерациями (объединение членов нескольких каст). Они стали выступать как за свои собственные права и повышение статуса в рамках традиционной кастовой структуры, так и выдвигать программы социально- экономического развития.
B 1957 г. была создана Республиканская партия Индии, выражающая интересы низкокастовых и внекастовых индийцев, с наиболее крупными центрами в Махараштре и Уттар-прадеше. Партия возникла на базе Федерации неприкасаемых каст (ФНК), образованной в 1942 г. Б.Р.Амбедкаром. C момента своего создания ФНК находилась в оппозиции Конгрессу, опасаясь того, что политика привлечения к деятельности' ИНК хариджанов, начатая Ганди, лишит их собственной политической организации и не даст возможности максимально отстаивать свои права. Тем не менее Амбедкар сотрудничал с лидерами ИНК при создании индийской конституции, особенно разделов, содержащих статьи о ликвидации института неприкасаемых и кастовой организации и гарантированном предствительстве хариджанов в государственных органах и административном аппарате, а также занимал пост министра юстиции в первом правительстве независимой Индии. Однако в 1952 г. он вышел из Конгресса, перешел в оппозицию и выставил свою кандидатуру от ФНК как партии, оппозиционной ИНК. Социально-экономическая программа партии была близка позиции правых и отрицала «курс Неру». Идеология Республиканской партии, принявшей участие в выборах 1957 r., была основана на взглядах Амбедкара. Ee лидеры выступали против системы резервации мест для «регистрируемых» каст в законодательных собраниях и советах местного самоуправления, так как эта система способствовала, по их мнению, не решению проблем низкокастовых, а укреплению ИНК, проводящего на эти места своих сторонников. Кроме РПИ, интересы низкокастовых отстаивала Всеиндийская лига хариджанов и Хариджан севак сангх (Общество служения хариджанам).
Кастовое соперничество проявилось не только в образовании кастовых ассоциаций и федераций, оно нашло отражение и в борьбе внутри ИНК (противостояние «новых лидеров» бания (Ч.Б.Гупта) «старым лидерам» (Сампурнананд, Трипатхи) в филиале ИНК в Уттар-прадеше и поддержка последних со стороны Дж.Неру; противостояние коалиции брахманов и раджпутов объединению джатов и тьяги и т.п.). Борьба за власть в ИНК «новой элиты» со старымибрахманскими лидерами, ослабляла, раскалывала руководство в штатовских организациях, усиливала фракционную деятельность, приводила к нецрочности власти ИНК во многих районах.
K концу 50-х годов, при сохраняющемся доминировании ИНК на уровне центра, происходит ослабление его позиций на уровне штатов. Ha штатовском уровне наряду с общеэкономическими и общеполитическими проблемами все большую роль стали играть «местные» факторы — кастовые, религиозные, лингвистические, субрегиональные. 6 различных штатах сформировались неодинаковые формы соперничества в зависимости от социально-экономического уровня развития того или иного региона.
Индия Ha третьих всеобщих выборах 1962 г. наметилась в βο-e начале тенденция к абсолютному и относительному сни-
70-х гг. жению числа голосов, поданных за конгрессистс- ких кандидатов по сравнению с выборами 1957 г. ИНК потерял свыше 6 млн. избирателей. Ha выборах в законодательные собрания штатов доля ИНК также сократилась. Выборы свидетельствовали об укреплении позиций правых сил — Сватант- ры и Джан сангх. Ослаблению позиций ИНК способствовала развернувшаяся в партии фракционная борьба. Она развивалась как на основе противоречий группировок, связанных с различными регионами, интересы которых они представляли: хиндиязычные районы, Махараштра, Западная Бенгалия, южные штаты, так и на основе идеологических разногласий. Процесс поляризации сил внутри ИНК привел к образованию трех основных фракций: центристской во главе с Дж.Неру, правой во главе с Морарджи Десаи и С.К.Патилем, левой во главе с К.Д.Малавией. Фракционная борьба была настолько сильна, что на выборах 1962 г. представители различных группировок выступали против официально выдвинутых конГрессистских депутатов. B 1963 г. правые потребовали в парламенте отставки правительства Hepy и образовали внутри Конгресса группу «синдикат», влияние которой было очень велико вплоть до ее выхода из ИНК в 1969 г. Co смертью Дж.Неру в 1964 г. размежевание сил внутри Конгресса, сдерживаемое личным авторитетом этого крупнейшего политического деятеля Индии, приняло необратимый характер. Несмотря на гибкую политику лавирования между группировками, новому премьер-министру Индии Л.Б.Шастри не удалось приостановить развитие центробежных тенденций в ИНК. Ha фоне ослабления центрального руководства усилились группы, контролировавшие партийный аппарат в штатах, произошло выдвижение на политическую авансцену py- ководителей местных конгрессистских организаций. Такими фигурами стали А.Гхош (Западная Бенгалия), Ч.Б.Гупта (Уттар-прадеш), Б.Патнаик (Орисса) и др.
Усиление «боссизма» привело к созданию биполярной структуры в штатах, где соперничавшие силы объединились вокруг главного министра штата и местного лидера ИНК. Эта тенденция проявилась и на уровне центрального руководства. Она выразилась в усилении роли председателя ИНК К.Камараджа в определении не только партийного, но и правительственного курса.
Развитие центробежных тенденций в крупнейшей партии страны оказало воздействие на всю политическую жизнь Индии и привело к усилению борьбы внутри оппозиционных партий вокруг поисков путей выхода из нараставшего политического кризиса.
Произошел раскол в социалистическом движении. Объединенная социалистическая партия (ОСП) в 1965 г. распалась на две организации, из которых она и была изначально составлена: Социалистическую партию и Народно-социалистическую партию. Часть социалистов во главе с Ашокой Мехтой ушла в Конгресс. Основной причиной конфликта стали разногласия по вопросу о сотрудничестве с коммунистами как в работе в законодательных органах, так и в проведении массовых кампаний. Группировка социалистов во главе с С.М.Джоши и Р.Лохией была настроена на сотрудничество с левыми силами, в то время как основная' часть социалистов, возглавляемая Дж.Нараяном, все теснее сближалась с антиконгрессистскими буржуазно-националистическими партиями.
B 1964 г. произошел раскол в коммунистическом движении. Разногласия в КПИ по вопросам о роли национальной буржуазии и отношении к ней коммунистов, о первоочередных и конечных целях партии, о социальной базе коммунистического движения и возможных союзниках, о программах экономического развития, об отношениях с существующими немарксистскими партиями и целому ряду других возникли на рубеже 50-60-x годов. B 1961 г. на 6 съезде КПИ были предложены два проекта программы партии. Процесс размежевания завершился выходом из партии группировки, недовольной «реформизмом» КПИ. Так была образована параллельная компартия во главе с генеральным секретарем П.Сундарайей, которая стала называться КПИ(м) — Коммунистическая партия Индии (марксистская). B то время как КПИ ставила своей целью создание общедемократического фронта для осуществления радикальных преобразований, ведущих к созданию государства национальной демократии, КПИ(м) отрицала возможности коалиции с буржуазно-националистическими силами и делала установку на создание государства народной демократии. «Центристы», не примкнувшие ни к КПИ, ни к КПИ(м), образовали в 1965 г. самостоятельную группу «марксистов-интеллектуалов». Недовольная участием КПИ(м) в выборах 1967 г. часть членов этой партии, обвинившая руководство в «ревизионизме» КПИ без КПИ», отделилась в группу, назвавшую себя КПИ(м-л) — Коммунистическая партия (марксистско-ленинская). Наиболее экстремистские группировки, покинувшие КПИ, а затем и КПИ (м), образовали так называемое «движение наксалитов», выступавшее за вооруженный захват власти ипередел земли и имущества. Эпицентрами движения стали Западная Бенгалия и Андхра-прадеш. Несмотря на существование множества направлений в коммунистическом движении, реально действующих партий было две — КПИ и КПИ(м). C 1964 г. по 1980 г. они находились в состоянии идейного неприятия и практической конфронтации, в частности, блокируя друг друга на выборах.
Накануне очередных четвертых выборов 1967 г. внутриполитическое положение оставалось сложным. K 1966 г. в ряде кЬнгресси- стских штатовских организаций произошел раскол. Размежевание в штатовских организациях ИНК продолжалось и в ходе выборов, И после И Привело K падению B конечном итоге KOHrpeGCHCTCKHX правительств в этих штатах. B 1967 г. большинство местных партий бывших конгрессистов образовали новую общеиндийскую партию Бхаратия кранти дал (Индийская революционная партия). Кончина Л.Б.Шастри в 1966 г. поставила вопрос о выдвижении кандидата на пост премьер-министра. От центристской и левой фракций была выдвинута Индира Ганди, от правой — Морарджи Десаи. B результате ожесточенной борьбы победу одержала И.Ганди, которой суждено было стать на долгие годы как лидером Конгресса, так и индийского государства в целом.
Победив на выборах, ИНК потерял 5% голосов и 19% мест в Народной палате, а также утратил qeoe положение правящей партии в 9 из 17 штатов. Коалиционные правительства оппозиционных сил были образованы в Бихаре — с преобладанием ОСП, в Пенджабе — Акали дал, в Уттар-прадеше — Джан сангх, в Мадрасе — ДМК, в Ориссе — Сватантры, в Мадхья-прадеше — Джан сангх, в Хариане — отколовшихся правых конгрессистов. B Керале и Западной Бенгалии были созданы коалиционные правительства с преобладанием коммунистов (КПИ(м)). Монополия на власть ИНК оказалась подорванной.
B этой обстановке ИНК принял целый ряд мер популистского характера, призванных расширить социальную базу партии за счет поддержки низших слоев национального капитала: национализация 14 крупнейших частных банков, принятие закона о монополиях и ограничительно торговой практике, установление сфер предпринимательства государства, крупных частных компаний и мелкой промышленности, увеличение ассигнований вгосудар- ственный сектор, контроль государства над импортом товаров 38 наименований, программы увеличения занятости в сельской местности и ряд других.
B 1969 г. произошел раскол ИНК и образорание двух параллельных организаций Конгресса по всей стране: ИНК (И) во главе с Индирой Ганди (отсюда и название ИНК(И) и Организация Конгресс — ИНК(О) («синдикат») во главе с М.Десаи.