<<
>>

8. О правосознании переходного общества

Правовое сознание переходного общества отличается фрагментарностью, противоречивостью и радикальностью. Правосознание наряду с динамизмом обладает и устойчивостью, сопротивляемостью новым идеям и принципам.

Правовое сознание – явление не только относительно самостоятельное по отношению к многочисленным внешним условиям, но во многом неизменное на протяжении значительных отрезков времени. Концептуально важно обратить внимание на то, что правосознание есть духовная составляющая правовой системы, обеспечивающая устойчивость последней даже при значительном динамизме развития. Нередко обыденное правовое сознание отличается более высокой правовой культурой, чем правосознание реформаторских сил и государственного аппарата.

Типы изменения правового сознания общества зависят от направленности перехода. Либеральная модель переходных преобразований приводит к несоответствию уровня правовой деятельности уровню развития правового сознания. Для российского транзита либеральная модель правового реформирования таит угрозу общественной, национальной и государственной безопасности.

9. О системе права переходного периода. В переходный период в пользу существования системы права свидетельствуют: а) единые цели и принципы правового регулирования; б) общая юридическая терминология; в) критерии обособления отраслей, подотраслей, институтов и норм права; г) иерархия источников права; д) внутрисистемные связи между отраслями права и иными элементами системы права; е) осуществление правотворческого процесса в соответствии с имеющейся системой права.

Основными тенденциями развития системы права в переходный период являются дифференциация нормативного материала; опережающее обновление материальных отраслей права в сравнении с процессуальными; размывание грани между частным и публичным правом; необходимость всемерного развития отрасли права социального обеспечения, в особенности на начальных этапах реформ.

10. О механизме действия переходного права. Переходное состояние общества не может состоять исключительно из фактических отношений, из которых не складываются права и обязанности. Правовое регулирование в условиях перехода встречает массу препятствий и испытывает серьезные сбои, но этим не отрицается возможность существования правоотношений в переходный период. Стереотипы правового сознания и поведения значительной массы субъектов права и необходимость частичного сохранения прежнего нормативно-правового массива подтверждают этот факт.

Правопорядок в переходный период представляет собой реально достижимый устойчивый компромисс относительно организованности общественной жизни и путей дальнейшего правового развития. Он не исключает острых противоречий и юридических конфликтов в рамках конкретных правоотношений. Но постепенное вытеснение отживших общественных отношений и воспроизводство регулярных правовых связей свидетельствуют о непрерывном правовом регулировании.

Механизм действия права в переходный период непосредственно не порождает новых общественных отношений, а создает лишь условия (юридическую возможность) появления тех или иных отношений. Опережение правом общественного развития весьма ограничено зрелостью условий новых общественных отношений и существующим уровнем правового развития общества. Правовое воздействие на переходные общественные отношения должно быть не столько инновационным, сколько системообразующим.

11. О духовном приоритете правовой реформы. В целях выработки прогноза развития отечественной правовой системы следует обращать внимание на ее духовно-культурную основу. Эта основа содержит многовековые морально-нравственные устои (прежде всего идеал справедливости, приоритет общесоциальных интересов, коллективизм, взаимопомощь, уважение к государству, тесную связь права с религией). По этой причине российскую правовую систему невозможно строго относить к романо-германской правовой семье. Отечественная правовая система остается уникальной в своей самобытности. Воспроизведение духовно-культурных традиций правовой системы, как сущностных норм юридической деятельности, может рассматриваться как условие воспроизводства самой правовой системы с точки зрения ее природы и содержания. Духовная основа правовой системы обусловливает понимание права не в узкой трактовке юридического позитивизма, а как сложный, социокультурный феномен. Именно в духовно-культурной основе российской правовой системы заключены ресурсы успешного реформирования как ее самой, так и общества в целом. Построение правового общества и правового государства в России видится нам на путях всемерного учета традиций отечественной правовой культуры, не отрицания, а, наоборот, упрочения самобытной духовно-сущностной константы российской правовой системы. Эта концептуальная идея может быть положена в основу стратегии российских реформ.

<< | >>
Источник: Сорокин В.В.. Теория государства и права переходного периода: Учебник. – Новосибирск: Изд-во   НГИ,2008. –    502 с.. 2008

Еще по теме 8. О правосознании переходного общества:

- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -