<<
>>

Готицизм ХѴІ-ХѴІП вв.

Историографию крупной проблемы европейской истории обычно начинают с эпохи Возрождения или раннего Нового времени. Действительно, в ХѴІ-ХѴІІ вв. в западноевропейскій странах наблюдается всплеск интереса к прошлому готов.

Они объявляются предками многих европейских народов, в том числе даже славян[230]. В странах Северной Европы всплеск интереса к готам породил феномен готицизма — влиятельного течения в шведской историографии, идейно восходящего еще к раннему Средневековью, но получившего развитие с XVI в. [231]. Его анализу в интересующем нас аспекте посвящено монографическое исследование шведского филолога и историка Й. Свен- нунга [232] [233] [234] и статья В.П. Будановой 1. Недавно «готский миф» от эпохи Античности до Романтизма был вновь проанализирован И. Стенротом*.

По сути, готицизм представлял синтез исторического знания и псевдоисторического мифа-о готах. Возникновение и расцвет готицизма был связан с определенным этапом развития скандинавского общества, когда появилась острая.потребность найти национальные корни и определить свое место среди других народов. Как известно, на этой стадии становления этнического самосознания обычно начинается поиск «славных предков». И таких предков шведы нашли в лице готов. В основе готицизма лежало утверждение, что шведы — прямые потомки и наследники готов, великого народа древности. Оно встречается в шведских источниках по меньшей мере с конца ХПІ - начала XIV в. Готицизм открыто заявил о себе в выступлении посла короля Дании, Швеции и Норвегии, епископа Николауса Рагвальдссона на церковном соборе в Базеле 1434 г., где он потребовал старшинства для своего короля, так как его королевство было наиболее древним, а значит, и наиболее знатным [235]. В подтверждение этого епископ привел весомый аргумент историкогенеалогического характера — свидетельство Иордана о Скандинавии как «кузнице народов» и о древних готских королях.

С тех пор, вторая корона в шведском королевском гербе символизирует древнее «regnum Gothorum» [236] [237].

Но настоящее «готическое движение» зародилось как реакция на антинемецкую пропаганду в Италии XVI в. в защиту римской католической церкви против выступлений германских вождей Реформации, отрекавшихся от «готического варварства» ". Особую поддержку оно получило в Швеции в годы правления короля Густава Адольфа и его побед над противниками в ходе Тридцатилетней войны. Готицизм стал весьма действенным идеологическим оружием шведского великодержавия XVII — начала ХѴПІ вв. Апологетами готицизма явились шведские историки XVI в. Юханнес Магнус (1488-1544) и Олаус Магнус (1490-1557). В их сочинениях мысль о приоритете германцев в европейской истории связывалась, с образом Швеции как прародины готов, с обоснованием готского происхождения шведских королей и описанием их героических деяний 12. Но наиболее полное воплощение готицизм нашел в труде профессора медицины университета в Упсале Улофа Рюдбека (1630—1702 гг.) 13. В его произведении причудливым образом переплелись и данные античной традиции об Атлантиде и гипербореях - предках шведов (?), и древняя германская мифология, и рассказ Иордана, о странствиях готов. У. Рюдбек утверждал, что после Одина власть в Причерноморье перешла к «готско-шведскому королю Германариху» и. Ее он описывал, следуя Иордану, в сочинении которого можно найти основы того готоцент- ризма, на котором строились все последующие изыскания 15.

В шведской историографии готицизм сфокусировал свое внимание на великом прошлом готов как завоевателях мира и героических предках германских народов 16. Колыбелью готов был объявлен юг Швеции - Гьёта- ланд. По сути же готицизм был одним из предтеч немецкого германоцент- ризма. Именно в русле готицизма два различных понятия — «готское» и «германское» - постепенно слились в одно целое. Во многом именно на основе идей готицизма скандинавскими, а затем германскими историками не только начинается изучение прошлого этих стран, но и развивается склонность к идеализации этого прошлого, во многом сохраняющаяся и в наше время.

Готицизм может быть и не приобрел бы столь большого влияния в Северной Европе, если бы он не был подкреплен авторитетами английского и французского Просвещения. С начала ХѴІП в., помимо скандинавских стран и Германии, готицизм стал популярен и в Англии. Английские парламентарии увидели в древних готах идеальную модель управления государством и

12 Толстяков А.В. Анатомия истории Улофа Рюдбека // Одиссей. 2007. С. 169-189.

13 Rudbek О. Atland eller Manheim. Uppsala,1937.

14 Ibid. P. 194-199.

15 Буданова В.П. Указ. соч. С. 14.

І6ГротЛ.П. Гносеологические корни норманизма//ВИ. 2008. №8. С. 111-117.

противопоставляли се средневековой христианской модели, из которой позднее вырос ненавистный им абсолютизм п. В>том же духе к готской государственности подходили французские просветители. В частности Ж.-Ж. Руссо? был убежден, что у готов сильная королевская власть зависела от благорасположения народа, а готский король избирался!народом [238] [239].

Не лишне еще раз напомнить, что романтический готицизм не раз играл злую шутку с учеными, приводя' их порой к весьма курьезным выводам. Один из самых ярких примеров — открытие готов в.Индии [240]. Здесь-в. 1880-х гг. были найдены две индийские надписи на пракрите, в которых некоторые исследователи усмотрели этноним «гаты» (gatana) [241]. В 1912 г. вышла статья известного востоковеда Стена Конова под названием «Готы в Древней Индии», в которой аргументировалась готская языковая принадлежность упомянутых в надписях личных имен Ігііа и Cita [242]. Эта гипотеза вскоре обрела сторонников не только среди шведских и немецких историков, в России ее принял Николай Рерих, усмотревший в некоторых гималайских петроглифах «изображения остготов и прочих великих переселенцев» [243]. Но эта красивая гипотеза рухнула в середине XX в. прежде всего благодаря трудам санскритолога Вальтера Вгоста, убедительно показавшего, что имена, принимаемые за готские, имеют прозрачные индоарийские этимологии, да и сами надписи по палеографии датируются более ранним временем, нежели время выхода готов на историческую арену [244].

Но в нашей стране в 80-х гг. XX- в. устаревшей гипотезой «Готы в Индии» увлекся даже ведущий отечественный лингвист - академик В.Н. Топоров[245]. Рецидивам готицизма в современной европейской науке посвящена статья Ф. Пауля в RGA [246].

Нелегко ответить на вопрос; когда в скандинавской историографии на смену готицизму приходит время-подлинно научного изучения готской-проблематики, так как его отголоски ощущаются не только в XIX, но и-в XX в. Как один из вероятных рубежей можно назвать конец ХѴШ в., когда вполи- тике явственно обозначился финал «шведского великодержавия». Именно тогда появляются первые работы о готах и их соседях, базирующиеся, на научном анализе исторических источников. В 1772 г. датский ученый- антиковед Петер Фридрих Сум исследовал перечень «северных народов» у Иордана и предложил их интерпретацию [247]. Тем самым он заложил основы всей последующей традиции изучения иорданова списка [248] [249].

2.2.

<< | >>
Источник: Зиньковскаи И.В.. КОРОЛЕВСТВО ЭРМАНАРИХА В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ IV ВЕКА. 2010

Еще по теме Готицизм ХѴІ-ХѴІП вв.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -