<<
>>

Вопрос о субстрате. Спады.

Письменные источники ничего не сообщают нам об этническом составе Остроготского королевства до начала правления Эрманариха кроме того, что оно было создано готами-гревтунгами. Иордан лишь кратко пересказал переселенческую сагу «об обретении родины», согласно которой готы иод руководством короля Филимера пришли в практически пустую страну.

По пути на юг «в поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения]» они вступили в земли Скифии. Но здесь лишь половине войска удалось переправиться по мосту через какую-то большую реку (Днестр, Буг, Припять?) и овладеть «желанной землей» Ойум, поразившей короля Филимера «великим обилием тех краев» (Get., 27). В названии этой земли, скорее всего, звучит готский топоним *Aujom - «страна, изобилующая водой», «Речная страна» Это название хорошо согласуется с описанием Ойума у Иордана: «та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала ее недосягаемой...» (Get., 27).

Современные исследователи спорят о том, какую конкретно область

1 Mommsen Th. Jovdanis Romana et Getica. Prooemium U MGH., Auct. Antiquiss. T. V.B., 1882. P. 163; Скржииская E. 4. Комментарий // Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). СПб., 2000. С. 188; Анфертьев А.Н. Иордан. Комментарии // Свод древнейших письменных известий о славянах (І-ІѴ вв.). Т.1. М., 1994. С. 116-117.

Иордан назвал этим готским словом [840] или же за ним скрывается мифологический образ утопической, желанной страны [841]. Сторонники ее реальности высказывают весьма противоречивые точки зрения: Полесье, Среднее и Нижнее Поднепровье, Нижнее Подонье, Приазовье, Нижний Дунай или Тамань. По географическому положению где-то в самом начале Скифской земли, обилию рек, озер и болот «страна Ойум», скорее всего, соответствует Волыни между верховьями Припяти и Западного Куга или Припятскому Полесью.

Археологам здесь известны наиболее ранние вельбарские памятники, определенно свидетельствующие о появлении в Восточной Европе мигрантов с территории современной Польши. Но, по словам Иордана, готы Филимера почему-то в «желанной земле» надолго не задержались и продолжили движение вглубь Скифии. Вскоре происходит их столкновение с единственным встретившимся по пути народом спадов - gens Spalorum (Get., 28). По его рассказу, восходящему к готской эпической традиции, спады тут же были побеждены готами, которые двинулись дальше в крайнюю часть Скифии.

Еще в XIX в. имя «спады» сопоставили со ст.-слав, «исполин» — «великан», усматривая в них некий мифический парод [842] [843]. Большинство исследователей, вслед за А.А. Шахматовым видят в спалах какое-то местное восточноевропейское население s. По созвучию имен спадов {Spall) нередко сопоставляли со «спалеямн» {Spalaei), упомянутыми Плинием Старшим среди группы племен, расселившихся по Танаису (РІіп., NH., VI. 22) [844]. На основании этого свидетельства М.Б. Щукин даже считал спалов-спалеев сарматами Среднего Поднепровья 7, а еще раньше Г.И. Вернадский видел в них часть «аланского племени» 8. Есть версия, что спален были одним из тохарских племен, возглавивших сарматское объединение Подонья-Приазовья \ Большинство же российских и украинских ученых без особых аргументов традиционно отождествляют их с венетами - племенами зубрицкой культуры на Волыни |0, или шире — носителями киевской культуры в Днепровском Левобережье, а также со «спорами» (Епороі) Прокопия Кесарийского, как он именовал предков склавинов и антов (Proc., Bell. Goth., VII. 14.29). Не вдаваясь в эту сложную и не обеспеченную в должной мере источниками проблему, напомним, что Иордан, знавший и спалов, и венетов, писал о них как о совершенно разных народах. Но главное, из свидетельства готского историка осталось так и неясно, были ли спалы покорены готами или уничтожены. Историк ограничился лишь тем, что сообщил о победе над ними: «ad gentem Spcilorum adveniunt consertoque proelio victoriam adipiscunt» — «Тотчас же без промедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы» (Get., 28).

Из этого пассажа явствует, что дальнейшая судьба побежденных спадов его (или его информаторов) не занимала.

Археологические материалы весьма однозначно указывают на то, что на Волыни в последней четверти II в. - начале III в. происходит смена культур - на месте поселений зубрицкого типа, скорее всего, принадлежащих западной группе венетов, появляется культурный слой с вельбарскими материалами ". При этом, не фиксируется никаких культурных контактов между старожилами и пришельцами, оставившими самые ранние вельбарские памятники в Восточной Европе п. Скорее всего, именно здесь произошло их [845] [846] [847] [848] [849] [850] разделение на две части: тервингов-вези и іревту нго в- остр о готов, что нашло отражение в рассказе Иордана о рухнувшем мосте, навсегда разделившим родственные народы. С этого времени их пути разошлись: тервинги ушли к низовьям Дуная, а гревтунги — вглубь Скифии |3. С другой стороны, как результат этого процесса рассматривают появление поселений зубрицкой культуры южнее на Среднем Днестре. По-видимому, основная масса венетов покинула Волынь и обосновалась в Поднестровье, где они позднее оставили своеобразные памятники типа Черепин-Теремцы.

По рассказу Иордана после победы над опалами готы Филимера продолжают движение на юг а устремляются «в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории» (Gel., 28-29). Дальше он уточняет места пребывания готов: «Мы читали, что первое расселение готов было в Скифской земле, около Мэотийского озера; второе — в Мизии, Фракии и Дакии; третье - на Понтийском море, снова в Скифии» (Get., 38). Это свидетельство о пребывании готов на берегах Меотиды, хотя и широко использовалось историками для локализации остроготов в Северо-Западном Приазовье |4, не находит отражения в археологических источниках. Как сейчас становится все более очевидным, с появлением готов и других восточногерманских племен можно связать разрушения в Танансе середины III в., но на берегах Азовского моря до сих пор так и нс удалось обнаружить памятники Черняховского типа, хотя следы пребывания северных варваров в низовьях Дона имеются (поселение Рогожкино-ХІІ).

Объяснить противоречие между данными нарративной традиции о первом местопребывании готов и археологической «пустотой» по берегам Меотиды в III - IV вв. можно кратковременностью пребывания здесь восточных германцев лишь во время «Готских» войн. Но может быть прав и В.В. Лавров, удачно связавший рассказ Кассиодора-Иордана о переселении готов в

13 Там же. С. 204.

11 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 27-28, 37; Буданова В.П. Готы в эпоху Великого поресеяения народов. М., 1990. С. 76-77.

самую; отдаленную» часть Скифии с устойчивой. античной; традицией: отождествления готов-, со - скиф ами; а; скифов.с Меотидон Весьма--показательно;:

чтоі и: здесь. Иордан• не упоминает ни. о> каких, столкновениях готов с мест- ными племенами, хотя: В' первой половине ИГ в. Приазовье было заселено; многочисленным сарматским населением; Как.бы-то-ни: было; проблема.«готов; на-Мёоти де» остается до; сих; пор неразрешенной. Правда, она:относится; к более. раннему времени, чем интересующее.нас королевство-Эрманариха:

<< | >>
Источник: Зиньковскаи И.В.. КОРОЛЕВСТВО ЭРМАНАРИХА В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ IV ВЕКА. 2010

Еще по теме Вопрос о субстрате. Спады.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -