<<
>>

О том, как воссоединить разделившийся город, и об ошибочности мнения, что для удержания городов нужно сеять в них раздоры

Пример римских консулов, приведших ардеатинцев к согласию, указывает на способ восстановить порядок в разделившемся городе, который заключается не в чем ином, как в казни зачинщиков мятежа.

Ведь тут необходимо выбирать из трех возможностей: либо казнить зачинщиков, как и поступили консулы; либо удалить их из города; либо примирить их между собой, связав обязательствами не нападать друг на друга. Из этих трех возможных способов последний самый опасный, наиболее сомнительный и бесполезный. Ибо после нанесения кровных обид и совершения подобных этому преступлений невозможно надолго Установить вынужденный мир, пока виновники каждодневно встречаются лицом к лицу. Трудно ожидать, что они воздержат- СЯ0т взаимных обид, поскольку при постоянном общении у них в°зникнет для этого множество новых причин.

Наилучшим примером на этот счет может служить город Пи- ^ЯТнадцать лет назад, как и сегодня, в этом городе было ВДртии: Панчатики и Канчельери, но сегодня они ведут себя РИо, а тогда были вооружены. После долгих пререканий дело дошло до кровопролития, грабежей, поджогов и всех Их вРаждебных действий. Флорентийцы, которым следова- У^йокоить пистойцев, использовали для этого всегда третий

из указанных способов, приводивший в дальнейшем к еще боль. шим беспорядкам и еще большим смутам. В конце концов нащ^ правителям это надоело, и они прибегли ко второму способу, ^ торый состоит в удалении вождей из обоих лагерей; одних ключили в тюрьму, других выслали в разные места, после этОГо воцарилось согласие, сохраняющееся до наших дней. Однако, вне всякого сомнения, самым надежным способом был бы первый Поскольку же подобные расправы требуют крепости и силы дуХа слабая республика на них не способна, и они для нее столь чу^. ды, что даже на второе средство она идет неохотно. Это все те же ошибки, упоминавшиеся в начале и присущие государям нашего времени, когда они принимают важные решения.

Им следовало бы повнимательнее относиться к рассказам о том, как в подобных случаях поступали в древности. Но слабость нынешнего поколения, вызванная жалким его воспитанием и недостаточными житейскими познаниями, приводит к тому, что оно воспринимает античные деяния частью как бесчеловечные, частью как невозможные. Некоторые современные мнения вовсе расходятся с истиной, как, например, суждение мудрецов нашего города в недавние годы, что Пистойю следует удерживать с помощью партий, а Пизу — с помощью крепостей; эти люди не могут уразуметь бесполезность того и другого.

Не стану говорить о крепостях, потому что об этом выше было сказано достаточно, и рассмотрю только, сколь невыгодно поддерживать распри в управляемом тобою городе. Прежде всего, будь ты государь или республика, тебе не удастся сохранить дрУж~ бу обеих сторон. Ведь от природы людям свойственно не разделять пристрастия друг друга и отдавать предпочтение тому или иному. Если одна из враждующих партий города останется неудовлетворенной, в первой же войне ты его потеряешь, ибо нельзя уберечь город одновременно от внутренних и внешних Врагов- Если речь идет о республике, нет лучше способа научить ДУРН° му своих сограждан и посеять среди них семена раздора, чем имет* в подчинении разделившийся город, ибо каждая из его партй11 пытается найти поддержку и привлечь к себе сторонников всЯ кими недозволенными путями, откуда два великих неудобей

,первых, не имея возможности править как следует и постоянно ущемляя интересы то одних, то других, ты никогда не сможешь Л % удовлетворить; во-вторых, партийные пристрастия неизбежно приводят к расколу в твоей республике. Об этом свидетель- ствУеТ Бьондо, который говорит о флорентийцах и пистойцах сдедуюіцее: «Пока флорентийцы собирались объединить Пис- тойю, они разделились между собой». Нетрудно увидеть зло, выдающее из этих раздоров.

В 1502 году, когда были утрачены Ареццо и все территории Вальдитевере и Вальдикьяны, отнятые у нас семейством Вителли и герцогом Валентино, французский король прислал для воз-вращения флорентийцам потерянных городов некоего господина Деланта, и когда этот последний в каждом замке встречал людей, утверждавших, что они на стороне Мардзокко, он был этим очень недоволен и говорил, что если бы во Франции кто-либо из подданных короля заявил, что он на его стороне, этот человек Жестоко поплатился бы, ибо такое утверждение свидетельствует о том, что там живут и враги короля, а король не допускает, чтобы в его городах были враждебные ему жители, партии и распри. Впрочем, все эти ошибочные мнения и поступки вытекают из слабости правителей, которые, не имея доблести и силы, чтобы удержаться у власти, прибегают к подобным ухищрениям. В спокойные времена это иной раз им помогает, а когда наступает час испытаний и бед, они убеждаются в тщетности подобных средств.

<< | >>
Источник: Никколо МАКЬЯВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. 2004

Еще по теме О том, как воссоединить разделившийся город, и об ошибочности мнения, что для удержания городов нужно сеять в них раздоры: