<<
>>

Гражданин, желающий получить полномочия для полезных дел на благо республики, должен прежде устранить поводы для зависти; и еще о том, как приготовить город к обороне в ожидании врага

Когда римский Сенат узнал, что вся Тоскана набирает солдат для похода против Рима, а бывшие союзники римского народа, латины и герники, соединились с его заклятыми врагами - вольсками, он был очень обеспокоен грозящей войной.

Камилл, который в это время был трибуном с консульской властью, посчитал, что можно обойтись без назначения диктатора, если другие трибуны, его сотоварищи, уступят ему должность командующего войсками. Названные трибуны охотно на это согласились: «Nec quicquam (говорит Тит Ливий) de maiestate sua detractum credebant, quod maiestati eius concessissent» . После этого Камилл, приняв по уговору командование, приказал набрать три войска. Во главе первого он сам собирался выступить против тосканцев. Командовать вторым он назначил Квинта Серви- лия, который должен был находиться в окрестностях Рима, чтоб отразить латинов и герников, если те отважатся выстУ" пить. Начальником третьего войска он поставил Люция КвинК" йЯ солдаты которого при всех непредвиденных обстоятельствах должны были охранять Рим, городские ворота и курию. j(pоме того, Камилл велел одному из своих коллег, Горацию, запастись хлебом, оружием и всем прочим, что может понадобиться в военное время. Другому своему коллеге, Корнелию, он вручил Сенат и общественные дела, чтобы тот занимался повседневно возникающими нуждами. Таким образом, все трибуны в эт0 вРемя были готовы командовать и подчиняться ради спасения родины. В этом рассказе примечательно, на что способен мудрый и достойный человек и сколько добра он может принести, действуя на пользу своему отечеству, если с помощью своей доблести и добронравия сумеет избежать зависти, каковая зачастую препятствует благим начинаниям и не позволяет людям добиться той власти, которая необходима для ведения важных дел. Зависть устраняется двумя путями: либо вследствие каких- то бедственных и тяжелых обстоятельств, когда всякий подвергающийся риску забывает о своем тщеславии и добровольно подчиняется доблестному человеку, в котором надеется найти спасение, как произошло и с Камиллом.
Он многократно проявил свои выдающиеся качества, три раза был диктатором и всегда использовал эту власть не для собственной выгоды, а для общественной пользы, поэтому никто не боялся его возвышения, а поскольку Камилл был столь велик и так почитаем, люди не считали зазорным быть у него в подчинении (почему Тит Ливий и говорит приведенные мудрые слова «Они не думали...» и т.д.). Второй способ устранения зависти связан с насильственной или естественной смертью твоих соперников в обретении власти и величия; в противном случае, если ты будешь удачливее их, они никогда не успокоятся и не примирятся с тобой. И если эти люди Вьіросли в испорченном городе и не получили мало-мальски сносного воспитания, ничто не заставит их одуматься, и для удовлет- в°Рения своих гнусных желаний и прихотей они будут рады быть Свидетелями гибели отечества. Преодолеть такую ненависть спорна только смерть питающих это чувство, и если фортуна бу- столь благосклонна к доблестному человеку, что его против- ЙИКи умрут своей смертью, он без помех сможет покрыть себя СЛав°й, ибо доказательства его доблести никого не обидят. Но если ему в этом не повезет, то придется подумать о том, как избавить, ся от них, и прежде чем затевать что-либо, нужно справиться с этой трудностью. Кто читает Библию с пониманием, тот убедит, ся, что Моисей, желая насадить свои законы и установления, бьід вынужден перебить бесчисленное множество людей, которые противились его намерениям не от чего иного, как от зависти Необходимость этого прекрасно сознавал брат Джироламо Савонарола, как сознавал ее и Пьеро Содерини, гонфалоньер фЛо. ренции. Первый не мог совладать с нею, не располагая для этого достаточной властью (ведь он был монахом), а также вследствие недопонимания своих сторонников, у которых на это хватило бы власти. Поэтому не его вина в том, что он не удержался; его проповеди полны обвинений мудрецов мира сего и выпадов против них; так он называл своих завистников и противившихся его велениям. Второй из упомянутых правителей надеялся,~что со временем, благодаря его добросердечию, удачливости, расточаемым им благодеяниям, зависть утихнет.
Находясь в цветущем возрасте и приобретая все новое расположение своими поступками, он рассчитывал одолеть множество своих противников, завидовавших ему, избегая насилия, раздоров и беспорядков. Но он не знал, что время не ждет, что добросердечие не всесильно, фортуна капризна, а злодейство не насыщается никакими дарами. Итак, оба этих мужа потерпели крах, и причиной его было не что иное, как невозможность или неумение справиться с завистью.

Примечательны еще порядки, установленные Камиллом для спасения Рима внутри и вне города. Поистине не без причины хорошие историки, как и рассматриваемый нами, подробно и во всех деталях описывают отдельные происшествия, чтобы потомки могли научиться, каким образом справиться с подобными обстоятельствами. По этому поводу следует заметить, что беспорядочная и стихийная оборона — самое пустое и опасное дело. Это можно видеть на примере третьего войска, которое был0 набрано Камиллом, чтобы оставить его в Риме на страже гороДа* Многие и тогда и теперь посчитали бы эту меру излишней, скольку римский народ сам по себе привязан к оружию и ВОЙН ствен, а потому достаточно было бы вооружить его в случае нео суЯСДЕНИЯ О ПЕРВОЙ ДЕКАДЕ ТИТА ЛИВИЯ 437

лцмости и не объявлять специального набора. Но Камилл, как oefУПЙЛ Л1°б°й мудрый человек на его месте, принял другое П ЛІЄНИЄ, ибо толпе нельзя доверить оружие, не придав ей определенной организации и не поставив определенные условия. Так ^хо этот пример подсказывает защитнику города, что он ни в коем сЛуч&е не должен допускать толпу вооружаться самовольно, а сперва ему следует отобрать и зачислить в свои списки тех, кого 0н сочтет нужным, чтобы они подчинялись ему, знали, где им собираться и куда выступать. Всех же прочих нужно отправить п0 доШМ, чтобы они охраняли свои жилища. Те, кто будет так действовать в осажденном городе, легко смогут его защитить, в противном случае они отступят от данного Ками^лом образца и потерпят поражение.

<< | >>
Источник: Никколо МАКЬЯВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. 2004

Еще по теме Гражданин, желающий получить полномочия для полезных дел на благо республики, должен прежде устранить поводы для зависти; и еще о том, как приготовить город к обороне в ожидании врага: