КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ И ПОЧИТАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение
Z
В северо-западных областях России и сопредельных государствах зафиксировано значительное число специфичных историко-культурных объектов-валунов со знаками, камней геометрически правильных форм, а также родников, с которыми связаны комплексы христианских и языческих представлений, и следы остаточного почитания этих объектов, сохраняющиеся до настоящего времени.
Географически зоны массового сосредоточения данных объектов в Восточной Европе тяготеют к ареалу Балтийского морского бассейна и имеют в подоснове, по-видимому, как чисто геологические факторы — деятельность ледниковых масс в плейстоцене, так и культурные — сходные черты в хозяйственной, социальной и идеологической сферах жизнедеятельности у различных групп населения этого приморского региона начиная с каменного века.Как особая группа археологических памятников валуны со знаками, и в первую очередь камни-“следовики” (“божьи стопки”, “следки”) привлекли внимание уже в XIX в. [371а]. К начату XX в. наиболее полная сводка “следовиков”, охватившая страны Европы, Азии и отчасти Африки, была составлена М.Барухом [635а]. В последние десятилетия изданы материалы по культовым камням отдельных регионов
Восточной Европы — Белоруссии [481а], Литвы [654а], Латвии [6356; 656], Эстонии [639а], Псковской обл. [345а]. Автором настоящей статьи подготовлены материалы по Тверской обл.
Для территории современной Ленинградской обл. сведения о камнях со знаками и почитаемых источниках начинают появляться в историко-статистических сводках XIX в. [405; 405а]. В 1920-е гг. при разработке планов сбора полевой информации комплексными палеоэтнологи ческими экспедициями камни со знаками также фигурировали среди археологических объектов. Ряд сведений, собранных в это время, хранится в архиве ИИМК РАН [38а]. Следующий этап сбора информации по камням относится уже к 1970-м гт., когда в области проводились повсеместные разведки археологических памятников.
В отдельных случаях возле камней проводились раскопки [252а].В настоящей работе использованы материалы, опубликованные в XIX—XX вв., а также взятые по архивным документам или же по полевым дневникам и заметкам[3] и, кроме того, полученные автором в ходе полевых изысканий.
Следует указать на определенные особенности данной категории историко-культурных памятников и сбора информации о них. В Ленинградской обл. сохранность таких объектов на большей части территории невелика. Эго положение создано комплексом неблагоприятных факторов социального порядка, действовавших особенно ощутимо в последние десятилетия. Прежде всего, это значительные изменения в составе сельского населения и его размещении. Годы гражданской войны, коллективизации, политических репрессий 1930-х гг., Великой Отечественной войны и послевоенной хозяйственной деятельности привели к повсеместной и, по—видимому, неоднократной смене сельского населения области. Следствием была утрата в целом комплекса культурных традиций населения XIX—нач.ХХ вв., в том числе фольклорного пласта, преданий и легенд, связанных с местными природными объектами. Забыто и местонахождение многих из них. Значительная часть камней со знаками, насколько это можно установить из распросов местных жителей, была уничтожена при широкомасштабной мелиорации в 1950—1980-е гг.
Настоящая сводка составлена как из имеющихся в настоящее время и зафиксированных на местности объектов, так и несохранившихся. Она расширяет крут археологических памятников области, отчасти дополняя сведения по памятникам, вошедшим в «Археологическую карту».
Список объектов
1. Коневец о-в. Расположен у западного побережья Ладожского оз., примерно в 4 км от берега, напротив д.Владимировка. Имеет неправильную форму, протяженность с севера на юг — более 5 км, с запада на восток — более 3 км. На местности встречается большое количество валунов. Конь-камень находится в северо-западной части острова, в “1,5 верстах от монастыря”. Представляет гранитный монолит пирамидальной формы, в окружности “более 12 саженей, а в вышину...
более 7 саженей”. Являлся местом языческих жертвоприношений, по крайней мере, до конца XIV в. В 1393 г. на острове обосновался инок Арсений, боровшийся с языческими пережитками. Позднее на камне была поставлена часовня, сохранившаяся и в XIX в. [345, с.626—627; 4056, с.З—4; 476а, с.455, рис. на с.449; 421а, с. 14—15; 497а, с.66].2. Ольховка (1629—1637)*. Комплекс археологических памятников средневековья на южном берегу оз.Суходольское, среди них серия культовых (“жертвенных”) камней. Камень №1 (1629) — валун гранитных пород размером 2,5х1,5х х1,5 м. В 1979 г. на вершине зафиксировано 6 чашевидных углублений диаметром 5—7 см и глубиной до 3 см.
Камень № 2 (1630) —размером 2,8x2,1x1,1 м, выявлено 7 чашевидных выемок на верхней плоскости (7-я под вопросом). Камень № 3 (1631) — гранитный валун размером 2,2х(1,7—1,9)х1,4 м. Камень № 4 (1632) —размером 2x1,9x1,3 м. А.И.Сакса зафиксировал на восточной стороне верхней грани камня 5 выемок [300 л.5]: ’
Номер выемки. Диаметр, см... Глубина, см...
1
6,5
2
2
8
3,5
5
7
1,5
При проверке камня в 1990 г. отмечено 4 выемки [249, л.7].
Камень № 5 (1633) —крупный гранитный валун, размером 5,6x4,1x2,3 м, не правильной формы, с покатой верхней плоскостью, на которой компактно располо жены 13 мелких чашевидных выемок и 1 — несколько в стороне. Камень зафикси
Культовые камни с чашевидными выемками у д.Ольховка: а — камень № 2