Протописьменность.
Более 90 лет прошло с того времени как были обнаружены и стали исследоваться так называемые протоэламские пиктографические таблички. Нет сомнений, что результаты исследований в этой области могут дать сведения о материальной и социально-экономической жизни эламского общества начала III тыс.
до н.э. Первые свидетельства об этих табличках были получены в 1897 г. Ж. де Морганом при раскопках большого холма на месте древних Суз. С тех пор благодаря усилиям французских археологов в слоях XVI-ХІІІ Акрополя 1 Суз было обнаружено и позднее опубликовано в общей сложности более 1400 табличек. Протоэламские рисуночные таблички были обнаружены также далеко за пределами Суз. Так, 20 табличек происходят из Тепе-Сиалка, вблизи современного города Кашан, 6 - из Тепе- Яхья, к югу от современного города Керман. Несколько обломков с протоэламскими знаками обнаружены в Шахри-Сохте в Сеистане, в Талл-и Мальяне и других пунктах. Вслед за Л. Ле Бретоном большинство исследователей датируют таблички 2900-2500 п. до н.э. 1В результате предварительных исследований табличек было установлено, что возникновение протоэламского письма обусловлено потребностями экономического и административного характера; в этом отношении мнение исследователей совпадают. Эти в основном небольшие глиняные (иногда каменные) таблички фиксировали важнейшие виды хозяйственно значимых предметов и их количество; в них производился учет поступлений, расходов[476] [477]. Другим примером использования знакового письма является другая находка. При раскопках XVIII слоя Акрополя 1 в Сузах было обнаружено несколько десятков глиняных оболочек, представляющих собой своего рода «конверты». Внутри таких «конвертов» находились мелкие поделки из камня и глины разных типов - шарики, цилиндры, конусы, диски, половинки шаров и конусов. Иногда оттиски этих поделок наносились на поверхность «конверта». В данном разделе мы попытаемся рассмотреть ряд вопросов, связанных со знаками пиктографического письма. Установлено, что в учетной практике писцы-счетоводы древнего Элама в основном использовали 15 цифровых символов - от 1/120 до 100.000. С помощью этих числительных производилась фиксация количества предметов быта, сельскохозяйственных продуктов, домашних животных, измерялась площадь пахотной или орошаемой земли и т.д. С этой целью были разработаны стандартные величины и четкие системы счета с десятеричной структурой. Так же было установлено, что некоторые цифровые знаки иногда обозначали объекты учета (т.е. товары или предметы), а также лиц, доставлявших или потреблявших продукты. Однако причины применения цифровых знаков в указанном качестве пока неизвестны. Неясной остается также цель комбинации «рамка» + числительное. В последнее время получены материалы, позволившие разработать довольно стройную (хотя и не всеми принятую) теорию взаимосвязи пиктографии с изобразительностью на Ближнем Востоке. Основой этой теории является постулат о появлении религиозной изобразительности, информативно достаточно широкой, прежде всего на личных печатях- амулетах[478]. В нескольких пунктах Месопотамии и Ирана (в Уруке — в храме главного божества, в Чога Миш, в Сузах — тоже в храмах) обнаружены глиняные буллы — полые шары, на которых печатями-штампами или цилиндрами оттиснуты цифровые знаки и символы исчисляемых предметов: профильные (т. е. наиболее узнаваемые) изображения голов животных, сосудов, колосьев и т. д. Внутри булл содержались вылепленные из глины объемные цифровые знаки и исчисляемые предметы — «фишки», изображавшие то, что было оттиснуто на них снаружи (возможно, этими самыми «фишками»). Сторонники данной теории полагают, что здесь мы имеем дело с протописьменным хозяйственным документом, сообщающим адресату о каких-то действиях (например, о получении, выдаче и т. Таким образом, на наш взгляд, прав Саджади Сейед Сейедмансур[479] [480] [481] предположивший зависимость изобразительности от ранних рисуночных форм письменности, которая в дальнейшем действительно послужила типообразующим признаком протописьменности. 3 Согласно исследования И.С. Архипова протоклинопись была разработана в крупном централизованном хозяйстве - дворце или храме - в ходе экспериментов с различными средствами, облегчающими учет материальных ценностей. К числу других подобных средств он относит, найденные в Уруке, так называемые токены - глиняные фишки разных форм, условно обозначавшие меры зерна, головы скота и т. п. и помещавшиеся в буллы - глиняные «конверты» с печатью лица, ответственного за передаваемые ценности. Схожие функции выполняли глиняные таблички, содержавшие только цифры и печати. Наиболее удобной, однако, оказалась система регистрации, в которой наряду с цифрами использовались идеограммы, изображавшие предметы транзакций, а также указывавшие на их характер и обстоятельства и на лиц, в них участвовавших1. Нами предлагается рассматривать изображение на печатях как пиктограммы, которые в последующие периоды были трансформированы в знаковое письмо т.е протописьменность. Для примера приведем самую распространенную и самую раннюю по времени хождения печать - круглая печать Саразма[482] [483].(Табл. 10) Обратим внимание на один из триподов изображения на круглой печати (табл.12,1), крест по четырем сторонам которого нанесены геометрические линии (углы), вероятно, образующие фразу из четырех лениарных знаков - круг, крест, угол. Едва ли это сложный «семантически-значимый орнамент», поскольку признаком последнего является симметричность и повторяемость элементов. сторонам креста. Далее сама форма печати это круг в него заключены все остальные вышеперечисленные знаки. На наш взгляд, расписав в определенной последовательности знаки, возможно получение целой информативной фразы. В табл.12,1 - нами предлагается схема разложения изображения печати Саразма на пиктографические знаки. Общеизвестно значение круга как символа земли (Вселенной), вписанный в него крест также несет на себе значение четырех сторон света. Угол или преломленная линия объясняется у разных народов по разному. Это может быть соха, свой угол, т.е. дом и т.д. Возникнув в столь далекое время она претерпела множество трансформаций, изначально неся информацию, заложенную позднее в знаковую письменность. Всё это позволяет говорить о том, что этот комплекс линий не является декором, а, вероятнее всего, представляет собой некий сложный знак, который пока не поддается точной атрибуции. Мы не можем определённо сказать, является ли он каким-либо «символом» или относится к знаковой системе, которая выполняла функцию письменности. Итак, наряду с «геометрическо-пиктографической» традицией Саразма, в Центральной Азии могла существовать еще одна традиция письма. Назовём её традицией коротких черт, имеющих сложную пространственную ориентацию. Благодаря этим знакам есть свидетельство того, что жители долины Зарафшана поддерживали тесные контакты с жителями Бактрии, Маргианы и древними культурами Ирана. Поскольку эволюция письма ведёт к увеличению доли простых знаков, которые легко выделяются в письменном сообщении, то не исключено, что именно подобный вид письма породил письменность, предполагавшую иероглифику, состоящую из сочетающихся, в основном изогнутых черт. Для большей убедительности приведем в пример еще одну печать из Шахри Сохте (Табл. 12, 3). Печать, не имеющая аналогов уникальна тем, что представляет динамику знаковой информации на печатях или же представляет первое последовательное написание линеарных знаков. Печать так же круглая. Примечательно одно и то же сочетание пиктограмм повторяющихся как с правой, так и с левой стороны, как бы задающее равновесие в значении. Исследователями неоднократно отмечалось сходство знаков и орнамента нанесенного на керамические сосуды и изображений со знаками на печатях или оттисков оставленных на керамических сосудах или буллах. Хотелось бы обратить внимание на то, что знаки, нанесенные на керамические сосуды, по всей вероятности, имели определенные смысловые или сакральные значения. На табл. 13 приводится четыре положения написания знаков - 1) на плечике сосуда справа; 2) на плечике сосуда с лева; 3) по центру сосуда; 4) у самого донца сосуда. Вероятнее всего и знаки на печати расположенные или повторяющиеся в определенном месте справа или слева так же имеют свою смысловую нагрузку. Согласно нашему исследованию на печатях выделены следующие линеарные знаки. Концентрические окружности, синкретические антропоморфные и зооморфные существа «иномира», олень, спираль, двойная спираль, встречная спираль, спираль в виде бегущей волны, косой крест, свастика, шевроны, треугольники, ромбический меандр, меандрзигзаг, ромб, ромбические цепочки, трискелион, овалы, элипсы. Пиктограммы подразделены на следующие часто встречающиеся группы: «Крест». Это наиболее часто встречаемый знак. Его можно видеть не только на посуде и предметах быта, но и на печатях и амулетах. Крест изображается вписанным в круг, иногда в полумесяц, а также в изогнутом, скрюченном виде, порой с дополнительными линиями. «Соха/плуг». Одна из распространенных символов земледелия. Кстати, этот рисунок можно видеть на предметах, обнаруженных при раскопках в Египте. «Колесо». Общеизвестно, что в эпоху бронзы были заложены основы будущей механики, тому свидетельства - гончарный круг и колесо. «Свастика». В эпоху бронзы свастика имела широкое распространение. В мифологиях многих народов Востока она обозначает четыре стороны света, власть над миром и т.д. «Растения» (растительный узор). В пиктографиях древнего Востока эти символы встречаются особенно часто и считаются основными знаками. На печатях растения изображены схематично — в виде елок, деревьев. Животный мир. Пиктография печатей содержит в себе специфические изображения змей, орла, диких и других животных. Геометрические знаки. В частности, это - овал, круг, треугольник, прямая линия, параллели и прочие знаки. Космогонические знаки. В пиктографиях народов Востока широко представлены изображения космических тел — Солнце, Луна и полумесяца, звезд. Необходимо отметить, что письменность символами особенно широкое распространение получила задолго до н.э. в Китае, что обусловило возникновение в этих краях иероглифов. Таким образом, без преувеличения можно причислить изображения на печатях к пиктограммному письму. Это свидетельствуют, что пиктография получила свое развитие в культуре народов Центральной Азии и подтверждает гипотезу специалистов о том, что данный регион, является одним из центров зарождения письменности.