ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данном этапе исторического развития общества печати становятся: 1) знаком гарантии в древнем обществе, в организации, гарантии неприкосновенности их имущества, 2) свидетельством участия частных владельцев в торговле, организация торговых операций, надзор за торговлей, внутренних торгово-экономические отношений, производства собственной продукции, 3) выделением специальной социальной прослойки, занимающейся торговлей и различной деятельностью 4) статусности.
5) Помимо этого сохраняется смысловая нагрузка на печать как оберега, амулета и пожелания.6) знаковым видом протописьменности.На основании использования печатей есть все основания предполагать оживленную торговлю между историческими областями в древности.
Исследования показали, что материальная культура объединяет население широкой области, охватывающей Переднюю и Малую Азию вплоть до Шахдада и Гиссара в Восточном Иране, южной Туркмении, включая Маргиану, до Кветты и Мергар-Сибри в Белуджистане. Это сходство, бесспорно, указывает на большие миграционные процессы, которые происходили на этой обширной территории.
Таким образом, в начале развития комплекса периода ранней бронзы на основе традиции местных амулетов и печатей-штампов
древнеземледельческих культур Месопотамии и Ирана происходит сложение одного из наиболее характерных признаков культурного раннегородского комплекса. Сравнительная простота форм и орнаментации печатей периода ранней бронзы и повторяемость мотивов, особенно крестовидных, позволяют предположить, что судя по материалам погребений, печати имели личный характер, они были в значительной мере классовыми. Разнообразие печатей в эпоху средней бронзы, свидетельствует о большей дифференциации в общественном коллективе или независимости малой семьи.
Рассмотренная группа печатей представляет интерес в двух аспектах. 1) Социологический. После находок глиняных булл установлена функция фиксации собственности, при этом символика знака-оберега переходит, как это имело место в месопотамской глиптике, на закрепление социальной функции.
Это связано с общим социально-экономическим прогрессом общества эпохи ранней бронзы, когда происходит становление цивилизации древневосточного типа, социальная дифференциация, утверждение права собственности разных коллективов, или отдельных лиц.2) Культурологический. Печати появляются в центральноазиатской среде на определенном этапе развития. Как компонент культурного комплекса они характерны для бронзового века. Когда процесс развития привел к изменениям в социальной среде, когда для практических нужд была использована модель печатей хорошо известных в энеолите, которая в новой культурной ситуации получила широкое применение.
Печать рассматривается как один из самых важных показателей бронзового века. В бронзовом веке на обширных территориях иранского плато и прилегающих районов были распространены печати с геометрическим орнаментом на перегородчатых металлических печатях.
Наиболее близкие аналогии иранским печатям прослеживаются в материалах Гонуртепа (Туркмения), что связано, не просто с торговыми или культурными связями, а еще и с миграционными процессами. Большое количество идентичных печатей подразумевает: 1) изготовление их на месте применения, 2) идентичность мотивов, доказывает существование древних традиций.
Что же касается печатей Саразма и единичных находок, сделанных на Юге Таджикистана (Гелот, Хульбук), то здесь либо мы имеем дело со случайными изделиями, попавшими сюда в процессе торгового обмена, либо мы имеем дело с культурами обособленного развития. Во всяком случае, объем археологических исследований на территории Таджикистана не достаточно широк. И любые предположения могут быть поспешными. Но на существование древних связей с культурами Ближнего Востока также указывает находка мраморной скульптурки в могильнике Гелот (Южный Таджикистана)[484], имеющей явное происхождение из районов Ирана или Месопотамии.
Апотропеические возможности печатей и соответственно сакральный статус этих предметов основывались на трех составляющих - форма, материал и изображение.
Помимо декоративной функции, они служили в качестве апотропеев. Некоторые печати - штампы уже своей формой связаны с росписями сосудов местных древних культур. Это позволяет предположить, что магическо- охранные качества, реализуемые в формах печатей, восходят к общеродовым и общекультурным сакральным представлениям, а сами печати включаются в семантическое поле последних.Исследованием подтверждены предполагаемые три направления проведения культурных контактов и торговых путей между среднеазиатскими и иранскими народами. Северное направление, которое связывало Бадахшан, Бактрию и Маргиану с древним Хорезмом, Согдом, и возможно с Казахстаном и Уралом. Западное направление культурных и торговых связей маркирует найденная в одной из могил «главного некрополя Гонура» цилиндрическая печать из Месопотамии с полустертой месопотамской надписью.Южное направление связывало юг Средней Азии и Ирана с индийскими центрами городской цивилизации Хараппа, Мохенджодаро. В III-II тыс. до н.э. торговые связи носили
опосредствованный характер, товары доставлялись поэтапно. Что так же четко отражается в печатях.
Таким образом, торговые пути, проложенные в III-II тыс, до н.э. по просторам Среднего Востока, служили путем проникновения культурных
достижений, передовых идей и технологических новшеств. Главное, эти же пути служили передвижению народов во времена массовых миграций, которые в истории повторились неоднократно.