<<
>>

14. [ВОПРОСЫ ПРАВАХАНЫ]

  Чхандогья-упанишада, V, 3—7
3, 1. Шветакету, потомок Аруни, пришел на племенной сход панчалов. Ему сказал Правахана, потомок Дживалы: «Обучил ли тебя, юноша, твой отец?» — «Да, господин».
          1. «Знаешь ли ты, куда уходят творения из этого мира?» — «Нет, господин».
            — «Знаешь ли ты, как они возвращаются?» — «Нет, господин». — «Знаешь ли ты, где расходятся пути — путь богов и путь предков?» — «Нет, господин».
          2. «Знаешь ли ты, каким образом [никогда] не наполняется тот мир?» — «Нет, господин». — «Знаешь ли ты, как во время пятого жертвоприношения воды начинают говорить по-человечьи?» — «Поистине нет, господин!»
          3. «Так почему же ты сказал, что ты обучен? Как может тот, кто не знает этого, говорить о себе, что он обучен?» — Разгоряченный, он пришел к тому месту, где находился отец. И сказал он ему: «Господин! Поистине, не обучив меня, сказал ты: «Я обучил тебя!»
          4. Пять вопросов предложил мне человек из рода правителей. Я не смог ответить ни на один из них». Тот сказал: «Ты [говоришь] мне о них, и я не знаю ни одного из них. Зная их, неужели я не поведал бы их тебе?»
          5. Он, потомок Готамы, пришел к тому месту, где находился правитель. Ему, пришедшему, оказал тот почести. Утром он отправился к месту собраний. И сказал он ему: «Из людских богатств, почтенный Гаутама, выбери для себя!» Он сказал: «Людские богатства — твои, правитель. Повтори мне те слова, что ты сказал юноше!» Он пришел в смятение.
          6. И повелел он ему: «Останься [у меня] надолго». Затем он сказал ему: «То, о чем говоришь ты, Гаутама, — это знание до тебя не достигло ни до одного из брахманов, поэтому во всех мирах правят кшатрии». Он ему сказал:

15. [ЖЕРТВЕННЫЙ ОГОНЬ]
Чхандогья-упанишада, V, 4—9
            1. 1. «Поистине, Гаутама, тот мир есть [жертвенный] огонь. Солнце — его топливо, лучи — дым, день — пламя, луна — угли, звезды — искры.

2. На этом огне боги совершают жертвоприношения веры. Из этого жертвоприношения возникает владыка Сома.
            1. 1. Поистине, Гаутама, Парджанья есть [жертвенный] огонь. Ветер — его топливо, тучи — дым, молния             

пламя, гром — угли, град — искры.
2. На этом огне боги совершают жертвоприношения владыки Сома. Из этого жертвоприношения возникает дождь.
6,1. Поистине, Гаутама, земля есть [жертвенный] огонь, год — его топливо, пространство — дым, ночь — пламя, страны света — угли, промежуточные страны света — искры.
2. На этом огне боги совершают жертвоприношения дождя. Из этого жертвоприношения возникает пища.
              1. 1. Поистине, Гаутама, пуруша есть [жертвенный] огонь, речь — его топливо, дыхание — дым, язык — пламя, глаза — угли, уши — искры.

2. На этом огне боги совершают жертвоприношения пищи. Из этого жертвоприношения возникает семя.
              1. 1. Поистине, Гаутама, молодая женщина есть [жертвенный] огонь, ее бедра — топливо, вожделение — дым, ее лоно — пламя, совокупление — угли, услада — искры.

2. На этом огне боги совершают жертвоприношение семени. Из этого жертвоприношения возникает зародыш.
              1. 1. Так во время пятого жертвоприношения воды начинают говорить по-человечьи. Зародыш в оболочке, после того как пролежал в лоне десять или девять месяцев или около этого времени, рождается.

2. Родившись, он живет столько времени, сколько [длится] его жизнь. После того как он умирает, его относят в предустановленное [место] — к огню, из которого он пришел, из которого он возник.
 
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме 14. [ВОПРОСЫ ПРАВАХАНЫ]:

  1. 2.8. Влияние средств массовой информациина правовую психологию населения
  2. 14. [ВОПРОСЫ ПРАВАХАНЫ]
  3.   ПОИСК ПЕРВООСНОВЫ УДГИТХИ И САМАНА
  4. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ