<<
>>

«ши цзи»

  «Ши цзи» — «Исторические записки» (переводятся также как «Записки историка») — являются первой всеобщей историей Китая, начатой во И в. до н. э. историографом ханьского двора Сыма Танем, а фактически написанной его сыном Сыма Цянсм (145—86? гг.
до н. э.). «Ши цзи» состоят из 130 глав и охватывают историю Китая с древнейших времен до I в. до н. э. В «Исторических записках» пять больших разделов: «Бэнь цзи» — «Анналы», в которых описана история правящих домов; «Бяо» — «Хронологические таблицы»; «Шу» — «Трактаты» с описанием различных сторон духовной и материальной культуры древних китайцев; «Ши цзя» — «Истории наследственных домов»; «Ле чжуань» — «Жизнеописания», содержащие биографии государственных деятелей, полководцев, чиновников, философов, поэтов и др., а также описания соседних народов. В «Ши цзи» Сыма Цяня сочетаются хронологический, тематический и биографический принципы описания. Автором был использован широкий круг источников (летописи, документы, древние книги, надписи), дополненный личными наблюдениями Сыма Цяня. «Ши цзи» — глубоко оригинальный труд, написанный блестящим языком и ставший образцом для всех последующих дина- стийных историй.
Вокруг текста «Исторических записок» создана большая комментаторская н исследовательская литература. Имеются переводы отдельных глав и частей «Ши цзи» на западные языки: Э. Шаванна, Э. Хэниша, Ф. Кирмэна, Б. Уотсона, А. Пфицмайера, Д. Боддэ, Ф. Иегера. На русский язык отдельные главы «Ши цзи» переводились И. Бичурииым, В. Алексеевым, В. Панасюком, Л. Переломовым и др.
Приводимый ниже отрывок взят из 130-й (последней) главы «Исторических записок», носящей название «Тайшигун цзы сюй» — «Предисловие придворного историографа» — и по существу представляющей собой автобиографию автора с изложением его взглядов. Взятый нами отрывок дает краткую характеристику шести основных философских школ Древнего Китая и является первой известной попыткой систематизации главных идейных направлений в Древнем Китае с какой-то авторской оценкой позитивных и негативных сторон каждой из этих школ. Рассуждения о философских школах первоначально были написаны Сыма Танем, о чем свидетельствует дата службы придворного историографа, упомянутая в тексте, а затем, как считают ученые, завершены его сыном
Сыма ІДянем. Нетрудно заметить, что подробнее всего в тексте излагаются положения даосистской школы, которой авторы отдают явное предпочтение. Однако даосизм отца и сына весьма эклектичен, в нем представлено все лучшее, что было в других учениях и что могло послужить лучшему управлению государством.
Перевод выполнен по последнему изданию «Исторических записок» («Ши цзи». Пекин, 1959, т. 6, стр. 3288—3292) Р. В. Вяткиным.
Р. В. Вяткин
 
<< | >>
Источник: ЯН ХИН-ШУНА. Древнекитайская философия. Собрание текстов в. двух томах. Т. 2. М., «Мысль»,1973.. 1973

Еще по теме «ши цзи»:

  1. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. «ЦЗИ-ШИ»  
  2.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ О человеке / Чжун цзи  
  3.   ГЛАВА ПЕРВАЯ Вторая луна весны / Чжунчунь-цзи 
  4.   ГЛАВА ПЕРВАЯ Третья луна весны / Цзичунь-цзи 
  5.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Прежде сам / Сянь цзи
  6.   ГЛАВА ПЕРВАЯ Первая луна лета / Мэнся-цзи 
  7. ГЛАВА ПЕРВАЯ Вторая луна лета / Чжунся-цзи 
  8. ГЛАВА ПЕРВАЯ Третья луна лета / Цзися-цзи 
  9.   ГЛАВА ПЕРВАЯ Первая луна осени / Мэнцю-цзи 
  10. ГЛАВА ПЕРВАЯ Вторая луна осени I Чжунщо-цзи 
  11. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Познай себя / Шэнь цзи  
  12.   ГЛАВА ПЕРВАЯ Вторая луна зимы / Чжундун-цзи 
  13. ГЛАВА ПЕРВАЯ Цgt;етья луна зимы / Цзидун-цзи 
  14.   ГЛАВА ВОСЬМАЯ Обязательно самому / Би цзи  
  15. «ли цзи»
  16. «ши цзи»
  17.   «ли цзи» *
  18. ТАЙЦЗИ
  19. ЦЗИСЯ