<<
>>

§ 9. Мироощущение и ментальность в эпоху поздней античности

Это было поистине смутное время. Уже в III веке в сознании рядового римлянина произошел надлом, вызванный временным распадом государства и варварскими вторжениями. IV столетие было заполнено постоянной bella omnia contra omnes (войной всех против всех).

Религиозные и социальные конфликты не прекращались. В V в. смятение еще более усилилось, порой доводя население до панического ужаса.

Смута порождалась прежде всего варварскими вторжениями. Яркую и характерную картину умонастроения римлян в Норике дает Евгиппий в “Жи­тии св. Северина”. Быстрый развал административной и хозяйственной орга­низации, голод привели к тому, что умами и чувствами истомленных людей завладели дикие суеверия.

Всеобщее смятение усугублялось страхом. Литература V в. полна рассказов об опустошениях и избиениях людей (Сальвиан, Идаций, Галль­ские хроники[97]и др.). Войны, голод, эпидемии, дикие звери, варвары и страшные знамения, конечно, были знакомы античному миру и ранее. Но те­перь рушились самые основы общества, и это придавало стихийным бедстви­ям и войнам совершенно особый смысл. Людьми завладело трагическое ощу­щение катастрофы.

Конец IV века даже по сравнению с его началом показывает резкое снижение интеллектуального уровня. В Риме “людей образованных и се­рьезных избегают как людей скучных и бесполезных”[98]. “Даже те немногие дома, которые в прежние времена славились серьезным вниманием к наукам, теперь погружены в забавы позорной праздности. ...Библиотеки заперты на­век, как гробницы”[99]. “Сенатору легче потерять половину состояния, чем пережить, что за обедом не оказалось того человека, кого он однажды при- гласил”[100]. Резко упали нравы и на Востоке: император Юлиан сурово пори­цал жителей Антиохии за их пороки и праздность.

Разгул варварских клик вынуждал даже императорскую семью посту­пать не по своей воле.

Очень характерна судьба дочери Феодосия Великого Галлы Плацидии, отданной замуж за короля вестготов Атаульфа.

В борьбе за власть претенденты легко переходили из одной веры в дру­гую. Так, язычник Аттал, захватив императорскую корону в Риме, принял крещение, но повелел открыть языческие храмы[101].

Полное падение жизненной активности и энергии среди последних римлян давно подмечено историками. К V веку процесс упадка интеллекту­альной культуры и отмирания творческой мысли зашел столь далеко, что им­перия уже не имела ни мудрых беспристрастных историков, ни вдохновен­ных и увлекательных поэтов; языческие писатели все больше впадали в

цветистую риторику и откровенное пустословие, а христианские авторы за­ботились лишь о прославлении своей религии, пренебрегая исторической до- стоверностью[102]. Так наглядно проявилось действие возраста римского этно­са, который, исчерпав свои силы, начал перерождаться.

Очень популярным в то время было “пророчество Веттия” из Варрона. Уже в III в. его вспоминает Цензорин: “Миновав невредимо 120 лет, пребу­дет римский народ до 1200...”[103]Срок, отмеренный Риму, истек в середине IV в. Аларих пришел через полвека.

Трудящееся население, особенно сельское, было настолько задавлено налогами, что никаких симпатий по отношения к государству у него не оста- лось[104]. Последние остатки надежд рассеялись вместе с первыми прорывами варваров через границы. Теперь государство не могло обеспечить своим под­данным никакой безопасности. На Востоке, где оборона велась успешнее, острота проблемы была несколько смягчена.

Не будет ошибкой отметить известную дифференциацию поведенче­ских стереотипов и образа мыслей отдельных социальных групп Поздней им­перии. Общие умонастроения эпохи были кратко освещены выше, но, на наш взгляд, необходимо более подробно остановиться на менталитете западно­римского магнатства. Это была главная общественная сила, хранившая ан­тичные традиции.

Кроме того, эта проблема достаточно хорошо освещена в источниках.

Имперская знать в своем большинстве уже давно оставила активную политику. После военной анархии III в. сенат потерял последние признаки за­конодательной власти. Политической деятельностью сенаторов осталось лишь прохождение необходимого для поддержания чести предков Gursus hоnоrum, после которого лучше всего было удалиться в свои виллы, чтобы жить среди друзей и книг. Политическое мировоззрение знати - патриотиче­ские мечты и реминисценции древнего Рима - скорее настроения, чем взгля­ды. И только силой обстоятельств эти магнаты превращаются в политиков[105].

Магнаты не любили город, но часто и подолгу жили в нем. Их призы­вали туда празднества, общественные дела и развлечения. “Немногие магна­ты, пережившие резню (набег варваров), просили у императоров цирковых игр, точно лучшего лекарства для опустошенного города”[106]. В городе магна­ты виделись с друзьями и толпой стремились туда, где останавливался импе­ратор и давались особенно блестящие зрелища и пиры (как в 461 г. в Арле)[107]. В городе они часто бывали и по делам: личным, муниципальным, провинци­альным. Но симпатии магнатов были на стороне сельской жизни. О

виллах, их обстановке, мелких деталях быта часто пишут Авзоний, Сидоний, Рутилий Намациан, Павлин Испанский, Руриций и др.

Источники часто говорят о хозяйственных заботах магнатов, о защите от разбойников: “Если бы я мог воспользоваться здоровым воздухом полей, я давно восстановил бы свое здоровье. Но окрестность теперь полна разбойни­ками, и поэтому пусть лучше терзает тебя противный город, чем угрожают опасности сельской жизни”, - пишет Симмах[108][109].

Доминирующее настроение у позднеантичных писателей-магнатов - наслаждение и удовлетворение жизнью, кругом друзей и литературными ин­тересами. Источник таких эмоции - ощущение традиционного, переданного от великих предков строя жизни. Магнатам ничего не хочется, либо им хо­чется только того, что у них уже есть в изобилии, и это - черта, наиболее ха- 109

рактеризующая настроения этого круга .

Чем хуже шли дела империи, тем с большей любовью магнаты лелеяли образованность. Они как бы предчувствовали время, когда не придется уже украшать свой род отличиями новых должностей, и когда образование оста­нется единственным отличием знатного человека[110].

Последние интеллектуалы остро ощущали свою исключительность и отсутствие преемников. В одном из писем к другу Сидоний выражается так: “В тебе, покуда ты жив и говоришь, с падением на границе латинских прав не умолкла еще латинская речь”[111].

Сохранение государства на Востоке империи в значительной степени поддерживало и существование последнего слоя государственных служа­щих-язычников или формальных христиан. Еще на самом рубеже V-VI вв. создается чисто языческая “История” Зосима (498 г.). Еще работает послед­ний философ-неоплатоник Прокл (ум. 485 г.). Еще не закрыта Афинская шко­ла (до 526 г.). Светский образ жизни, занятия философией или государствен­ная служба оставались питательной средой для сохранения традиционного мировоззрения[112][113]. Еще в VI в. Агафий, Павел Силенциарий, Македоний Консул пишут чисто античные эпиграммы, а Прокопий создает последнюю монументальную “Историю” по античным канонам.

Неизбежным следствием принятия христианства большинством насе­ления империи был всевозрастающий отказ верующих от служения обще­ству, концентрация на личных духовных переживаниях и появление презре­ния к окружающей жизни. Это повлекло за собой ослабление государствен­ных и семейных связей, распад общественных структур. Люди зачастую отказывались защищать свой родной край и даже продолжать свой род. В стремлении спасти свою душу и души своих близких, они равнодушно смот­рели на то, как гибнет окружающий их реальный мир, который стал для них 113

символом греховности .

В эпоху поздней античности росло локальное самосознание, сужался кругозор. Человек замыкался но только в своем внутреннем мире, но и в ре­альном мирке укрепленного поместья, монастыря, города.

Практически пре­кратились какие-либо частные поездки по частным делам.

Таков был этот суровый мир, которому не были нужны энергичные и талантливые люди, который предоставил каждому искать спасение по своему усмотрению - на Земле или на небесах.

* * *

Итак, поздняя античность - это не просто переходная эпоха, а время, отличающееся глубоким своеобразием, которое завершает историю античной средиземноморской цивилизации.

Главным элементом позднеантичной цивилизации было государство. Это была огромная тотальная организующая сила, влиявшая на все формы общественной жизни.

Сложные и противоречивые процессы, происходившие в экономике, политике, культуре позволяют поставить вопрос о многовариантности исто­рических перспектив развития общества в то время. Выбор пути развития за­висел от ряда конкретных условий и обстоятельств, и прежде всего - от со­стояния государства.

Мы наблюдаем общий кризис цивилизации, процесс разложения ее структурообразующих элементов, но мы видим также и процесс ее переро­ждения, трансформации. Развал государственной машины и вторжения вар­варов, на Западе пресекли возможность эволюционного пути. Римляне по­следних веков привыкли видеть империю разделенной между многими вла- 114 стителями, не допуская в мыслях существования вместе многих империй .­Символ единой мировой власти римского императора достался в наследство средним векам именно от античности последних веков. Главной идеей, кото­рую усвоили новые народы от погибшего Рима, была идея государства, при­обретшая форму «римского мифа».

В V в. главной защитницей общественных интересов была церковь[114][115]. Постепенно на Западе она заменила собой государство. В этом ее непреходя­щая роль сохранения цивилизованных форм общественной жизни.

История дала два варианта преодоления общественного кризиса в эпо­ху поздней античности. На руинах старого мира родились новые цивилиза­ции, но они восприняли от него формы и облик именно поздней античности.

<< | >>
Источник: Н.Н. Болгов. Поздняя античность: история и культура. Учебное пособие для сту­дентов исторических факультетов. - Белгород: Издательство Белгородского государственного университета,2009. - 88 с.. 2009

Еще по теме § 9. Мироощущение и ментальность в эпоху поздней античности:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -