Менталитет и ментальность, или почему не идут реформы в России? Mentality or why do reforms fail in Russia?

Иконникова Н.И.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт финансового университета

при правительстве РФ, г. Москва E-mail: niikonnikova@gmail.com

Проблема менталитета и ментальности в бытии человека, отражающих разные по содер­жанию, сущности, механизмам, функциональной значимости феномены Сегодня, имеет непосредственное отношение к проведению реформ в России.

Менталитет - особое содержание мышления людей, определяемое единством историче­ских и культурных условий жизнедеятельности социума. Он выражается в нацеленности мышления человека служить целям и интересам этноса. Ментальность - психический склад, душевный настрой, чувства народа.

Для русских ментальности и менталитета характерна предметность, соборность, общин- ность. Предметность (наполнение жизни человека смыслом и целью) сформирована геопо­литическими условиями и историко-социальными феноменами специфичными для России. Территория сделала предметность общества многоэтничной, многоконфессиональной, мно­гокультурной; повлияла на представления и чувства, складывающиеся в условиях общинно­го землепользования: добрососедство, гостеприимство, патриотизм. Русская православная церковь содействовала этому процессу на основе укрепления и развития духовности, став­шей сердцевиной русской культуры. Отсюда соборность - отражение реальной специфики единства всех видов социальности, в котором личное подчинено коллективному началу в религиозной и гражданской жизни. Природой и религией формировались особые представ­ления о себе, справедливости, свободе, ответственности.

В русском менталитете и ментальности «смысловое ядро» - высокая духовность. Сущ­ность духовности не меняется, меняется ее содержание. Российские реформы, ориентиро­ванные на рыночные ценности, подвергают атаке «смысловое ядро» сознания людей, изме­няют критерии и нормы, заложенные в менталитете и ментальности, что приводит к разру­шению мировоззренческих, духовных основ развития личности и общества, передаче духов­ного опыта народа.

Сохранение высокой духовности возможно при наличии подлинно гуманистических со- циализационных норм общества, учитывающих идеалы и реальные условия жизнедеятель­ности личности.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Менталитет и ментальность, или почему не идут реформы в России? Mentality or why do reforms fail in Russia?:

  1. Общие направления реформирование системы социальной защиты
  2. 3. Особенности отечественного правопонимания
  3. Введение
  4. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  5. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  6. Глава IIIМЕНТАЛИТЕТ И ЯЗЫК
  7. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  8. Список литературы,использованной при написании работы и не бесполезной для дальнейшего осмысления проблемы
  9. ВОСТОК ЕВРОПЫ ИЛИ ЗАПАД АЗИИ?
  10. д)              субъективность ценностного метода: недостаток или достоинство?
  11. ПРЕДИСЛОВИЕ
  12. 2. 1. Мир: сияние Единого или произволение Творца324.
  13. § 4. Реформа смертной казни при Владимире I как показатель зрелости правовой политики и правового мышления конца X в.
  14. Литература
  15. ЛИТЕРАТУРА
  16. Глава 3. Польский вопрос и полонистика в 1860-е – 1870-е гг.
  17. 3. Реформы и политическая борьба в Индии после Неру. Инднра Ганди и Раджив Ганди.
  18. Менталитет и ментальность, или почему не идут реформы в России? Mentality or why do reforms fail in Russia?
  19. Историко-антропологический подход в изучении проблем менталитета The istoriko-anthropological approach in studying of problems of mentality