§ 4. Политика позднеантичного государства: принципы и направления
Во внутренней политике Поздней империи важнейшее место занимала социальная политика. Здесь мы уже касались ее главных принципов и направлений. Пережитки античных политических традиций наиболее ярко выступали в отношении государства к городам.
В частности, для снабжения городского населения Италии продолжала действовать прежняя система хлебного снабжения. Государственная опека над подвозом хлеба выражалась в привилегиях для корпорации навикуляриев. Роль главной хлебной житницы Запада и главного поставщика оливкового масла продолжала играть Северная Африка[174]. Эти провинции менее других были затронуты экономическим кризисом.В рамках этой же социальной политики крупные землевладельцы должны были принудительно продавать свои запасы государству[175]. Реально сохранялись и остатки полисного патриотизма, заставлявшие богатых куриалов поддерживать малоимущих сограждан.
Другим направлением внутренней политики было отношение властей к “закрепощению” колонов магнатами. Императорское законодательство по этому поводу проявляет большую сдержанность, несмотря на то, что превращение колонов в зависимых людей лишало государство прямых налогоплательщиков.
Консерватизм пронизывал все направления политики позднеантичного государства. Если во внешней политике все было предельно просто - оборона границ и закрытие империи от варварского мира, то во внутренней главным было поддержание социального равновесия, баланса социальных интересов. И в целом этот порядок отвечал интересам большинства населения. От пяти веков существования империи сохранилось большое количество письменных документов. Во всем этом материале не находится ни одного указания, которое обнаруживало бы, что население в целом враждебно относилось к Империи[176].
Императорская власть не держалась на штыках. Она не посылала своего представителя в каждое селение (как в Древнем Египте). Она не назначала множества судей и сборщиков податей и оставила вне круга своей деятельности бесконечное множество функций. Она даже не брала на себя заботы по охране общественного порядка. Еще менее она считала нужным для управления обществом руководить воспитанием молодежи, она не назначала также и членов различных жреческих коллегий в провинциях, еще менее вмешивалась во внутренние дела христианской церкви. Все средства, к которым прибегают современные государства, чтобы поддерживать авторитет правительства, были незнакомы Римской империи, ибо она в них не нуждалась[177]. Государственный строй и порядок в империи удовлетворял совокупности интересов ее жителей. Этого было достаточно.