8.1.2. Рынок использования общественных благ
Мы рассматривали рынок общественных благ в гл.
2, описывая механизм добровольного финансирования общественных благ Линдаля. Механизм Линдаля базируется на свободном доступе к общественным благам: каж- дый извлекает выгоду из того, что остальные тратят на общественные блага. Безбилетничество, таким образом, является частью рынка общественных благ. Безбилетничество, основанное на стремлении полагаться на других пользователей, делает невозможным применение механизма Линдаля.Можно избежать безбилетничества, если ограничить доступ к благу людей, которые не заплатили. В случае, когда плата является непременным условием для доступа к благу, человек не может притвориться, что это благо ему не нужно, но при этом пользоваться им.
Более того, если не заплатившие не исключаются, механизм цен использования не работает.
В ситуации с налогом на бензин, который направляется на финансирование дорог, исключение безбилетников происходит автоматически. Тот, кто не купил бензин, не может ездить по дорогам. Человек, не купивший ракетку, не может играть на общественном теннисном корте.
В общем случае механизм цен использования можно реализовать только тогда, когда удается организовать исключение с достаточно низкими издержками. Не для всех общественных благ возможно ввести цену использования. Никто не должен быть исключен из государственной программы здравоохранения по борьбе с инфекционными заболеваниями, программы сокращения аварий на дорогах или программы национальной безопасности. И никто не может избежать расходов на поддержание иностранных посольств (есть в этом его личная выгода или нет). Можно ограничить чье-либо использование таких общественных благ, как автомагистрали или простые дороги, мосты, тоннели, национальные парки, зоопарки, музеи, а также таких, как полиция, школьное образование, скорая помощь и медицинское обслуживание и др.
В главе 2 мы рассматривали налогообложение как способ финансирования общественных благ.
Мы отметили, что в принципе полиция может финансироваться за счет цены использования, т.е. люди платят только тогда, когда вызывают полицию. Тем не менее мы обратили внимание на то, что неэтично заставлять жертву платить. К тому же цена использования будет заставлять людей отказываться от вызова полиции и сообщения о преступлении, что соответственно выгодно преступникам. Ко всему прочему полиция предоставляет нам чистое благо, функцию устрашения, и никто не может быть ограничен в получении этого блага.В отличие от полиции судебная система основана на цене использования, когда подсудимые оплачивают судебные издержки; они получают «частную» консультацию юриста, например, в форме адвокатских услуг (хотя если обвиняемый не имеет возможности платить, ему предоставляют государственного защитника). В этом случае, опираясь на цену использования, обвиняе-' мый прибегает к тому уровню юридической помощи, которую он может себе позволить.
Иногда цены использования применять невозможно, или же возникают сомнения в их целесообразности. Они не всегда могут заменять налоги. Основной целью применения цены использования является дублирование, реализация эффективного механизма добровольного финансирования Линдаля: люди выражают свои предпочтения в готовности платить цену использования. Тем не менее, как мы уже отмечали, рынок Линдаля не исключает игроков, не готовых платить, тогда как введение цены использования основано нарыночном принципе: чтобы получить благо, необходимо за него заплатить.
Можно никого не исключать и при введении цены использования. Нотолько в случае, если все согласятся платить. Однако рынок, где применяется цена использования, отличается от рынка добровольных платежей Линдаля, потому что цена использования применяется на рынке «использования», т.е. на том рынке, где представляется возможность пользоваться этими благами. Натаком рынке людям необходимо платить за доступ, а не за само общественное благо. Например, люди платят за вход в зоопарк, а не напрямую за еду или проживание животных.
Они платят за то, чтобы увидеть животных. А людей, посещающих музей, не просят дать денег на реконструкцию музея или на покупку произведений искусства. Они платят за то, чтобы войти в музей и посмотреть его коллекции. В случаях с музеем и зоопарком те, кто не платит, не получают выгоды.Рынок Линдаля не является рынком использования. На рынке Линдаля люди будут платить за поставку общественных благ (за питание и проживание животных в зоопарке, за реконструкцию музея и т.п.). И на данном рынке доступ кэтим благам для всех свободный. На рынке Линдаля нет цены использования.
Приведенный ниже пример финансирования светофоров отлично демонстрирует разницу между рынком использования и рынком Линдаля. С помощью информационных технологий можно идентифицировать каждую машину, подъезжающую к перекрестку, и заставить каждого водителя платить за использование светофора; таким образом, светофоры будут финансироваться на основе платежей пользователей. Иначе говоря, водители будут платить именно за использование светофора. Это пример рынка использования. На данном рынке им не придется платить за установку светофора. На рынке Линдаля водителям придется заплатить за установку светофора, но потом они будут пользоваться им бесплатно.
Можно также привести пример спасателей на пляже. По принципу рынка цены использования люди должны платить за вход на пляж. На эффективном рынке Линдаля вход на пляж и услуги спасателей будут бесплатными. Вместе с тем посетители пляжа будут (добровольно) вносить некую сумму (может быть, и нулевую!), величина которой будет определяться полезностью от присутствия на пляже спасателей, любовью к плаванью и умением плавать. Эта сумма денег пойдет на зарплату спасателям, количество которых будет также коллективно определено посетителями пляжа.
В случае, когда образование финансируется на основе цены использования, родители или студенты платят за обучение, но они не участвуют в решении вопроса о том, как тратить эти деньги, что было бы на рынке Линдаля.
№
jt