<<
>>

Организация дизайнерской деятельности

Структурные изменения в экономике, создание цивилизованных рыночных отношений существенно влияют на организацию дизайнерской деятельности как на предприятиях и фирмах, оказывающих услуги потребителям, так и вносят изменения в профессиональную подготовку производственника нового типа, и влияют на обоснование социально-педагогического и социально-психологического статуса высшего профессионального образования.

В настоящее время в мире, наряду с отделами дизайна на крупных промышленных предприятиях, существуют крупные и мелкие фирмы и бюро, продающих дизайн как таковой, потому что это специализированный высокооплачиваемый труд. Дизайнерская деятельность стала многоаспектной и обогатилась новыми видами оказываемых услуг, и многочисленные коллективы профессиональных дизайнеров ведут различными средствами борьбу за существование, признание и развитие. Специалисты и практики отмечают что, по сути дела от юридической принадлежности дизайнерского объединения дизайн подразделяется на три основные группы: стафф-дизайн, независимый дизайн и нон-дизайн.

При стафф-дизайне отделы дизайна существуют на промышленных предприятиях и могут принимать множество форм организации дизайнерской деятельности: от отделов дизайна, существующих в лице единственного дизайнера, до сложных бюрократических систем, насчитывающих сотни специалистов. Эти различные по количеству сотрудников отделы стафф-дизайна существенно различаются и по способу организации решения задач и по способу их постановки. Вполне естественно, что в этом случае специфика задач предприятий является первичной по отношению к задачам отдела дизайна. Поэтому типология стафф-дизайна является одновременно типологией самих промышленных предприятий по особому признаку — по типу их отношений с потребителями. При всем богатстве специфических форм, существующих в живой практике современного производства, характер отношений предприятия — производителя и его потребителя сводится к эффективной и продуктивной организации дизайнерской деятельности.

Поэтому современные предприятия в настоящее время все более активно привлекают дизайнеров, будь то фирмы, потребителем которых почти исключительно является предприятие — производитель промышленной продукции различного характера, или фирмы, которые производят свою продукцию почти исключительно для массового потребителя, или же фирмы, производящие продукцию для специального потребителя, представляющего коммерческую, производственную, научную, военную или бюрократическую организацию и наконец, необходимо выделить как основной сейчас тип фирмы, обслуживающие как массовых потребителей, так и специальных потребителей.

Последние предприятия являются наиболее распространенным типом современной крупной промышленной корпорации.

Конечно, это всего лишь поверхностное определение видов организации стафф-дизайна в зависимости от характера потребителя, на которого ориентируется та или иная группа промышленных компаний. Типы организации стафф-дизайна во всем их разнообразии убедительно указывают на факт, что характер дизайнерской деятельности всегда конкретен в конкретных условиях и во многом определяется организационной структурой промышленной фирмы. А отношение фирмы к потребителю и политика ее руководства в значительной степени диктуют формы работы дизайнера: текущая или перспективная проектная работа, разделение проектной работы с независимыми дизайн-фирмами или самостоятельное выполнение всех видов дизайнерских работ, относительная свобода творчества или выполнение частных заданий, универсальный характер деятельности дизайнера или его узкая специализация. Оказывается, что внутри единого дизайна постепенно углубляется дифференциация задач и типов деятельности дизайнера, что характер дизайна является сейчас определенно вторичным по отношению к системе управления производством.

С ростом количества малых предприятий возрос спрос на специалистов – дизайнеров владеющих арсеналом умений и практических навыков выполнять весь объем дизайнерского проектирования: фирменный стиль, упаковка и ярлыки, промышленные и конторские интерьеры для всех отделений фирмы и оформление экспозиций фирмы на выставках.

Кроме того, появилось принципиально новое явление относительно «классического» дизайна — непроектные функции, выполняемые художником-проектировщиком благодаря его специфическим профессиональным средствам. Блюменфельд считает, что задача дизайнера заключается в том, чтобы служить в качестве катализатора, поощряя стремление к дизайну в других. Нам важно подчеркнуть, что существует и другое мнение — профессиональный дизайнер почти полностью отказывается от непосредственного проектирования вещей, выступая в роли эксперта коммерческой и плановой деятельности фирмы.

Необходимо отметить, что штат дизайнеров на фирмах, работающих на производителей, невелик и одновременно приобретает статус крупнейших основных отделов управления, что дает дизайнерам материальные, моральные и престижные преимущества. Специфика условий продукции и сбыта таких фирм приводит к тому, что все чаще профессиональный художник-проектировщик выполняет помимо собственно проектной работы еще и другие функции, внешне с проектированием не связанные.

Фирмы, которые производят свою продукцию почти исключительно для массового потребителя относятся к крупным. Нужно заметить, что количество крупных фирм, работающих только на массового потребителя, постепенно сокращается — промышленные компании стремятся застраховаться от случайностей массового рынка производством специальных «непотребительских» продуктов. Но все же, хотя и не в чистом виде, этот тип остается достаточно распространенным.

Анализ деятельности предприятий, оказывающих услуги в области дизайна, показывает что, чем сложнее структура фирмы, работающей на массового потребителя, чем больше объем и разнообразие ее продукции, тем более сложные формы приобретает организация службы стафф-дизайна. Соответственно, и масштаб работ компании и сама численность дизайнеров требуют эффективной организационно-бюрократической структуры службы дизайна. Вся работа дизайнеров осуществляется в многочисленных самостоятельных студиях; они не только не поддерживают непосредственного контакта между собой, но чаще всего являются конкурентами и осуществляют параллельную разработку проектов по единой программе в строгой секретности.

В общей структуре дизайна специализация дизайнерских студий доведена до предела: отдельная студия осуществляет координацию художественно-проектных разработок, отдельная студия работает над графикой, отдельная — над оформлением выставок, отдельные студии — над перспективными моделями и т. д.

Из структуры дизайна в системе сверх-корпораций следует, что собственно творческие задачи могут ставить и решать только немногочисленные ведущие специалисты и руководители административных отделов дизайн-службы; на долю рядовых дизайнеров остается квалифицированное исполнение уже принятых принципиальных решений и не больше. Главное для штатного дизайнера — это уже не столько то, что он дизайнер (который, по мнению ряда авторов теоретических «дизайнов», является уже по характеру своей профессии творческой личностью, ставящей принципиальные задачи), сколько то, что он рядовой служащий огромной бюрократической машины.

Дизайн-служба компаний фирмы, обслуживающие как массовых потребителей, так и специальных потребителей имеет, как правило, небольшое количество специалистов, что сразу увеличивает их индивидуальные профессиональные возможности, их персональный статус. В то же время в компаниях этого рода деятельность профессионального дизайнера довольно жестко ограничена однородностью проектных задач, четко ориентированных по нескольким видам однородной продукции.

Объединение в рамках одной хозяйственной организации принципиально разных производств ставит перед администрацией конкретной фирмы чрезвычайно сложные задачи, которые решаются различным образом.

В таких фирмах отдел дизайна работает как автономная дизайн-фирма, включенная во внутреннюю систему корпорации, она обслуживает производственные отделы на консультационной основе, по договорам и имеет право самостоятельно привлекать внешних дизайнеров-консультантов, при чем запрещается дизайнерам постоянно работать на один и тот же производственный отдел, так как чрезмерной специализации ведет к потери профессиональных качеств дизайнера-консультанта.

Характер дизайнерской деятельности всегда конкретен в конкретных условиях и во многом определяется организационной структурой промышленной фирмы. Отношение фирмы к потребителю, политика ее руководства в значительной степени диктуют формы работы дизайнера: текущая или перспективная проектная работа, разделение проектной работы с независимыми дизайн-фирмами или самостоятельное выполнение всех видов дизайнерских работ, относительная свобода творчества или выполнение частных заданий, универсальный характер деятельности дизайнера или его узкая специализация. Оказывается, что внутри единого дизайна постепенно углубляется дифференциация задач и типов деятельности дизайнера, что характер дизайна является сейчас определенно вторичным по отношению к системе управления производством.

Все это ставит перед дизайнером нелегкую проблему поиска компромисса между своими эстетическими представлениями художника и эстетическими представлениями массового потребителя, колебаниями его вкуса, модными тенденциями.

Идеальный дизайнер должен строить решение зрительно воспринимаемой формы изделия в соответствии с его назначением, материалом и конструкцией, отказываясь от накладного декораторства. Он должен стремиться к максимальной экономичности решения, снижению стоимости его производства за счет применения наиболее выгодных в конкретном случае материалов и упрощения технологии. В то же время дизайнер должен обеспечить максимальную прибыльность для промышленной компании, производящей продукт, в создании которого он принимает участие. Объектом работы дизайнера становятся все более разнообразные предметно-пространственные системы. За последние два десятилетия практика дизайна необычайно осложнилась, и провести границу между дизайном и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее. Проектирование принципиально новых промышленных изделий; косметические изменения во внешнем облике промышленной продукции без серьезного изменения ее технических характеристик; создание фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций — все это сегодня называется дизайном и выполняется профессиональными дизайнерами.

Проект организации обучения по телевидению, проект комплексного процесса переработки мясных продуктов, программа урбанизации для развивающихся стран Африки, наконец, художественная обработка кандидатов на выборах — все это в наши дни на Западе называется дизайном или нон-дизайном и выполняется профессиональными дизайнерами. Фактически, сейчас невозможно найти область социальной практики, в которой не принимали бы весьма деятельное участие профессиональные художники-проектировщики, дизайнеры.

Дизайнер, даже если это так называемый «дизайнер-менеджер», — организатор и координатор дизайнерских разработок, обязательно является художником, но за исключением Герберта Рида, одного из первых теоретиков дизайна, дизайн никем не отождествляется с искусством, выделяясь в самостоятельную область деятельности.

За последние полвека практика дизайна претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников в большинстве случаев сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы, или независимых дизайн-фирм. В то же время постановка теоретических вопросов за эти полстолетия не принесла ничего существенно нового. Практика перестроилась полностью — в дизайнерских отделах и фирмах возникают новые виды работы художника, происходит разделение труда внутри проектирования.

Сложность заключается в том, что дизайн находится в непрерывном движении, как всякая деятельность, находящаяся в процессе становления. Эта деятельность меняет фронт задач, меняет определение своего продукта, меняет организационные формы. Чтобы добиться эффективной организации дизайнерской деятельности необходим многослойный анализ деятельности во всех ее проявлениях — без этого анализа у исследователя просто нет средств для того, чтобы понять, с каким явлением он все-таки имеет дело. Количество дизайн-фирм подвержено непрерывным колебаниям. Возникают новые, ликвидируются фирмы, возникшие два-три года назад, и только несколько десятков фирм успешно разворачивают свою деятельность, с гибкостью приспосабливаясь к меняющимся условиям. Количество дизайнерских отделов промышленных предприятий в последние годы постоянно возрастает, но зато эти отделы непрерывно реорганизуются, меняя фронт задач, вступая и сложные отношения с независимыми дизайн-фирмами. Общую картину организации дизайнерской деятельности осложняет то обстоятельство, что дизайн (какой бы вид дизайна не скрывался за этим понятием) фигурирует не только в сфере товарного рынка и товарного потребления, но и в сфере культуры. Продукты дизайна обладают известной автономностью от деятельности художника-дизайнера, вызвавшей их появление, поэтому появляется возможность рассматривать их в «чистом виде» и проводить особый, искусствоведческий анализ продуктов дизайна. Один и тот же продукт, одна и та же вещь при этом могут выступать в различных ролях, выполнять разные общественно-культурные функции.

При всей разнородности приведенных выше высказываний практиков дизайна их самих объединяет один общий признак: безотносительно к направленности формулировок все перечисленные выше специалисты составляют высокооплачиваемую и преуспевающую элиту профессионального дизайна.

Краткая интерпретация фактографии дизайна позволяет увидеть всю сложность и противоречивость его актуальной проблематики; очевидно, что мы имеем дело с многослойным явлением, анализ которого представляет достаточно трудную задачу.

Несомненно, что отсутствие цельного анализа дизайна как деятельности во всех ее компонентах (включая методы и средства собственно дизайнерского проектирования, продукт деятельности, людей, эту деятельность осуществляющих, и способы организации деятельности) приводит к тому, что дизайн в значительной степени остается явлением мифическим. Теоретический уровень дизайна может быть выделен как самостоятельное явление, но одновременно через мышление дизайнера, через методы решения задач и аргументацию этот теоретический уровень оказывает прямое и непосредственное влияние на осознание дизайнерской практики.

Через сложное соотношение дизайна и искусства мы можем существенно уточнить представление о современном дизайне за счет большего проникновения в глубь дизайнерской деятельности.

Сегодня продукт дизайна рассматривается отдельно от деятельности, приведшей к его появлению, от ее системы организованности. Это обособление принимает различный характер для одной и той же вещи в процессе ее специфической жизни, что дизайнер все чаще формулирует свою проектную задачу в категориях самостоятельной жизни вещи. Это указывает на очень существенное явление — дизайнер осознает нетождественность, неадекватность жизни его продукта по сравнению с запроектированной линией его существования. Значит, задачей квалифицированного дизайнера становится проектирование как можно более широкого веера значений одной и той же вещи, так что ее потребление становится в известной степени автономным самодеятельным процессом.

Рассмотрение характеров, типов предприятий и видов организации дизайнерской деятельности позволяют выделить важные элементы данной деятельности и определить не только умения, навыки, но и способности, которые должны быть развиты у будущих специалистов в области дизайна.

В условиях установившейся рыночной экономики современное образование в области подготовки дизайнеров в настоящее время характеризуется объективной потребностью в создании принципиально новых условий становления и развития будущего профессионала. Это возможно при вычленении новых и особых условий для подготовки специалистов творческих профессий. Творческая деятельность определяет основные стратегии развития профессионального образования. Главным приоритетом является человеческая личность с присущей ей индивидуальностью, самобытностью, субъектным опытом, внутренней культурой, эстетическими чувствами, проявлением творчества в процессе деятельности. Основой развития творческой личности является учебная деятельность, в которой обучающийся становится подлинным субъектом образовательного процесса. Это требует создания особой образовательной среды, которая способствует самореализации личности, развитию способностей к различным видам деятельности, приобретению навыков самостоятельных действий и принятию решений в условиях выбора альтернативных вариантов. Все это необходимо учитывать при подготовке к профессиональному творческому труду студентов высших учебных заведений.

В настоящее время все больше центр тяжести решения проблем организации дизайнерской деятельности в высшей профессиональной школе переносится в сферу собственно педагогических проблем, тем самым, усиливая роль педагогического аспекта.

Известными учеными и практикующими специалистами была произведена систематизация общих положений теории способностей личности. На их основе выявлена структура способностей к дизайнерской деятельности, составляющими компонентами которой являются ведущие и опорные способности. К ведущим отнесли: образное мышление и образная память; пространственные представления и воображение; легкость и широта ассоциирования; способность к трансформации, дивергенции, конвергенции и др. Опорные способности: полнота, конкретность, целостность восприятия; гибкость и концентрация внимания; интуиция; эмоциональная память; точность представления антиципирующих образов, воля и др.

Организовывая дизайнерскую деятельность и привлекая студентов к выполнению реальных дизайн-проектов необходимо учитывать, что она основана на интеграции научно-технических и гуманитарных знаний, содействует освоению закономерностей проектной культуры, эстетики, функциональности, целесообразности и гармоничности предметной и коммуникативной среды, что накладывает и позволяет относить дизайнерскую деятельность к особенной, имеющую свою особую специфику. Дизайнерская деятельность также включает и обеспечивает постановку задач, изучение аналогов, функциональный анализ, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенный дизайн-проект, опирается на систему графических изображений, знания о которых формируются в изобразительной и графической деятельности (рисунок, технический рисунок, эскиз, набросок, чертеж и др.).

Многолетними исследованиями установлено, что дизайнерская деятельность отвечает идее гуманизации обучения, как процесса и результата развития и самоутверждения личности (по А.М.Новикову), ее ведущим принципам - гуманитаризации, фундаментализации, деятельностной направленности, а также содействует индивидуализации, самовыражению, самореализации обучающихся. При профессиональной подготовке специалистов и организации внеурочной самостоятельной работы студентов в высшей школе необходимо обязательно рассматривать, что именно в дизайнерской деятельности изначально заложено экспериментирование, смелые находки, поиск, которые стимулируют проявление способностей и творчества. Многовековая история доказывает, что уровень развития производства и качество готового изделия целиком зависели от универсальности и индивидуальных качеств профессионала, при чем во всем мире ценятся мастера производящие и создающие изделия от идеи до воплощения в материале. Все это объективно требует расширения профиля подготовки будущих дизайнеров и умения научить их повышать свой профессиональный уровень на протяжении всей дизайнерской творческой деятельности.

Именно дизайнерская деятельность способствует формированию эстетических идеалов обучающихся в восприятии и преобразовании окружающей предметной среды, творческому подходу к проектированию своей деятельности, осмыслению себя как постоянно развивающейся личности. При осуществлении дизайнерской деятельности главными для специалистов-дизайнеров являются восприятие пропорций, перспективы, размеров, цветовых соотношений и др. Поэтому при практической подготовке студентов, включающей элементы дизайнерского творчества, является важным составляющим компонентом их профессиональная компетенция.

В психолого-педагогической литературе находит все большее применение термин «профессиональная компетентность». В общем виде профессиональную компетентность можно характеризовать уровнем сформированности у специалиста единого комплекса знаний, умений, навыков психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инвариантов. Здесь знания, умения и навыки можно представит как ролевые характеристики профессиональной компетенции специалиста. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъективных характеристик, указывают на отношения исполнителя к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Причем достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых – индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций.

Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Поэтому смысл говорить о компетенции только тогда, когда она проявляется в определенной ситуации; непроявленная компетентность, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетентностью, а самое большее – скрытой возможностью.

Требования к профессиональной компетентности можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения, направленные на выполнение профессиональной деятельности; вторая группа требований связана со способностью специалиста работать с людьми и управлять собой. В процессе выполнения дизайнерской деятельности специалист взаимодействует с широким кругом лиц – коллегами, руководителями, разнообразной клиентурой (заказчиками). Чтобы работать с людьми, различающимися по своему статусу и интересам, дизайнер должен обладать разнообразными специфическими личностными качествами, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. При профессиональной подготовке дизайнеров к будущей деятельности необходимо выделение трех планов соответствия: предрасположенность к профессиональной деятельности, как к необходимому элементу своей жизнедеятельности (профессиональная пригодность), предполагающая обязательную готовность к ней; стабильное единство интеллектуального развития человека, положительного эмоционального состояния и предрасположенность к профессиональной деятельности; личностная готовность будущего специалиста дизайнера к изучению основ профессионального мастерства.

Помимо этого многие исследователи и ученые в своих работах выделяют специфичную особенность в подготовке к дизайнерской деятельности. Она состоит в том, что недостаточно только знать рынок товаров и приспосабливаться к нему, надо активно воздействовать на него с позиций своих интересов, то есть создавая товар, создавать и его потребителя. Сегодня основным результатом процесса становления дизайнера выступает не просто сумма знаний, умений и навыков, а способность личности к самореализации, самовыражению, проявляющаяся в его профессиональной компетенции, а свидетельством высокого качества профессионального обучения является мобильность дизайнера (умение быстро перестраиваться, креативные, интеллектуальные, познавательные способности и развитая ценностно-мотивационная сфера).

В настоящее время традиционные виды дизайнерской деятельности наполнились новым содержанием в связи с развитием информационных технологий, располагающих не только изобразительными, информативными, но и коммуникативными функциями, поэтому профессиональное дизайнерское образование должно быть ориентировано на конечный результат – формирование квалифицированного специалиста, обладающего необходимым объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, в том числе коммуникативных и даже управленческих. В свою очередь специалист в области дизайна должен во главу ставить качество производимого продукта. Качество разрабатываемой и выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность рассматриваются сегодня как самый объективный и обобщающий показатель уровня организации дизайнерской деятельности, культуры и индивидуальности специалиста, не умоляя при этом уникальности и самобытности мастера. Будущие дизайнеры должны понимать, что качество продукции имеет огромное техническое, экономическое, социальное значение, носит комплексный характер. Разрабатывая изделие специалисту необходимо предугадать все стадии жизненного цикла изделия: проектирование – производство – товарообращение – эксплуатацию.

При рассмотрении вопроса об организации дизайнерской деятельности нами была изучена соответствующая специализированная литература. Проведен анализ и раскрыты этапы дизайнерской деятельности и особенности ее осуществления, выявлена структура способностей, определяющих успешность дизайнерской деятельности. Осуществленный анализ определил необходимость использования информационной личностно-ориентированной технологии обучения, предусматривающей индивидуальный подход к обучению студентов, направленной на формирование опыта творческого саморазвития и индивидуального стиля деятельности, применения методов проблемного обучения (алгоритмического, эвристического, исследовательского) в сочетании с методом ассоциативного обучения и методом компьютерного моделирования, вариативного подхода к организации творческой деятельности студентов с учетом темпа и особенностей развития их способностей, на активное включение студентов в учебное и реальное дизайн-проектирование (задания-упражнения, репродуктивные задания, пропедевтические, с элементами творчества и творческие комплексные дизайн-проекты), дифференцированного контроля за результатами графической деятельности в соответствии с задачами и этапами обучения.

Организация дизайнерской деятельности требует учитывать психологические и психофизиологические основы дизайнерского творчества с целью определения условий его реализации в процессе обучения и непосредственно выполнения данной работы. Важным аспектом в осуществлении успешной дизайнерской деятельности является определение структуры способностей студентов к дизайнерской деятельности, выявление закономерностей их развития в процессе обучения.

В практику дизайнерской деятельности в современной системе разделения труда входит как собственно деятельность в присущих ей методах и средствах постановки и решении задач, так и организация этой деятельности в различных формах, оказывающих, несомненно, прямое влияние если не на методы, то уж, во всяком случае, на средства и принципы осуществления дизайнерской деятельности.

Литература:

1. Байденко, В.И. Диверсификация профессионального образования: сущность, условия, пути реализации /В.И. Байденко. - М.: НИИ-ВО, 1995.

2. Брушлинский А.В. Субъект и социальная компетентность личности. Сб.ст. Рос. Академ. Наук ин-тут психологии. /Под ред. А.В.Брушлинского. М.: ИПРАН, 2000.

3. Вершинин С.И. Методы изучения профессионально важных качеств личности: Метод. рекомендации /С.И. Вершинин. - М.: АПН РФ, 2007

4. Зюзин Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема /Д.И. Зюзин. – М.: Наука, 2009

<< | >>
Источник: Г.В. Козлова. Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. моногр. /колл. авт. /под ред. Г.В. Козловой. Тамбов:,2010. - 520с.. 2010

Еще по теме Организация дизайнерской деятельности:

  1. Труд подростков
  2. 5.1.5. Организация рекламной деятельности
  3. Консультирование менеджмента и проведение исследований
  4. Корпоративная идентичность
  5. Работа по поддержанию корпоративной идентичности
  6. Офисное оборудование
  7. § 1. Юридическая природа и существенные признаки исключительных прав в сфере интеллектуальной деятельности
  8. Глоссарий
  9. СОДЕРЖАНИЕ
  10. Организация дизайнерской деятельности
  11. СТАНОВЛЕНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  12. ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В УСТАВНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ
  13. Проблемы формирования информационных компетенций будущего специалиста - Дизайнера в проектной деятельности
  14. Сущность, содержание и структура художественно-проектной деятельности студента-дизайнера
  15. положения
  16. Секреты эффективной рекламы. Что такое реклама? Зачем она нужна в салоне? Реклама в салоне красоты