136. Чем объясняются проявления страстей, свойственные некоторым людям
137. О назначении пяти объясненных здесь страстей, поскольку они имеют отношение к телу
После того как даны определения любви, ненависти, желания, радости и печали и рассмотрены все телесные движения, вызывающие или сопровождающие их, нам осталось рассмотреть здесь только их назначение. В этом отношении следует заметить, что по установлению при&роды они все относятся к телу и даны душе лишь постоль&ку, поскольку она связана с телом, так что их естествен&ное назначение — побуждать душу способствовать тем действиям, которые могут послужить для сохранения те&ла или для его совершенствования.
В этом смысле печаль и радость суть две страсти, которые применяются первы&ми. Ибо душа получает непосредственное предупрежде&ние о том, что вредно для тела, только благодаря испы&тываемому ею чувству боли, вызывающему в ней сначала страсть печали, а затем страсть ненависти к тому, что причиняет боль, и, наконец, желание избавиться от этой боли. Равным образом душа получает непосредственное предупреждение о том, что полезно телу, только благо&даря своего рода щекотке, которая, возбуждая в ней ра&дость, порождает любовь к тому, что она считает причиной радости, а также и желание приобрести то, что может продлить эту радость или вызвать затем подобную ей. Отсюда видно, что все пять страстей весьма полезны для тела и что печаль есть некоторым образом первая страсть: она более необходима, чем радость, ненависть и любовь, так как для нас важнее удаление вредных и опасных ве&щей, чем приобретение вещей, способствующих достиже&нию какого-нибудь совершенства, без которого можно обойтись.138. О недостатках страстей и о средствах для их исправления
Но хотя такое назначение страстей самое естествен&ное для них и хотя все неразумные животные проводят свою жизнь только в телесных движениях, подобных тем движениям, которые обычно сопровождают наши страсти, склоняющие нашу душу уступать им, тем не менее страсти не всегда приносят пользу, потому что есть много таких вещей, которые вредны для тела, но не вызывают сначала никакой печали и даже радуют человека, и таких, кото&рые ему полезны, но сначала неприятны. Кроме того, под влиянием страстей благо и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем они есть на самом деле; страсти побуждают нас добиваться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением. На примере животных мы видим, как они вводятся в заблуж- дение приманкой и, избегая меньшего зла, спешат навстре&чу большему. Вот почему мы должны пользоваться опы&том и разумом для того, чтобы уметь различать благо и зло и знать их настоящую цену, дабы не смешивать одно&го с другим и ничем не увлекаться сверх меры.