<<
>>

§ 140. Подтверждение. Оправдание помимо о очевидности. Эквивалентность позиционального и нейтрального усмотрения

Нужны дальнейшие штудии проблем, какие преподносят нам те связи взаимного ^перекрывания», й какие (чтобы только назвать особо отмеченный случай) необходимо устанавливать, по их сущности, между актами того же самого смысла и того же самого ф ю предложения, однако различной ценности по разуму.

о Так, к примеру, могут перекрывать друг друга акт очевидный и акт неочевидный, причем при переходе

-е-

ф

от последнего к первому первый принимает характер обосновывающего, последний — обосновывающего- о is ся. Полагающее усмотрение одного функционирует как «подтверждающее» для неусматривающего позі: лагания другого. «Предложение» «подтверждается», х или «оправдывается», несовершенный способ данно- -о- сти преобразуется в совершенный. Как выглядит, как о 20 может выглядеть подобный процесс, предначертано сущностью соответствующих видов полагания и, соответственно, сущностью соответствующих предложений в их совершенной ис-полненности. Для любого ^ рода предложений должны быть феноменологически 25 прояснены формы принципиально возможного их оправдания.

_0

ф

и

Если полагание не неразумно, то из его сущности необходимо извлекать мотивированные возможности того, что оно может — и как оно может — быть зо переведено в оправдывающее его актуальное разум- 5 ное полагание. Можно усматривать, что не всякая не- ^ совершенная очевидность предписывает при этом таги кой путь ис-полнения, какой непременно завершится соответствующей первозданной очевидностью, оче- 35 видностью того же самого смысла, — напротив, известные виды очевидности в принципе исключают подобное первозданное оправдание. Это так для воспоминания о былом, в известной мере для всякого воспоминания вообще, а также, по мере сущности, и 40 для вчувствования, каковой мы в следующей книге

соотнесем известным основополагающий вид очевидности (и какую мы будем конкретнее исследовать там).

Во всяком случае сейчас нами отмечены весьма важные феноменологические темы.

Следует еще принять во внимание и то, что та мотивированная возможность, о которой шла речь выше, решительно отличается от пустой возможности[92]; она определенно мотивирована тем, что заключает в себе предложение — в той своей ис-полненно- сти, в какой оно дано. Вот что такое пустая возможность — это, например, возможность того, чтобы вот этот письменный стол имел — с той нижней своей стороны, какая вот сейчас не видна, — десять ножек, вместо четырех, какие имеет он в действительности. А для определенного восприятия, какое я осуществляю именно сейчас, такая четверка есть, напротив, мотивированная возможность. Для всякого восприятия вообще мотивировано то, что «обстоятельства» восприятия могут известным образом изменяться, что «вследствие» этого восприятия, следуя известным способам, может переходить в ряды восприятия — в определенным образом устроенные ряды, какие предначертаны смыслом моего восприятия и какие ис-полняют мое восприятие, подтверждая полагание такового.

В остальном же, относительно «пустых» или «простых» возможностей подтверждения, вновь следует различать два случая: либо возможность покрывается действительностью, а именно так, что усмотрение возможности ео ipso влечет за собою первозданное сознание данности и сознание разума, либо

-е- о

с; з:

-е-

2 U 0

же это не так. Последнее значимо в только что использованном нами примере. Действительный опыт, § а не просто пробегание «возможных» восприятий в их реактуализации — вот что дает нам действительное подтверждение полаганий, восходящих к реальномуу скажем, полаганий существований природных процессов. Напротив того, в случае полагания сущ- g ности и, соответственно, в случае сущностной положенности наглядная реактуализация ее совершенно- Ф 10 го ис-полнения равнозначна самому ис-полнению, о подобно тому как наглядная реактуализация и даже 0

-Є-

простое фантазирование сущностной взаимосвязи и з: усмотрение таковой — «равнозначны», т. е. одна пе- I реходит в другое путем простого изменения установ- о is ки, и возможность такого обоюдного перехода — не

§ случайна, но сущностно необходима.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 140. Подтверждение. Оправдание помимо о очевидности. Эквивалентность позиционального и нейтрального усмотрения: