175. О назначении трусости
176. О назначении страха
Что касается страха или ужаса, то я не вижу, чтобы он мог когда-нибудь быть похвальным или полезным. Страх — это не какая-то особая страсть, а только крайняя степень трусости, изумления и боязни, всегда порочная, так же как смелость есть крайняя степень мужества, которая всегда хороша, если только поставлена благая цель. Так как глав&ная причина страха есть неожиданность, то лучшее сред&ство для того, чтобы от него избавиться,— предусмотри&тельность и умение приготовиться ко всяким случайно&стям, которые могут вызвать страх.
177. Об угрызениях совести
Угрызения совести — это вид печали, происходящий от сомнения, хорошо ли то дело, которое совершается или уже совершено. Эти угрызения необходимо предполагают сомнения. Ибо, если бы у человека была полная уверен&ность в том, что он поступает дурно, он воздержался бы от такого поступка, поскольку воля обращена только на то, что имеет хотя бы некоторую видимость блага.
Если бы была уверенность в том, что дурной поступок уже совер&шен, то появилось бы раскаяние, а не только угрызения совести. Назначение же этой страсти заключается в том, что она заставляет проверять себя, хорош ли тот поступок, в котором сомневаются, чтобы не совершить его в другой раз, если нет уверенности в том, что он хорош. Но так как угрызения совести предполагают зло, то лучше было бы, если бы для них вообще не было причин; их можно было бы предупредить теми же самыми средствами, с помощью которых можно избавиться от нерешительности.178. О насмешке
Осмеяние, или насмешка, есть вид радости, смешанный с ненавистью; причина его та, что в каком-нибудь человеке замечают незначительное зло и этого человека считают заслуживающим его. Ненавидя это зло, радуются тому, что находят его в том, кого считают заслуживающим этого зла. И если это происходит внезапно, от удивления разража&ются смехом — в соответствии с тем, что было сказано о природе смеха. Но зло, вызвавшее насмешку, должно быть незначительным, потому что если оно велико, то не могут думать, чтобы тот, кого оно постигло, заслуживал его, если только этот человек не обладает весьма дурным нравом или если к нему не относятся с большой нена&вистью.
179. Почему люди наименее совершенные обыкновенно бывают самыми большими насмешниками
Мы видим, что те, кто обладает наиболее явными недо&статками, например хромые, кривые, горбатые, или те, кто опозорен, обнаруживают особенную склонность к насме&шке. Ибо, желая видеть и других такими же обиженными, как они сами, эти люди радуются несчастью других и счи&тают их заслуживающими этого несчастья.
180. О назначении шутки
Что же касается скромной шутки, с пользой порицаю&щей пороки и представляющей их в смешном виде, но без осмеяния и без ненависти к людям, то это не страсть, а определенное свойство порядочного человека, в котором проявляется веселость его нрава и спокойствие его души. Это признак добродетели, а часто и остроумия, выражаю&щегося в умении придать забавный вид тому, что осмеи&вается.