<<
>>

47. Чтобы искоренить в себе предрассудки раннего детства, надо рассмотреть простейшие понятия и выявить, что именно в каждом из них представляется ясным  

Однако в раннем возрасте ум настолько стеснен телом, что, хотя многое он воспринимает ясно, он решительно ничего не воспринимает отчетливо; и так как, несмотря на это, он обо многом судит, мы черпаем из этих суждений множество предрассудков, с коими большинство людей впоследствии никогда не расстаются.
Дабы мы могли осво&бодиться от этих предрассудков, я перечислю здесь сум&марно все простейшие понятия, из которых складываются наши мысли, а также проведу различение между тем, что в каждом из них ясно, что расплывчато или из-за чего мы можем впасть в заблуждение.

48. Все, что подпадает под наше восприятие, следует рассматривать как вещи, как впечатления от вещей или как вечные истины.

Перечень этих вещей

Что бы ни подпадало под наше восприятие, мы рас&сматриваем это как вещи или как некие впечатления от вещей; наконец, это как бы вечные истины, не имеющие никакого бытия за пределами нашего сознания. Из того, что мы считаем вещами, наиболее общее значение имеют субстанция, длительность, порядок, число и другие поня&тия того же рода, распространяющиеся на все роды вещей. При этом я признаю лишь два высших рода вещей: одни из них — вещи умопостигаемые, или относящиеся к мы&слящей субстанции; другие — вещи материальные, или от&носящиеся к протяженной субстанции, т. е. к телу. Воспри&ятие, воление и все модусы как восприятия, так и воления относятся к мыслящей субстанции; к протяженной же относятся величина, или сама протяженность в длину, ши&рину и глубину, фигура, движение, положение, дели&мость этих вещей на части и т. п. Но мы испытываем в себе и нечто иное, не относящееся исключительно к мысли или исключительно к телу и проистекающее от тесного и глу&бинного единения нашей мысли с телом: таковы чувство го&лода, жажды и т. д.; сюда же относятся побуждения, или страсти души, заключающиеся не в одном только мышле&нии: таковы побуждения к гневу, к радости, к печали, любви и т.

п.; наконец, таковы все ощущения боли, щекотки, света и цветов, звуков, запахов, вкусов, тепла, твердости и прочих осязаемых качеств.

49. Вечные истины не могут быть перечислены подобным же образом, да и нет в том нужды 17

Итак, мы рассматриваем все это как вещи либо качест&ва, или модусы вещей. Но поскольку мы считаем немысли&мым, чтобы из ничего рождалось нечто, мы рассматриваем положение Из ничего ничто не возникает не как сущую вещь и даже не как модус вещи, а как некую вечную исти&ну, пребывающую в нашем уме, и именуем ее общим по&нятием, или аксиомой. Аксиомы такого рода — Немыслимо одновременно быть и не быть одним и тем же. Свершив&шееся не может быть несвершенным, Тот, кто мыслит, не может не существовать, пока он мыслит и другие бесчис&ленные соответствующие положения; перечислить их все весьма трудно, но нельзя их не принимать во внимание, ибо бывают случаи, когда при мысли о них нас не ослеп&ляют никакие предрассудки.

50. Такие истины ясно воспринимаются, но не все одинаково всеми: этому мешают предрассудки

По крайней мере что до этих общих понятий, то они, без сомнения, могут восприниматься ясно и отчетливо, ибо в противном случае их нельзя было бы назвать общими понятиями — пусть даже некоторые из них поистине не у всех людей одинаково заслуживают такое имя, поскольку не всеми воспринимаются одинаково. Происходит это, ду&маю я, не потому, что способность познания у одного чело&века имеет больший охват, чем у другого, но постольку, поскольку, быть может, такие общие понятия противны предвзятым мнениям некоторых людей, кои в силу этого с трудом их воспринимают; в то же время некоторые дру&гие, свободные от подобных предрассудков, воспринимают эти истины с высочайшей степенью ясности.

51. Что такое субстанция и почему это имя в разных значениях относится к Богу и к его творениям

Что же до всего того, что мы считаем видами или моду&сами вещей, то стоит затратить труд на рассмотрение каж&дого в отдельности.

Под субстанцией мы можем разуметь лишь ту вещь, коя существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи. Однако субстанцией, совершенно не нуждающейся ни в чем другом, может быть только одна, а именно Бог. Возможность же существова&ния всех прочих субстанций мы можем постигать лишь при содействии Бога. Таким образом, имя «субстанция» неоднозначно соответствует Богу и его творениям, как на это обычно и указывается в школах; иначе говоря, ни одно из значений этого имени не может отчетливо постигаться как общее для Бога и для его творений.

52. О том, какое значение соответствует уму (menti) и телу и каким образом эти вещи познаются

Однако телесную субстанцию и ум, или сотворенную мыслящую субстанцию, можно подвести под общее понятие вещи, нуждающейся для своего существования лишь в содействии Бога. Тем не менее субстанцию нельзя изна&чально постичь лишь на том основании, что она — суще&ствующая вещь, ибо непосредственно это на нас не воздей&ствует; однако мы легко постигаем ее по какому-либо ее атрибуту благодаря известной аксиоме, гласящей, что у не&бытия не может быть никаких атрибутов, свойств или ка&честв. На том основании, что мы воспринимаем присут&ствие какого-то атрибута, мы заключаем, что с необходи&мостью существует и какая-то вещь, или субстанция, коей этот атрибут может быть приписан.

53. Каждой субстанции присущ один главный атрибут, как мышление — уму, а протяженность — телу

И хотя субстанция познается на основании любого ат&рибута, однако каждой субстанции присуще какое-то одно главное свойство, образующее ее природу и сущность, при&чем с этим свойством связаны все остальные. А именно, протяженность в длину, ширину и глубину образует при&роду телесной субстанции, мышление же образует природу субстанции мыслящей. Ведь все прочее, что может быть приписано телу, предполагает протяженность и являет со&бой лишь некий модус протяженной вещи; равным образом всё, что мы усматриваем в уме, являет собой лишь различ&ные модусы мышления. Так, например, фигуру можно мыслить лишь в протяженной вещи, равным образом и дви&жение — лишь в протяженном пространстве; точно так же воображение, чувство, волю можно отнести лишь к мысля&щей вещи. Напротив, протяженность может мыслиться без фигуры и движения, а мышление — без воображения или чувства, и то же самое относится к прочим субстан&циям; всякому внимательному человеку это должно быть ясно.

 

<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред., вступ, ст. В. В. Соколова.— М.: Мысль,1989.— 654 c.. 1989

Еще по теме 47. Чтобы искоренить в себе предрассудки раннего детства, надо рассмотреть простейшие понятия и выявить, что именно в каждом из них представляется ясным  :