<<
>>

Историческая интерпретация  

Теоретико-познавательные предпосылки методологии исторического исследования Лаппо-Данилевского нашли применение в разделах, посвяшенных исторической интерпретации и критике.
Интерпретация направлена на научное понимание исторического источника и применяется там, где невозможно чувственное восприятие.
Прежде всего, интерпретация пытается выявить психическую сторону исторического источника и пользуется для этого основными принципами научного построения истории: принципом единства чужого сознания, исторического целого и исторической индивидуальности: «...всякая интерпретация исторического источника исходит из понятия о некоем единстве чужого сознания, обнаружившегося в нем, а также должна принимать во внимание и то целое, к которому оно относится, и ту индивидуальность, через посредство которой он получает свое существование»101.
Лаппо-Данилевский дает развернутую классификацию видов исторической интерпретации. Прежде всего, он проводи т деление по методу, в результате чего полу-
чаег следующие виды исторической интерпретации: психологическую, техническую, типизирующую и индивидуализирующую. Большинство из них и месі свои подвиды. Следующее основное деление проводится но объекту, что дает рационалистическую или формальную и реальную или историческую интерпретации.
219
Историческая крліка
Психологическая интерпретация является основным видом исторической интерпретации и лежит в основе остальных методов истолкования исторических источников. «Действительно, — уточнял Лаппо-Данилевский — с познавательной точки зрения можно сказать, что собственно историческая интерпретация начинается с психологического истолкования источников»105. Историк при психологической интерпретации пользуется «собственными аналогичными психическими переживаниями»'06, хотя полное тождество состояний сознания, конечно, невозможно. Основной принцип психологической интерпретации сводится к понятию о единстве чужого сознания, о его ассоциирующей и цс- леполагающей деятельности. «Психологическое истолкование основано, конечно, на принципе признания чужой одушевленности: оно ИСХОДИТ из понятия о чужом сознании, обнаружившемся в данном продукте, и применяется ко всякому реальному объекту, значение которого не может быть установлено с чисто „механической" точки зрения...»107 В частности, можно заметить. что на этом же принципе основываются правила герменевтики, например представление о единстве значения слова у данного автора в данном произведении. Близко к этому и «основное правило» интерпретации: «правило об изучении текста лишь в его контексте»10К. Психологическая интерпретация отсылает к гак пазы- ваемому психологическому значению, под которым понимается комплекс состояний сознания. Па основе ассоциативного единства психического значения у автора источника и у историка устанавливается тождество реального объекта. В данном случае историк имеет дело все же не с самой вещью, а с представлением о ней или с ее материальным образом.

 
<< | >>
Источник: А. В. Малинов, С. Н. Погодин. Александр Лаппо-Данилсвский: историк и философ. — Санкт-Петербург: «Искусство—СПБ», 2001г. — 285 с.. 2001

Еще по теме Историческая интерпретация  :

  1. Копенгагенская интерпретация квантовой механики.
  2. Историческая интерпретация  
  3. Историческая критика  
  4.   4.9. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках  
  5.   4.14.4. Философские и методологические проблемы исторической науки  
  6. ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ - ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ. ФОРМАЦИОННЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подходы К ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА
  7. СТАТЬЯ 2 Ритуальная интерпретация мифа
  8. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ВИДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
  9. § 2. Исторические предпосылки становления и развития юридической герменевтики
  10. Историческая эпоха и исторический процесс
  11. § 6. Линейно-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального подхода к истории и ее несостоятельность
  12. Особенности интерпретации математического аппарата
  13. Глава 1. Польша и поляки в русской исторической традиции до начала XIX века
  14. Исторический аспект евразийского единства
  15. Развитие исторических взглядов евразийцев в трудах Л.Н. Гумилева
  16. «Различие»: от исторической семиотики к новому медиевализму