Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

  Канон IV  

Ложно то мнение, которое опровергается либо не под- тверждается очевидностью чувства.
Опровержимость [мнения] есть нечто противополож&ное неопровержимости, [причем возникает она] в том случае, когда очевидное отрицается одновременно с от&рицанием предполагаемого неочевидного.
Таково, на&пример, утверждение некоторых22, что не существует пустого пространства. Но, предположив это, мы должны отрицать и то, что очевидно, а именно движение, ибо, как уже было сказано, если нет пустого пространства, то не может быть и движения.
Таким же образом и неподтверждаемость есть нечто противоположное подтверждаемое™, а именно ее ни&спровержение, возникающее в том случае, когда стано&вится ясным, что предполагаемое не таково, каким мы его предполагали. Например, когда к нам приближается издали человек, мы из-за расстояния принимаем его за Платона, а после исчезновения этого расстояния для нас благодаря очевидности [чувства] становится несомнен- ным, что это не Платон: в данном случае мы и имеем неподтверждаемость, ибо наше предварительное мнение не подтверждается очевидностью [чувственно восприни&маемого] предмета. И подобно тому как подтверждае- мость и неопровержимость — это критерий, доказываю&щий истинность какой-либо вещи, точно так же и оп- ровержимость и неподтверждаемость — это критерий, решительно изобличающий что-либо в ложности. Сама же очевидность есть основание и как бы фундамент, на котором зиждется всякое правильное мнение об истин&ном и ложном.
Замечу мимоходом, что очевидность иногда может быть определена только одним из органов чувств, а именно если чувственно воспринимаемое связано лишь с этим органом; иногда же — посредством большего числа органов чувств, а именно если чувственно вос&принимаемое связано с несколькими из них. Например: величина и внешние очертания, расстояние и положе&ние, покой и движение и т. п. могут быть восприняты как зрением, так и осязанием, и очевидность в этих слу&чаях может быть выявлена если не одним чувством, так другим23. Таким образом, иногда случается, что раз&ными качествами вызываются различные чувства; так что, не достигнув очевидности посредством одного органа чувств, можно достичь ее при помощи другого. Например, если глазом мы не можем различить, препод&несли ли нам настоящий хлеб или поддельный, то мы можем прибегнуть к свидетельству вкуса, который сде&лает очевидным, каков этот хлеб.
Я углубляюсь в это, дабы напомнить, что, взвесив все как следует, мы должны придерживаться того, что находится перед нами [и для нас очевидно]; при этом мы должны, конечно, пользоваться нашими чувствами — либо всеми сразу, если чувственно воспринимаемое обще им всем, либо только теми, с которыми связан дан&ный чувственно воспринимаемый [предмет]. Вообще же следует придерживаться любой очевидности, с помощью какого бы [критерия] она ни была выявлена, по в осо&бенности если она выявлена с помощью данного крите&рия. Указанный критерий следует считать непоколе&бимым основоположением, дабы не были опрокинуты все критерии, прочно установленные очевидностью, и дабы заблуждение не ввергло все в полный хаос с той же силой, с какой укрепляется истина.
Мне незачем повторяться и специально напоминать, как следует отнестись к приведенному нами примеру — когда [квадратная] башня издали кажется круглой и гладкой,— ибо из всего предыдущего вытекает, что в этом случае не следует торопиться с суждением, а надо подойти к башне вплотную и удостовериться, такова ли она вблизи, какой представляется издали.
На одном я во всяком случае желаю особенно заост&рить внимание: именно, если, не позаботившись выше&указанным образом о достоверности чувств, мы не ста&нем отличать в предполагаемом имеющееся в нем «ожидаемое», или, иначе говоря, то, что в нем требует (как еще недостаточно исследованное) известного вре&мени, чтобы можно было сказать, каково оно есть, от того, что в нем имеется непосредственно данного, нахо&дящегося перед глазами и уже несомненного, то мы за&путаемся в совершенно ложном предположении. Если же, обдумывая предположения, ты будешь твердо иметь в виду все то, что мы здесь называем «ожидаемым», не оставляя этого легкомысленно без внимания как нечто такое, что уже твердо установлено, и будешь счи&тать, что то, что не подтверждается очевидностью, есть ложь,— в этом случае ты будешь действовать как чело&век, который остерегается всякой двусмысленности и зорко замечает, насколько правильно или ложно всякое суждение о предполагаемом предмете.
 
<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 1. «Мысль» Москва - 1968. 1966

Еще по теме   Канон IV  :

  1. КАНОНЫ ДЛЯ ПЕРВОГО КРИТЕРИЯ — ЧУВСТВА 
  2. Канон III  
  3.   ГЛАВА III КАНОНЫ ДЛЯ ВТОРОГО КРИТЕРИЯ — ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОНЯТИЯ, ИЛИ АНТИЦИПАЦИИ
  4.   Канон I 
  5. Канон III  
  6. КАНОНЫ ДЛЯ ПОСЛЕДНЕГО КРИТЕРИЯ — АФФЕКТА, ИЛИ СТРАСТИ 
  7.   ПЯТИЧАСТНЫЙ АРХЕТИП КАНОНА-КНИГИ
  8. Недостаточность Викентиева канона.
  9. Номос и канон
  10. ЭПИКУРОВА КАНОНИКА
  11. Номоканон.
  12. Каноническое (церковное) право
  13. Глава II. Канон чистого разума
  14. Означення еліпса, гіперболи. Канонічні рівняння еліпса, гіперболи.
  15. Означення параболи. Канонічне рівняння параболи.
  16. Разложение булевых функций в канонический полином Жегалкина
  17. КУЛЬТУРА И КАНОНЫ НОВОЙ ИМПЕРИИ