Место
1
Единство места, времени и действия означает, что в одном месте, в одно время должно совершиться одно действие. Если действие относится к субъекту или объект, то оно значит, что нечто занято субъектом или объектом в пространстве, т.е.
они находится именно здесь, в данной точке и соотносятся с другими субъектами или объектами. Единство места, времени и действия относительно места подразумевает, что именно в этом месте может быть решена задача, поставленная человеком или любым другим объектом. И именно в строго определенное время. «Именно в этом месте» означает, что сочетание действий других объектов или субъектов в данный момент и в данном месте таково, что оно позволяет человеку решить свою задачу.Место это не какая-то физическая величина, хотя именно так чаще всего идентифицируют понятие «место», а некая точка в пространстве, в которой пересекаются траектории движения (действий) распределенной во времени какой-то совокупности субъектов или объектов. Пространство в данном случае понимается не как двух- и даже не как многомерное физическое, а как многомерное, различное по содержанию и форме. К нему можно отнести виртуальное пространство, которое нельзя видеть, ощутить, т.е. осязать в чувственно непосредственном восприятии. Так, движения (действия) различных объектов, траектории которых образуют систему специфического взаимодействия, создают особое пространство, не имеющее аналога в физическом выражении. Это особое пространство действия субъектов. Другими словами, действия образуют данное специфическое пространство. Соответственно создается и виртуальное место, место в виртуальном пространстве, где в какой-то условной точке сходятся траектории действий субъектов при решении ими общей для них задачи и их частных задач. Безусловно, это особое пространство имеет свой физический носитель (например, сознание (мозг) человека) который занимает место в физическом пространстве.
Таким образом, речь идет о разных пространствах, имеющих различное содержание, природу и форму выражения, которые взаимодействуют между собой как самостоятельные объекты вполне реального, но не только физического, мира. И таких пространств бесконечное множество.Если человек питается плодами деревьев, то, для того чтобы не умереть с голода, ему надо оказаться именно под деревом в тот момент, когда плод упадет на землю. Если он появится чуть-чуть раньше плод, то может упасть ему на голову, что может иметь непредсказуемые последствия. Если замешкается и опоздает, то плодом завладеет кто-то другой, который также выписывал траекторию своего движения, приурочивая ее к нужному месту и в нужное время.
В этом маленьком эпизоде смешались пространство, место и время в виртуальном и физическом выражении. Хотя человек в первую очередь воспринимает именно физическое место, физическое время и физическое действие, но имеются и другие пространство, время и действие. Их множество. Человек мысленно создает пространство, в которое он выписывает возможные траектории нужного ему объекта так же, как он выписывает и свою собственную траекторию, определяя место, где они должны сойтись, чтобы человек смог совершить действие, т.е. решить свою задачу.
Траектория движения плода вполне вписывается в физическое пространство, в котором он постоянно занимает (перемещаясь сверху вниз) строго определенное физическое место в строго определенное время, как и человек, постоянно меняющий свое физическое место, перемещаясь по поверхности земли к нужному дереву. Но само по себе движение, как, впрочем, и задачи, которые ставит перед собой объект, и их решение, вполне можно отнести к явлениям, которые нельзя считать физическими. Они имеют физическую основу, но сами по себе таковыми не являются. Это примерно так же, как и с часами: механизм и стрелки часов ? вполне физические явления, но время, которое они показывают, имеет какое угодно содержание, но только не физическое.
Если и плод, и человек сходятся в нужной точке, или месте, то время в данном случае обозначает лишь момент схождения объектов в этой точке.
«Нужное время» означает, что другой объект появится в том же месте, где должен оказаться и человек. «Нужное место» и место вообще означают, что человек появляется именно там и именно тогда, когда там и в то же время оказывается объект, который нужен человеку для решения его задачи, ибо только в момент их столкновения может совершиться действие, которое и приведет к решению поставленной человеком задачи.Человек не строит подобную ситуацию, а изыскивает такую совокупность траекторий движений, которая создает условия для решения его задачи. Самое главное оказаться в нужное время в нужном месте и совершить то единственное нужное действие, которое и приведет к решению поставленной задачи.
Таким образом, место ? это описание человеком некоего состояния внешней среды при выполнении им своей задачи. Отсюда две составляющие данного понятия: специфическое состояние внешней среды, которое получило название место, и особенности его отражения в сознании.
2
Согласно чувственному и непосредственному восприятию окружающей среды, любой физический объект занимает место, которое может иметь двухмерное измерение, например площадь, или трехмерное распределение, т.е. объем. Представление более сложно, когда место выступает в многомерном измерении. Каждое такое «место» как область физического мира участвует в решении конкретных специфических задач.
Место всегда связано со временем, пространством и действием. Относительно места время, пространство и действие ограничивают каким-то образом друг друга. Место всегда рассматривалось как физически существующее или в течение времени, или ограниченное время. Оно существует и находится в пространстве. Вне категорий существования и пространства понятие «место» не рассматривается. Занять место в пространстве означает определиться в системе взаимодействия других объектов. Однако речь идет о расположении объектов не относительно другу друга, а в системе их взаимодействия. Место связано с действием, действие может осуществляться только в связке с местом и с процессом перехода объекта из одного места в другое, т.е.
речь фактически идет об образовании нового места посредством действия, осуществляемого в пространстве и во времени.Место связано с объектом и только с ним и без него или вне его не существует. Можно даже сказать, что именно объект создает место. Объект определяет все характеристики места, т.е. его объем, площадь и систему отношений с другими объектами. Объект воспринимается всегда как цельное завершенное образование, а место ? это как бы форма выражения существования завершенного объекта. И хотя мы говорим, что место пусто не бывает, можно иначе сказать, что объект без места не существует.
Тем не менее понятия «объект» и «место» имеют свои понятийные признаки и содержание. Поэтому и используются два понятия – «место» и «объект». Понятие «место» в структуре понятий имеет свое содержание, отличное от содержания понятия «объект» и других понятий; содержание понятия «объект»также отличается от содержания понятия «место» и других понятий.
В самом общем виде понятие «место», безусловно, формируется взаимосвязью с рядом основных понятий и прежде всего таких, как «объект», «пространство», «время», «движение». Оно обязательно связано, как мы говорили, с объектом, обязательно находится в пространстве, является элементом действия и, безусловно, связано со временем. Место всегда одно и предназначено только для одного объекта и одного действия. Величина места или его размеры не определяются какими-либо физическими параметрами. Место ровно такое, какое позволяет человеку решать свою задачу. В физическом измерении оно может быть разным по площади и объему.
Можно дать такое определение понятия «место»: это форма выражения взаимосвязи пространства, времени и действия при решении человеком специфической задачи. Задача в свою очередь связана с определением системы координат в отношении других объектов, т.е. места. Потенциально место всегда существует, но в реальности оно всегда занято. И когда встает задача занять место, на ее решение «работают» все остальные объекты.
Этим обусловлена особость понятия «место». Оно в свою очередь определяет (подчиняет себе) особые действия, реализуемые в пространстве и во времени. Место в данном случае становится наиболее общей категорией, доминантой, которая включает в себя и действие, и время. Единство места, времени и действия при возникновении задачи завоевания своего места, т.е. самоопределения среди других объектов, полностью подчиненно ее решению.Место ? это форма выражения момента существования объекта в период жизненного цикла (время) и относительно других объектов (пространство).
Таким образом, можно выделить три составляющие понятия «место»: наличие общего свойства или качества, размещение в пространстве, т.е. положение относительно других объектов, и время, т.е. период существования самого места или других объектов, его обусловливающих. Вне этих категорий вряд ли можно определить содержание понятия «место».
Однако правильнее будет сказать, что это не три составляющие, а три разных субъекта, которые взаимодействуют между собой по определенной схеме: отношения между двумя любыми объектами в данной триаде осуществляются исключительно посредством третьего субъекта, о чем мы уже говорили. При таком трехсубъектном взаимодействии два субъекта выступают константами, а один ? переменной, но только в пределах понятия «место» как наиболее общего по отношению к ним понятию.
3
Теперь поговорим о соотношении понятий «место» и «пространство» в рамках решения нашей задачи в данном случае о выяснении содержания понятия «место».
Понятие «пространство» определяется особым отношением с объектами внешнего мира, человеку как физическому существу для самореализации необходимо преодолеть расстояние до интересующего его объекта. Преодолевая расстояние, или пространство, человек взаимодействует со множеством объектов прежде, чем достигает тот объект, который ему нужен для решения задачи. Естественно, что этот путь не всегда проходит гладко, легко, быстро, без больших усилий и пр.
Преодоление пути, на котором находится множество разнообразных объектов, которые занимают строго фиксированные места, получило в обыденном сознании название «пространство».Было бы неверно предполагать, что существует пустое пространство, которое ждет заполнения. То, что мы называем пространством, заполнено полностью, в нем нет незаполненных мест. Различные действия, совершаемые в разных местах относительно разных объектов при решении человеком своей задачи, определяют понятие «пространство». Так, если на преодоление расстояния между двумя объектами времени уходит больше, чем необходимо для решения задачи, то пространство становится отрицательной доминантой.
Пространство ? это дискретная среда, состоящая из объектов и только из объектов, под которыми понимаются любые формы проявления материи. Дискретность обусловлена тем, что человек как и любой другой объект в сколь угодно малый отрезок времени может поменять траекторию своего движения на пути к желаемой цели. Именно этим объясняется гибкость траектории движения, и невозможность предсказать ее, которая, будучи нарисованной и воображаемой, представляется сплошной линией в силу тяготения человека к непосредственному чувственному восприятию мира. В этом пространстве человек всегда в сколь угодно короткий отрезок времени занимает какое-то место.
Можно сказать, что задача ? это то место, которое человек должен достичь, проделав в обязательном порядке серию действий. При этом действия, как уже говорилось, всегда линейно упорядочены[2], поскольку время предполагает только последовательность действий[3]. Это означает, что одно действие можно совершить только после совершения предыдущего[4]. Таким образом, мир человека ? это мир действий, которые обязательно имеют место и обязательно в какой-то последовательности. Иными словами, место ? это совокупность последовательных действий, распределенных во времени.
Отсюда вытекает, что если действие не совершено, но должно быть совершено в силу необходимости решения задачи, то место потенциально имеется. Следовательно, человек не создает новое место, он его реализует, т.е. переводит из потенциального состояния в реально существующее. Но потенциально существующее место и реально существующее ? это две большие разницы. Если потенциально существующее место всегда свободно, то реально существующее место всегда занято. Ибо если место не занято, то оно не существует, а если оно не существует, то его невозможно занять, а значит невозможно действие и т.д. Если продлить эту цепь, то в конечном счете окажется, что и жизнь невозможна.
Реализация потенциального места ? это всегда вторжение в то единство, в котором находится занятое место, нарушение или разрушение того сообщества, которое существует во временном и пространственном балансе сил. Разрушение этого баланса происходит в трех формах: или данное сообщество подчиняется вторгшемуся, или включает его в себя, или уничтожается. Но ни в коем случае нельзя это рассматривать как трагедию в мировом масштабе, хотя для данного сообщества это, безусловно, трагедия
Занять место в пространстве ? значит уничтожить что-то или кого-то. Но уничтожение нельзя понимать только в физическом смысле. Уничтожение ? это преобразование объекта в другой или во множество других объектов, имеющих совершенно иную природу и не представляющих интерес для данного объекта и уж тем более препятствие для его продвижения. Они могут быть даже полезны. Эти объекты уходят как бы в другую плоскость, в другое измерение, приобретают совершенно иную структуру, содержание и сущность. Но они также занимают чье-то место, уничтожая (разрушая) другие объекты. Как только субъект ушел с этого места, оно тут же занимается другим субъектом. Так происходит вечное движение в природе и материи, это механизм, который позволяет преобразовывать объекты и саму материю на пути ее движения к какой-либо цели[5].
Занять какое-то место означает «стянуть» на себя пересекающие линии движения других субъектов или объектов, включиться в их систему взаимодействия, стать их частью в общем потоке решения общей задачи, но только для решения своих задач, занять место того субъекта, который не смог выполнить ни свою, ни общую задачу.
4
Необходимо уйти от физического представления о месте, как элементе внешней среды. Так, в рамках мыслительных процессов, где совершаются основные и первичные действия и находится реальный человеческий мир, места в его примитивном физическом выражении нет. Но каждый раз, когда возникает задача, и в процессе ее решения образуются мыслительные действия, которые занимают свое место в общей системе связей мыслительных элементов. И каждый раз локально или глобально, но эта связь перестраивается.
Трудно отказаться от привычного представления об объектах внешнего мира, основанного на непосредственном чувственном восприятии. Даже понятие «отражение», которым мы постоянно пользуемся при описании процесса взаимодействия с внешней средой, по сути свидетельствует о том, что объект в сознании представляется нам точно таким же, как и во внешней среде. Так, если мы видим стол, то нам кажется, что именно таким он и отражается в сознании. Если мы видим красивую девушку, то точно такая же, но только виртуальная, т.е. не ощутимая, находится в сознании. Не случайно совсем недавно отражение объекта на сетчатке глаза воспринималось именно как аналоговое отражение объекта, по типу объектива фотоаппарата. Все это свидетельствует о неадекватном понимании процесса взаимодействия сознания и объектов внешнего мира. Но чтобы выявить это адекватное взаимодействие, надо понять природу объекта в сознании.
Прежде чем совершить действие, т.е. занять место, человек строит специфическую реальность, которая получается в результате деятельности сознания, мышления, рассудка. В этой реальности иначе, чем во внешнем мире, представлено понятие «место» и его связи с основными объектами сознания. В сознании все иное и все иначе, чем во внешнем мире. Для человека вся так называемая объективная реальность, т.е. все то, что находится вне его, представлена в сознании в виде некоей особой реальности, которая ни в коем случае не является аналогом даже специфическим физических объектов. Так, стол отражен в сознании не в том физическом виде, в каком он представлен в потусторонней, т.е. вне сознания, реальности, а только как некая совокупность свойств разных объектов в их особой взаимосвязи, которая призвана выполнить задачу. Так же, как сетчатка глаза отражает не стол как таковой, а только световые волны различной длины. И только в сознании, в мозгу происходит идентификация данной совокупности длин волн и свойств объектов с неким образом, который отражает задачу и который, естественно, получает свое обозначение, в данном случае ? стол. Другими словами, я вижу только свою задачу и ничего больше.
Еще один пример. Если юноша хочет жениться, то он видит только то, что ему нужно видеть, чтобы решить свою задачу. То, что имеет обозначение ? девушка на самом деле есть совокупность множества разных свойств или внутренних элементов, или объектов[6]. Но его интересуют только несколько особых свойств в рамках выполнения своей задачи – жениться, как часть общей цепочки ряда последующих задач, в частности, воспроизведение и воспитание потомства. Безусловно, в совокупности объектов юношу будут интересовать прежде всего такие свойства девушки: молодая, красивая, здоровая, социализированная, имеющая желание и способность рожать и заниматься детьми. (Да и само понятие «девушка» в первую очередь отражает именно данные свойства). Это свойства первого круга. Имеются свойства и второго, и третьего кругов, например материальное положение, общественный статус, профессиональные знания, национальность и пр., которыми при случае можно и пренебречь, ими и в самом деле чаще всего пренебрегают.
Понятно, что если говорить о девушке как о профессиональном работнике или о какой-то иной ее роли в обществе, а таких ролей бывает относительно много, то каждый раз мы видим только ту гамму свойств, которые становятся частью другой совокупности свойств, принадлежащих другим объектам помимо данной девушки, и которые направлены на решение поставленной задачи.
Отражение человеком внешней среды начинается с момента постановки задачи. Вне задачи (как системы взглядов на характер и содержание взаимодействия с иными субъектами) человек не воспримет внешний мир, он для него просто не существует. Постановка задачи ? есть концептуальное отражение потребностей человека, которые он должен удовлетворить посредством объектов внешнего мира (результатов их деятельности).
Чтобы выполнить поставленную задачу, человек начинает собирать из «продуктов» деятельности (т.е. свойств, признаков, содержания и пр.) объектов внешнего мира некую конструкцию. Эти «продукты» должны обладать таким свойством, чтобы собранные вместе они могли выполнить задачу, которая перед ними ставится. Задача и определяет тот общий и единственный признак, который присущ всем без исключения элементам и который их объединяет в нечто целое.
Мыслительная конструкция как некая объективная реальность в процессе взаимодействия с объектами внешней среды сравнивается с ними. Если они не совпадают, то или же меняется концептуальное построение, или же продолжается поиск других объектов с нужными свойствами.
Принципиальным моментом является то, что человек не выдумывает эти свойства и не приписывает их объектам внешнего мира, как считают некоторые философы, а именно ищет во внешнем мире те объекты, которые обладают нужным и для решения поставленной им задачи свойствами.
Таким образом, то, что мы называем стол, есть только конструкция, выполненная человеком сначала в голове, в сознании. Как только такая конструкция реализовалась в своем физическом варианте[7], т.е. в форме иной реальности, она становится сама по себе объективной реальностью, частью мира. В результате она занимает свое строго определенное место среди других объектов,
т.е. в пространстве, и на период своего существования, т.е. во времени. Именно так и происходит приращение той реальности, которая приобрела имя объективной, или того мира, в котором мы живем.
В равной степени все это относится и к понятию «место». Понятие «место» описывает некую конструкцию, состоящую из свойств разных объектов и составленную человеком только для решения поставленной им самому себе задачи. Сконструировать означает собрать по специфической схеме какие-то свойства, качества разных объектов в нечто целое. Но собрать, т.е. выделить из объектов и объединить, можно только в том случае, если все элементы обладают одним нужным человеку признаком.
Один нужный человеку для решения его задачи признак входит в составляющие понятия «место».
Как видно, мы ушли от физического аналога понятия «место» и пришли к его пониманию как наличию у различных объектов общего и нужного человеку признака. И это весьма и весьма необычно, непривычно и поэтому может с трудом восприниматься читателем, который привык к определению понятия «место» в чисто физическом выражении. Однако последнее есть по существу представление о месте постфактум, когда оно уже образовалось и заняло свое место. Процесс образования места оказался в сознании человека перевернутым: то, что является окончательным вариантом в долгом процессе преобразования материи, становится началом и единственной формой существования.
5
Но хотелось бы подчеркнуть, что физическое представление есть не только реликт неразвитого сознания, основанного на непосредственном чувственном восприятии внешнего, да и своего собственного мира, но и не умение мыслить мир отвлеченным от чувственных непосредственно наглядных образов. Нельзя представлять физический мир только как плод чувственного восприятия. Само по себе физическое место существует. Оно находится в системе других физических объектов (мест), формирующих пространство, и в реальном времени, которое можно измерить и т.д. Тот физический мир, который мы видим и знаем, есть на самом деле, он позволяет нашим мыслительным образованьям перемещаться от одного объекта к другому. Мы говорили уже, что человек как физическое существо обязательно занимает какое-то физические место в физическом мире и тем самым определяет понятие «место». Возможность, в частности, человека физически перемещаться позволяет ему иметь свое место.
В данном случае мы говорим о процессе образования понятия «место» и об его онтологической природе. Без такого представления понятие «место» не вписывается в общее понятие «единство места, времени и действия».
Понятие «место»,включенное в систему различных взаимоотношений с другими, чаще всего пограничными объектами, приобретает различное содержание.
1. Место ? это условная величина, занимаемая объектом.
2. Место ? форма завершенного объекта.
3. Место ? объем, создаваемый объектом.
4. Место ? это форма выражения момента физического существования объекта в период его жизненного цикла как времени и относительно других объектов как пространства.
5. Место ? как атомарная величина существования объекта.
6. Место ? это существование объекта среди других объектов.
7. Место ? это условная точка отсчета начала действия (движения).
8. Место ? условная точка пространства.
9. Место ? форма выражения дискретности времени и пространства.
10. Место ? это выражение специфической задачи человека.
Таким образом, конкретное выражение понятия «место» зависит от частной задачи, которую человек решает в данное время и в данном месте. Понятно, что определений может быть относительное множество, выше мы привели только малую часть. Поэтому не надо удивляться, когда в научной литературе в ходе исследования той или иной проблемы нередко предлагаются десятки, а то и сотни определений. Это связано с тем, что понятие, или точнее явление, в исследовательском эксперименте помещается в разные социальные или понятийные конструкции, и содержание понятия или явления всегда несколько меняется, а то и становится иным.
Но так же понятно, что все частные задачи, а соответственно и понятие «место», имеют значение исключительно только в рамках наиболее общего представления о понятии «место» (называемого, с моей точки зрения, неверно абстрактным), никак не связанного с частными задачами. Содержание такого абстрактного представления можно выяснить только в системе таких же абстрактных представлений и оперирования понятиями, составляющими особую реальность.
Переход из этой особой реальности к реальности другого рода или, точнее, различным реальностям, в частности, связанным с понятием «место» (как, впрочем, и с рядом других понятий), представляет собой смену парадигмы в сознании человека. Каким образом человек из мира концептуальных, т.е. мысленных, представлений переходит в мир физической реальности, имеющей принципиально отличное значение? Только посредством постепенной трансформации одного мира в другой, через образование множества опосредованных миров, где каждый раз сохраняются некие общие признаки, которые и позволяют переходить из одного состояния материи и в другое. Проследить всю цепочку взаимопревращений в настоящее время не представляется возможным, поскольку человечество не обладает всей полнотой знания. Но несомненно, что она имеется, ибо иного пути превращения материи нет.
Время…
Синонимы:
всегда, вечно, вечность;
бессмертно, нетленно, непреходяще, бессрочно, пожизненно;
неизменно, устойчиво, стабильно, все время, постоянно;
жизнь, существование, бытие, житие;
пора, период;
столетие, эпоха, век;
час, минута, секунда;
мгновение, миг, момент;
тленно, смертно, бренно;
никогда.