<<
>>

Определения 

  1. Словом мышление я объемлю все то, что существует в нас таким образом, что мы непосредственно это осознаем. Так, все действия воли, интеллекта, воображения и чувств суть мысли.
    Но я добавил слово непосредственно для ис&ключения следствий из этих действий: например, произ&вольное движение имеет своей первопричиной мысль, одна&ко само по себе мыслью не является.
  2. Под именем идея я разумею ту форму любой мысли, путем непосредственного восприятия которой я осознаю эту самую мысль; таким образом, я не могу выразить сло&вами (при условии понимания моих слов), ничего, откуда не следовало бы с достоверностью, что у меня есть идея той вещи, коя этими словами обозначается. Итак, я именую идеями не только образы, запечатленные в фантазии; бо&лее того, я называю их здесь идеями не в силу того, что они имеются в телесной фантазии, т. е. запечатлены в какой-то части мозга, а постольку, поскольку они формируют самое мысль, возникающую в данной части мозга.
  3. Под объективной реальностью идеи я понимаю сущ&ность вещи, представленной идеей, поскольку эта сущность в идее содержится; в таком же роде можно сказать «объек&тивное совершенство» или «объективное искусство» и т. д. Ибо все, что мы воспринимаем как бы в объектах идей,— все это содержится объективно в самих идеях.

  1. То же самое именуется формально содержащимся в объектах идей, когда оно в этих объектах таково, каким мы его воспринимаем, и именуется содержащимся по пре&имуществу, когда оно не вполне соответствует нашему вос- приятию, но столь велико, что может возместить сущест&вующий недостаток.
  2. Всякая вещь, в которой нечто содержится непосред&ственно, как в субъекте, или посредством которой сущест&вует нечто, нами воспринимаемое — т. е. какое-то свойство, качество или атрибут, реальную идею которых мы имеем,— именуется субстанцией.
    Но у нас нет иной идеи самой суб&станции в точном смысле этого слова, кроме той, что она — вещь, в которой формально или по преимуществу содер&жится то, что мы воспринимаем, или, иначе говоря, то, что объективно содержится в какой-либо из наших идей, ибо естественный свет показывает нам: ничто не может быть реально приписано небытию.
  3. Субстанция, коей присуще непосредственное мыш&ление, именуется умом; я предпочитаю говорить здесь об уме, а не о душе, поскольку слово «душа» двусмысленно и часто применяется к телесной вещи.
  4. Субстанция, представляющая собой непосредст&венный субъект местной протяженности (extensionis loca- lis) и акциденций, предполагающих протяженность,— таких, как очертания, положение, местное пространствен&ное движение и т. д.,— именуется телом. Являются ли ум и тело одной и той же или двумя различными субстанция&ми, будет рассмотрено позже.
  5. Субстанция, которую мы постигаем как самую совершенную и в которой мы не усматриваем ничего, что подразумевало бы какой-то изъян или ограничение совер&шенства, именуется Богом.
  6. Когда мы говорим, что нечто содержится в природе или в самом замысле какой-то вещи, мы тем самым ут&верждаем, что это свойство истинно для данной вещи или, иначе говоря, может быть ей приписано.
  7. Две субстанции считаются реально различными между собой, когда каждая из них может существовать без другой.

 

<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т. Т. 2— М.: Мысль,1994. 1994

Еще по теме Определения :

  1. Статья 223. Вынесение определений
  2. Статья 315. Право обжалования и опротестования определений суда первой инстанции
  3. 3.4. Исследование влияния погрешностей определения исходных данных на величину доверительного интервала критерия эффективности метрологического обеспечения диагностирования технического состояния АТС.
  4. 2.2.4. ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИНЦИП:ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
  5. 1. Психологические основы профессионального самоопределения 
  6. 2.2. Троякое определение культуры
  7. Доктрина предопределения в кальвинизме
  8. § 2. Определение стоимости похищенного
  9. ИРВИН КОТЛЕР Irwin Cotler ВВЕДЕНИЕ: СТАРАЯ И НОВАЯ РАЗНОВИДНОСТИ АНТИСЕМИТИЗМА — ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ
  10. Примечание 1 Определенность понятия математического бесконечного
  11. Возникновение ислама как религии, провозгласившей «знание» в качестве компонента веры. Мировоззренческие проблемы в Коране: учение о происхождении человека, концепция предопределения и свободы воли. Концепция знания в исламе.
  12. 9.3.1. Ошибки определения координат с помощью приборов
  13. Типы и уровни профессионального и личностного самоопределения психолога.
  14. 67.Методы активизации профессионального самоопределения
  15. Речь как высшая форма и необходимое условие действительного самоопределения родовой сущности человека
- Альтернативные философские исследования - Антропология - Восточная философия - Древнегреческая философия - Древнеиндийская философия - Древнекитайская философия - История философии - История философии Возрождения - Логика - Немецкая классическая философия - Онтология и теория познания - Основы философии - Политическая философия - Русская философия - Синектика - Современные философские исследования - Социальная философия - Средневековая философия - Философия и социология - Философия кризиса - Философия культуры - Философия науки - Философия религии - Философы - Фундаментальная философия - Экзистенциализм - Этика, эстетика -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Информатика, вычислительная техника и управление - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -