<<
>>

§ 91. Перенос на предельно расширенную сферу интенционального              10

То, что выше излагалось нами с преимущественным вниманием к восприятию, в действительности значимо относительно всех видов интенциональных переживаний. После произведенной редукции мы об- is наруживаем в воспоминании вспоминаемое как таковое, в ожидании ожидаемое как таковое, в воображающей фантазии воображаемое как таковое.

В каждом из этих переживаний «обитает» ноэма- ТИЧЄСКИЙ СМЫСЛ.

И, СКОЛЬ бы родствен НИ был ЭТОТ 20 смысл различных переживаний, сколь бы существенно тождествен ни был он по своему основному составу, он, во всяком случае, различен в различных видах переживаний и даже возможное общее по меньшей мере получает иную характеристику, причем со всей гъй необходимостью. Может случиться так, что всякий раз речь идет о цветущем дереве и что всякий раз оно amp; является таким, чтобы адекватное описание являю-

о =1

щегося необходимо пользовалось одними и теми же о выражениями. Однако ноэматические корреляты зо - восприятия, фантазии, образного вызывания в памя- ф

ти, воспоминания тем не менее будут сущностно раз- g личны. В одном случае являющееся характеризуется как «живая действительность», в другом — как фик-

х

7S X

X

ция, затем — как вызывание в памяти и т. д.              35 -о

Таковы характеристики, которые мы обретаем как              о\

наличные в воспринимаемом, воображаемом, вспоми-              ^

наемом и т. д. как таковые — как нечто, неотделимое              3

от них, — в самом смысле восприятия, в самом смыс-              | ле фантазии, в самом смысле воспоминания, как не- 40 ¦ 10*

-Єн

О

обходимо принадлежащее в корреляции к соответствующим видам поэтических переживаний. §              Итак, если необходимо адекватно и полно опи-

Е сать интенциональные корреляты, мы должны учесть 5 и зафиксировать в строгих понятиях все подобные характеристики, — те, которые не случайны, но упорядочены по сущностным законам.

Ф              Благодаря этому мы замечаем, что в пределах

§ полной ноэмы мы должны на деле, как мы и предуп- ф ю реждали об этом уже заранее, разделять сущностно о различные слои, группирующиеся вокруг централъ-

(D

-е-

о

х

(D

-Єн

ного «ядра», чисто «предметного смысла», т. е. вокруг того, что в наших примерах может описываться сплошь в одних и тех же выражениях, поскольку о is различные по виду, но параллельные друг другу пере- ? живания могут заключать в себе тождественное. Од- | новременно мы видим, что если мы вновь устраним скобки, в какие были помещены полагания, то параллельно, соответствуя различным понятиям смысла, о 20 должны различаться разные понятия не подвергшихся модификации объективностей, из которых «сам» предмет, т. е. именно тождественное, которое один раз воспринимается, другой раз вызывается в памяти, ^ третий раз образно представляется на живописном 25 полотне и т. п., возвещает лишь одно центральное понятие. Пока нам достаточно этого указания.

Нам остается получше осмотреться в сфере со- знания, чтобы попытаться ознакомиться с ноэтиче- 8 ски-ноэматическими структурами на примере основ- зо ных способов сознания. Действительно подтверждая 5 их, мы одновременно удостоверимся, двигаясь шаг за ^ шагом, в постоянной значимости фундаментальной m корреляции между ноэсисом и ноэмой.

35 § 92. Аттенциональные сдвиги в ноэтическом и ноэматическом аспекте

В подготовительных главах мы не раз уже говорили об особого рода сдвигах сознания, какие пересека- 40 ются со всеми прочими видами интенциональных со-

бытий и тем самым составляют совсем особую весьма всеобщую структуру сознания. Принято метафорически говорить о «духовном взоре», о «луче взгляда» чистого Я, о том, куда обращается и от чего отворачивается этот луч. Соответствующие этому феномены 5 выделились для нас как совершенно ясное и четкое единство. Они играют главную роль, когда речь заходит о «внимании», и их же, не размежевывая феноменологически с другими феноменами и смешивая с этими последними, именуют модусами внимания.

Мы, ю с нашей стороны, намерены зафиксировать это выражение и, кроме того, говорить об аттенциональных сдвигах, имея в виду исключительно четко вычлененные нами события, равно как группы родственных феноменальных сдвигов, которые нам предстоит еще is конкретнее описывать в дальнейшем.

Речь при этом идет о серии idealiter* возможных сдвигов; они уже предполагают существование ноэти- ческого ядра и необходимо неотъемлемо характеризующих его моментов различного рода, сами по себе 20 не переменяют относящиеся сюда ноэматические осуществления, но все же представляют собой изменения переживания в целом как по его ноэтической, так и по его ноэматической стороне. Лучи чистого «я » проходят то сквозь этот, то сквозь тот ноэтический СЛОЙ, 25g или же (как то бывает при воспоминаниях внутри воспоминаний, которые могут быть В СВОЮ очередь ВОС- ^J поминаниями второй и более высокой степени) лучи § проникают внутрь заключенных друг в друге слоев, то о двигаясь по прямой вперед, то возвращаясь назад, в зо - рефлексии. В пределах данного совокупного поля по- го тенциальных ноэс и соответствующих ноэтических -g объектов мы то бросаем взгляд на некое целое, напри- | мер на дерево, перцептивно наличное, то на отдельные х части и моменты его, то на какую-то находящуюся 35 -о поблизости другую вещь, то на какую-то сложную о\ взаимосвязь или происшествие. Вдруг мы обращаем ^ свой «взор» на объект воспоминания, который вне- 9

                            7S

                            X

-Єн

О ^

и CD

X X 1_ О

f В идеальном случае.              40 запно «приходит нам в голову», — вместо того чтобы следовать ноэсе восприятия, которая в целостном, 8 хотя и многообразно расчлененном континууме конституирует для нас непрестанно являющийся вещный мир. Наш «взор» через посредство ноэсы воспоминания переходит в мир воспоминаний, блуждает в нем или же переходит затем к воспоминаниям иных ступеней, в чисто фантастические миры и т.

д. §              Останемся ради простоты в одном интенциональ-

ю ном слое, в мире восприятия, который пребывает в

X

CD

о бесхитростной достоверности. Зафиксируем в идее,

(D

-е-

по его ноэматическому наполнению, некую сознавае- х мую по мере восприятия вещь или же некий происхо- s дящий с вещами процесс, равно как зафиксируем, по о is его полной имманентной сущности, на соответствующем отрезке его феноменологической длительности, % все целое конкретное сознание такой вещи или такого х процесса. Тогда к такой идее будет непременно отно- -©- ситься и фиксация аттенционального луча с относя- о 20 щимся к нему определенным блужданием. Потому что и этот луч — тоже момент переживания. Тогда очевидно, что в идеале возможны такие способы изменения зафиксированного переживания, которые мы назовем так: «изменения просто в распределении внима- 25 ния и его модусов». Ясно, что ноэматический состав переживания остается тождественным, так что мы мо- ^ жем сказать: одна и та же предметность характеризуем. ется как постоянно живо телесно наличествующая и 8 предстающая в тех же самых способах явления, с теми ^ зо же ориентациями и с теми же признаками; такой-то и 5 такой-то состав содержания этой предметности со- ЗГ знается в тех же модусах неопределенного намекания m и лишенного наглядности соприсутствования. И изменение, говорим мы, выделяя и сопоставляя между со- 35 бой параллельные ноэматические составы, состоит исключительно в том, что в одном привлекаемом для сравнения случае «предпочтение», как оказывается, отдается одному, в другом — другому предметному моменту или же что в одном случае один и тот же мо- 40 мент оказывается «напрямую и особо замеченным», в

другом— «замеченным только наряду с другими», в третьем он остается «совершенно незамеченным», хотя он и продолжает оставаться являющимся. Есть различные такие модусы, которые в основном принадлежат вниманию. При этом группа модусов актуальности отделяется от модуса неактуальности и от того, что мы попросту называем невниманием, так сказать, модусом мертвой осознанности.

С другой стороны, ясно и то, что все эти модификации относятся не только к переживанию в его но- этическом составе, но что они затрагивают также и ноэмы переживания, что со стороны ноэмы они — невзирая на тождественность ноэматического ядра — представляют собою особый род характеристик.

Обычно внимание сравнивают с ярким светом, который освещает пространство. То, что специфически замечается во внимании, находится в более или менее ярком световом пятне, но это замеченное может затем и зайти в полутень, и задвинуться в полнейшую тьму. Этот образ не способен охарактеризовать все модусы, какие зафиксирует со всеми различиями, существующими между ними, феноменология, однако он достаточно показателен, чтобы выявить происходящие со всем являющимся перемены. Изменения в степени освещенности не меняют являющееся в его собственном смысловом составе, однако свет и тьма модифицируют способ его явления, их следует находить и описывать в направлении взгляда на ноэматический объект.

При этом модификации внутри ноэмы, очевидно, не таковы, чтобы в идеальном пограничном случае к чему-то остающемуся тождественным привходили некие добавления извне, — нет, именно конкретные ноэмы претерпевают коренные изменения, речь идет о необходимых модусах способа данности тождественного.

При ближайшем рассмотрении все же оказывается, что положение не таково, чтобы все совокупное ноэматическое содержание, характеризующееся соответствующим модусом внимания, так сказать, ат- тенциональное ядро, сохранялось постоянно при все-

-Є-

О и о с; х

-Є-

gt;х

О ^

и

  1. т х

    1.              

    О с; О х О ? о

    X

    о

    -е-

о с; О х О ? О х О

-Є-

gt;х О н и

X

т

возможных аттенциональных модификациях. Напротив, обнаруживается, если смотреть с ноэтической стороны, что известные ноэсы, то ли по необходимости, то ли по определенной их возможности, обуслов- 5 ливаются модусами внимания, а прежде всего — позитивной внимательностью в особо отмеченном смысле снова.Любое «совершениеакта»,например: «актуальное занятие позиции», «вынесение» решения в случае сомнения, акт отклонения и отвержения, акт полага- ю ния субъекта и акт дополнительной предикации, совершение оценивания, оценивания «за другого», акт выбора и т.

д. — все это предполагает позитивное внимание или, вероятно, лучше сказать, заключает в себе позитивное внимание, обращаемое на то, в направле- 15 нии чего занимает позицию «я ». Однако сказанное отнюдь не меняет того, что функция блуждающего и в отношении охватываемого им пространства то расширяющегося, то сужающегося взгляда означает существование особого рода измерения коррелятивных ного этических и ноэматических модификаций, систематическое исследование сущности которых относится к основным задачам общей феноменологии.

-0

О и

Аттенциональные конфигурации обладают в своих модусах актуальности в особо отмеченной степени ха- 25 рактером субъективности, и такой характер приобретают затем и все те спонтанные функции, которые именно модализируются этими модусами, т. е. предпо- лагают таковые по их устроенности. Луч внимания «дает себя» так, что он излучается чистым «я» и огра- зо ничивается предметным, — направляясь к последнему 5 или отвлекаясь от него. Такой луч не расстается с «я», ^ но он есть луч «я» и остается таковым. «Объект» заде- m вается им, он может быть целью луча, но он все же лишь полагается в сопряженность с «я » (и полагается 35 самим же «я»), а не становится сам «субъективным». То занятие позиции, какое несет в себе луч «я», есть вследствие этого акт самого же «я»; «я» действенно и страдательно, оно свободно или детерминировано. «Я», говорили мы выше, «живет» в таких актах. Эта 40 «жизнь» означает не просто то, что какие-то «содер-

жания» пребывают в некоем потоке содержаний, она означает многообразие доступных описанию способов того, как чистое «я », — эта «свободная сущность», каковая есть оно, — живет внутри известных интенцио- нальных переживаний с общим для них модусом cogito. Выражение «свободная сущность» и означает не что иное, как именно такие жизненные модусы — модусы вольного исхождения из себя самого, возвращения в себя и к себе, спонтанной деятельности, страдания, возможности познавать нечто в объектах опытным путем и т. д. Все же то, что происходит в потоке переживаний помимо луча «я», помимо cogito, характеризуется существенным образом иначе, — все это лежит за пределами актуальности «я», однако, как замечали мы уже ранее, принадлежит «я» постольку, поскольку все это — поле потенциальности, на котором совершает свои свободные акты «я».

На этом завершим общую характеристику ноэти- чески-ноэматических тем, которые должны с систематической основательностью трактоваться феноменологией внимания[66].

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 91. Перенос на предельно расширенную сферу интенционального              10: