<<
>>

§ 9. Регион и региональная эйдетика              ^

Любая конкретная эмпирическая предметность ' вместе со всеми своими материальными сущностями подчиняется соответствующему наивысшему материальному роду, «региону» эмпирических предметов.

Тогда чистой сущности региона соответствует эйде- зо тическая наука региона, или же — так тоже можно сказать — онтология региона. При этом мы делаем допущение, что на сущности регионов, или же в различных составляющих их родах основываются столь содержательно богатые и широко разветвленные 35 познания, что вообще стоит — в отношении их систематического разворачивания — говорить об особой науке или даже о целом комплексе онтологических дисциплин — в соответствии с отдельными родовыми компонентами региона. В сколь значительном объеме 40

фактически оправдывается такое предположение, в том мы сможем убедиться на многочисленных примерах в дальнейшем. В соответствии с этим всякая эмпирическая наука, соподчиняющаяся объему из- 5 вестного региона, будет существенно сопряжена как с формальными, так и с региональными онтологическими дисциплинами. Можно выразить то же самое и так: любая наука о фактах (опытная наука) обладает существенными теоретическими фундаментами в 10 эйдетике соответствующих онтологии. Ибо — если только сделанное нами допущение оправдывается — само собою разумеется, что богатая наличность познаний, чистым, безусловно значимым образом сопрягающихся со всеми возможными предметами та- 15 кого-то региона — отчасти она принадлежит к пустой форме предметности вообще, отчасти же к региональному эйдосу, который как бы репрезентирует необходимую материальную форму всех предметов региона — не может быть лишена значения для иссле- 20 дования эмпирических фактов.

Таким образом, всем естественно-научным дисциплинам отвечает, к примеру, эйдетическая наука о физической природе вообще (онтология природы) — постольку, поскольку фактической природе соот- 25 ветствует чисто постигаемый эйдос, «сущность», природа вообще с заключенным в ней бесконечным изобилием сущностных положений дел.

Если мы составим теперь такую идею — испытавшей свою полнейшую рационализацию — опытной науки о приро- зо де, что теоретизация дойдет в ней до возведения всего входящего в нее особенного до ее наиболее всеобщих и наиболее принципиальных оснований, то нам станет ясно, что реализация такой идеи существенно зависит от построения соответствующих эйдети- 35 ческих наук, т. е. от построения, наряду с формальным матесисом, в равной мере сопрягающимся со всеми науками вообще, материально-онтологических дисциплину которые будут рационально-чисто, т. е. именно эйдетически, раскладывать сущность 40 природы, а тем самым, следовательно, и всех сущност- ных разновидностей природной предметности как таковой. И это, само собой разумеется, значимо для любого произвольно взятого региона.

И в практически-познавательном отношении тут можно заведомо ожидать, что чем ближе такая-то 5 опытная наука будет подходить к «рациональной» ступени, к ступени «точной», номологической науки, т. е. чем в большей степени она будет располагать разработанными эйдетическими дисциплинами в качестве своих оснований и извлекать из них пользу ю для своих обоснований, тем более умножатся, по объему и силе, ее познавательно-практические достижения.

Развитие рациональных естественных наук — физических — подтверждает сказанное. Ведь их великая is эпоха начинается в Новое время как раз с того, что геометрия — замечательно разработанная уже в древности (во всем существенном — школой Платона) как чистая эйдетика — внезапно, единым махом и В монументальном стиле, оплодотворяет физический 20 метод. Тут уясняют, что сущность материальной вещи — в том, что она есть res extensa и что геометрия, стало быть, есть онтологическая дисциплина, сопряженная с одним сущностным моментом такой вещности, с пространственной формой. А кроме 25 того, тут уясняют себе и то, что всеобщая (в нашем ' словоупотреблении — региональная) сущность вещи простирается еще и куда дальше. Это сказывается в том, что развитие в то же самое время следует в таком направлении — в направлении разрабатывания цело- зо го ряда новых, координируемых с геометрией и призванных выступить в той же самой функции — рационализации эмпирического — дисциплин. Из этой тенденции проистекает пышное цветение математических дисциплин — формальных и материальных. 35 Их разрабатывают — или же впервые основывают — со страстным рвением, в качестве чисто «рациональных» наук (в нашем же смысле в качестве эйдетических онтологии), причем — на заре Нового времени и еще долго после того — не ради них самих, но ради 40

эмпирических наук. Они-то и принесли ожидаемые богатые плоды в параллельно протекавшем развитии

-е- о

$ рациональной физики, вызывавшей такие восторги.

с;

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 9. Регион и региональная эйдетика              ^: