ВОЗРАЖЕНИЕ VIII
По-видимому, одновременно может существовать лишь одна-единственная идея солнца — смотрим ли мы на него или путем рассуждения умозаключаем, что оно во много раз больше, чем это нам кажется.
Однако последнее есть не идея солнца, но лишь аргументированный вывод, что идея солнца оказалась бы во много раз большей, если бы его рассматривали со значительно более близкого рас&стояния.Разумеется, в разное время у нас могут быть различные идеи солнца — например, если в один момент мы смотрим на него простым глазом, а в другой с помощью оптической трубы. Однако астрономические понятия не делают солнце большим или меньшим; они скорее показывают нам об&манчивость чувственной идеи.
ОТВЕТ
Здесь также отрицаемая и в то же время описываемая идея солнца и есть то самое, что я именую идеей.
ВОЗРАЖЕНИЕ IX
Ибо вряд ли подлежит сомнению, что идеи, являющие мне субстанции, представляют собой нечто большее или, так сказать, содержат в себе больше объективной реаль&ности, нежели те, что являют мне только модусы, или акциденции; и, опять-таки, все те представления, пос&редством которых я мыслю некоего вышнего Бога — вечного, бесконечного, всеведущего, всемогущего, творца всех сущих помимо него самого вещей,— все эти пред&ставления, несомненно, содержат в себе больше объектив&ной реальности, нежели те, с помощью которых мы уясня&ем себе конечные субстанции.
Я не единожды уже отмечал, что нам не дана никакая идея Бога или души; добавлю еще, что не дана нам и идея субстанции. Ведь субстанция (представляющая собой ма&терию — субъект акциденций и изменений) подвластна только лишь рассуждепию: она не воспринимается не&посредственно и не являет нам никакой идеи. А если это верно, то как можно говорить, будто идеи, являющие мне субстанцию, суть нечто большее и содержат больше объективной реальности, чем те, что являют мне акци&денции? Кроме того, г-ну Декарту следовало бы еще раз объяснить, что это значит — больше реальности? Разве с реальностью можно связывать понятия «больше» и «меньше»? Либо, если г-н Декарт считает, что одна вещь может быть больше вещью, чем другая, пусть он позаботится о том, чтобы такая возможность была до&ступна нашему восприятию и объяснена с той степенью очевидности, какая требуется в любом доказательстве и какая обычно присуща его рассуждениям.
ОТВЕТ
Я не единожды отмечал, что называю идеей именно то, что подвластно разуму и рассуждению, впрочем, как и все остальное, воспринимаемое нами каким-либо обра&зом.
И я достаточно четко объяснил, каким образом к реаль&ности применимы понятия «больше» и «меньше», а имен&но: субстанция более вещественна, чем модус, и если взять реальные качества, или несовершенные субстан&ции, то они вещественнее модусов, но менее вещественны, чем совершенные субстанции; если взять бесконечную и независимую субстанцию, она будет более веществен&ной, чем конечная и зависимая. Все это разумеется само собой.