<<
>>

ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.


Современная теория познания содержит многообразие критериев адекватности познавательной деятельности. Это множество критериев увязано в систему, руководствуясь которой можно сделать познание более эффективным.
Эта же система является основанием для приписывания познавательным действиям перформативных значений: «выполнено», «не выполнено». Перформативные (performative) значения действий характеризуют факты выполнения или невыполнения этих действий (имеют ли эти действия место в действительности или нет). В частности, организация системы перформативных значений действий (в том числе и познавательных) необходима для создания автономных роботов с «искусственным интеллектом». Однако интеллект (как естественный, так и искусственный) не сводится полностью к фактам и их логической взаимосвязи. Необходимой (существенной) подсистемой интеллекта является система ценностей. Поэтому интеллект ученого нельзя полностью редуцировать к системе логических операций с фактами. (Такая редукция допустима и полезна лишь как научная абстракция, оправданная в некоторых, но не во всех случаях.) Обладая интеллектом, ученый систематически приписывает действиям (в том числе и познавательным) какие-то аксиологические (ценностные значения): художественно-эстети- ческие; морально-правовые и т. п.
Ценностные (аксиологические) значения конкретных действий в конкретных условиях являются вполне определенными (постоянными), если определен оценивающий субъект. Для обсуждения постоянных ценностей естественный язык вполне пригоден (если значения используемых слов зафиксированы). Просветительская доктрина настаивает (в самом общем виде) на том, что познание есть благо (независимо от ценности того, что познается). Обскурантистская доктрина настаивает (в самом общем виде) на том, что познание есть зло (независимо от ценности того, что познается). Противостояние этих двух прямо противоположных экстремистских концепций познания оформляется на естественном языке, который для этого вполне пригоден. Однако противостояние это - логико-философский тупик. Просветители не способны объяснить факт положительной морально-правовой оценки защиты всевозможных тайн (государственных, военных, банковских, коммерческих, врачебных, семейных, следствия, исповеди и т. п.) от познания. Как могут они объяснить факт существования уголовной ответственности за промышленный шпионаж или за измену родине в форме шпионажа, если учесть, что сущность шпионажа - познание. В свою очередь, обскуранты не могут объяснить факт положительной морально-правовой оценки познавательной деятельности прокуратуры, расследующей преступление, или врача, устанавливающего диагноз, или ученого-физика, стремящегося открыть для человечества новый источник энергии (или сделать более безопасным старый).
Оказывается, что ценность познания функционально зависит от ценности объекта познания. Изменению ценности познаваемого объекта однозначно соответствует изменение ценности познавательной деятельности.
Для описания функциональных зависимостей изменяющихся оценок познания от переменных оценок его объектов
естественный язык мало пригоден: слишком неточен (в противном случае разговоры о функциях и переменных в математике и физике велись бы на естественном языке). Для успешного выхода теории познания из тупика противопоставления просветительской и обскурантистской концепций необходим искусственный язык, включающий в себя символы, обозначающие переменные и функции. Некий вариант такого языка, предназначенный для точного определения и анализа познания как ценностной функции, используется в настоящей статье. Те, кто принципиально не желают употреблять слова «переменная» и «функция», а также иметь дело с искусственными языками, формулами и таблицами, просто не желают расширять свой мир, передвигать его границы, обсуждать то, что лежит за его пределами, ибо, согласно справедливому утверждению Л. Витгенштейна, «границы моего мира суть границы моего языка». Ограниченность человека, использующего только естественный язык, заключается, напр., в том, что он не может достаточно точно говорить о функциях, ибо (как учат уже в средней школе) функции определяются либо графиками, либо уравнениями (формулами), либо таблицами. Такого рода объектов в естественном языке не предусмотрено: он не предназначен для их обсуждения. В самом общем и точном виде адекватный перевод с языка формул и таблиц на естественный язык невозможен: теряется нечто очень важное, главное. Поэтому далее (в интересах точности) обсуждение познания как ценностной функции будет осуществляться на «смеси» естественного языка с таблицами и формулами.
Итак, в естественном языке слово «познание» является омонимом. Наряду с прочими существуют аксиологические (ценностные) значения этого слова. В качестве таковых выступают различные ценностные функции «познание (чего, кого, чье) а», где буква а обозначает аксиологическую переменную, для которой областью допустимых значений является множество {х (хорошо), п (плохо)}. Это же множество служит областью изменения (значений) функции. Элементы указанного множества называются аксиологическими значениями. В естественном языке одно и то же слово «познание» используется для обозначения принципиально различных ценностных функций П]а, П2а, П3а, П4а, точное определение которых дано далее в таблице. В естественном языке символ П!а обозначает «познание (чего, кого) а как познание против (чего, кого) а». Символ П2а обозначает «познание (чье, кто познает) а». П3а обозначает «самопознание (чего, кого) а». П4а - «познание (чего, кого) а как соединение (объединение, слияние) с а». Символ Ппа обозначает просветительскую ценностную функцию «познание (чего, кого) а». Эта функция является константой (тождественно хорошей). Символ П°а обозначает обскурантистскую (анти-просветительскую) ценностную функцию «познание (чего, кого) а». В знаменитой Книге Экклезиаста аксиологическим значением слова «познание» является, вероятно, П°а. Эта функция тоже представляет собой константу (но, в отличие от Ппа, тождественно плохую). К перечисленным функциям добавим следующие унарные операции. Фа - «знание (чье) а». Зпа - «знание против (чего, кого) а». Па - «производство, создание (чего) а». Да - «результат, продукт (чего) а». Ценностно-функ- циональный смысл этих операций определяется представленной ниже таблицей.
Рассмотрим также следующие ценностные функции. Ца - «знание (чего, кого) а как единство (общность, близость, родство, союз) с а». За - «(настоящее, истинное) знание (чего, кого) а». Ка - «опытное (эмпирическое) знание (чего, кого) а». В2а- «возможность а». 1]а - «невозможность а». Н'а - «начало (становление, возникновение) а». Fa - «конец (завершение, прекращение, исчезновение) а». Иа - «источник (чего) а». Са - «сокрытие, укрытие, утаивание, засекречивание (чего, кого) а». Яа - «выявление, проявление, рассекречивание (чего, кого) а». ТАа - «тайна, секрет (чего, кого) а». Ба - «бытие, жизнь (чего) а». Ua - «небытие, смерть, отсутствие (чего) а». Оа - «открытие, раскрытие (открытое) а». 0!а - «обнаружение, обнажение, нагота (чего, кого) а». 1са - «ис-
следование, расследование, обследование, преследование а». Иса - «поиск, розыск, искания, нахождение а». Пыа - «испытание, проверка, тестирование, экзамен, пытание, пытка (чего) а». В°а - «вопрошание, расспрашивание, допрос (чего) а». Опа - «определение, ограничение (чего) а». У а - «наблюдение (подсматривание) за (чем) а». Оса - «осмотр, рассматривание (чего) а». Ща - «ощущение (чего) а». Эа - «эксперимент над (чем) а». Za - «изменение, преобразование (чего) а». Та - «разрушение, уничтожение (чего) а». НАа - «нападение (наступление) на (кого, что) а». Нка - «нападение, наступление (чье) а». 3Аа - «защита (чего) а». Зта - «защита от (чего) а». Na - «природа как материя (чего) а». Ма - «материя (чего) а». 0Ба - «объективная, объективность (чего) а». RLa - «реальность (чего) а». Ъа - «субъект (чего) а». СБа - «субъективная, субъективность (чего) а». 1а - «независимость (независимая) от (чего) а». Ra - «управление (чем) а». Га - «господство над (чем) а». Ва - «власть над (чем) а». Va - «насилие над (чем) а». Rsa - «сопротивление (чему) а». Rua - «сопротивление (чего) а». Ya - «средство для (чего) а». Y°a - «средство от а». DFa - «опасность для а». D°a - «опасность (чего) а». Ожа - «осуждение (чего) а». Ода - «одобрение (чего) а». Жа - «противоположность для (чего) а». Вна - «внезапность, неожиданность, сюрприз, непредвиденность, непредсказуемость (чего) а». Пьа - «предсказуемость (чего) а». Пра - «предсказание, предвидение (чего) а». Буа - «будущее (чего) а». Пча - «пророчество в отношении а». Ньа - «неопределенность (чего) а». С^а - «определенность (чего) а». Сиа - «сила (чего) а». Сла - «слабость (чего) а». Бча - «беззащитность (чего) а». Бпа - «беззащитность перед (чем) а». Тча - «точность (чего) а». Нча - «приблизительность, неточность (чего) а». Пта - «полнота (чего) а». Чта - «частичность, неполнота (чего) а». У3а - «узнавание, признание (чего, кого) а». Вса - «вспоминание, припоминание (чего) а». Яса - «ясность (чего) а». Виа - «видение (чего) а». Вра - «чужеродность, враждебность в отношении (чего) а». Перечисленные выше ценностные функции определяются следующей таблицей, разделенной на части.
Часть 1

а

П*а

П2а

П3а

П4а

Ппа

П°а

Фа

Зпа

Па

Да

X

п

X

X

X

X

п

X

п

X

X

п

X

п

п

п

X

п

п

X

п

п

Часть 2

а

Ца

За

Ка

В2а

1*а

Н*а

Fa

Иа

Са

Яа

X

X

X

п

X

п

X

п

X

X

п

п

п

п

X

п

X

п

X

п

п

X

Часть 3

а

ТАа

Ба

Ua

Оа

0!а

1са

Иса

Пыа

В°а

Опа

X

X

X

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

X

X

X

X

X

X

X

X

Часть 4

а

Уа

Оса

Ща

Эа

Za

Та

НАа

Нка

3Аа

Зта

X

п

п

п

п

п

п

п

X

X

п

п

X

X

X

X

X

X

X

п

п

X

Часть 5

а

Na

Ма

0Ба

RLa

Ъа

СБа


Ra

Га

Ва

X

п

п

п

X

X

X

п

п

п

п

п

X

X

X

п

п

п

X

X

X

X

Часть 6

а

Va

Rsa

Rua

Ya

Y°a

DFa

D°a

л

СЯа

Жа

X

п

п

X

X

п

п

X

п

X

п

п

X

X

п

п

X

X

п

X

п

X


Часть 7


а

Вна

Пьа

Пра

Буа

Пча

Ньа

Оьа

Сиа

СЛа

Бча

X

X

п

п

X

п

X

п

X

п

п

п

п

X

X

п

X

п

X

п

X

X



Часть 8


а

Бпа

Тча

Нча

Пта

Чта

У3а

Вса

Яс а

Виа

Вра

X

X

X

п

X

п

X

X

X

п

п

п

п

п

X

п

X

п

п

п

X

X


В алгебре формальной аксиологии отношение формально-аксиологической эквивалентности обозначается символом «=+=» и определяется следующим образом. Любые аксиологические формы (ценностные функции) айв формально аксиологически эквивалентны (это обозначается символом «а=+=в»), если и только если они принимают одинаковые аксиологические значения (из множества {х, п}) при любой возможной комбинации аксиологических значений переменных, входящих в эти формы (функции). В естественном языке отношение «=+=» выражается словами «есть», «значит» и т. п., нередко заменяемыми тире. Но эти же самые слова используются в естественном языке для обозначения соответствующих логических связок и отношений. Поскольку логические и аксиологические структуры не абсолютно тождественны, постольку слова «есть», «значит» (а также и тире) суть омонимы. Использовать их на стыке логики и аксиологии нужно очень осторожно, оговаривая всякий раз то, в каком значении (формально-логическом или формально-ак- сиологическом) используется слово «есть» (тире) в том или ином случае. Используя данные выше дефиниции, можно получить следующие формально-аксиологические уравнения. Тире здесь обозначает не логическую связку, а отношение «=+=».
П4а=+=Вса: познание как соединение с а - припоминание (чего, кого) а. (Платон) П4а=+=У3а: познание как соединение с а - узнавание (чего, кого) а. (Платон)
П^+^а: познание против а - господство над а. (Ф. Бэкон)
П1 a=+=Ba=+=Va: познание против а - власть (насилие) над а. (Ф. Бэкон)
П1а=+=Уа: познание против а - наблюдение, слежение за а. (Ф. Бэкон)
П1 а=+=Пыа=+=Эа: познание против а - испытание а, эксперимент над а. (Ф. Бэкон) П^+^а: познание против а - исследование (чего, кого) а. (Ф. Бэкон)
П1а=+=Иса: познание против а - поиск, розыск (чего, кого) а. (Ф. Бэкон)
П1а=+=Я=+=01а: познание против а - выявление, обнаружение, обнажение (чего, кого) а. (Ф. Бэкон)
П^+ИЭР^а: познание против а - открытие, раскрытие тайны (чего, кого) а. (Ф. Бэкон)
П1а=+=ИЗпа: познание против а - источник знания против (чего, кого) а.
П]а=+=ИКа: познание против а - источник опытного знания (чего, кого) а.
Ka=+^n]a: опытное знание а - результат (продукт) познания против а.
П]а =+=ПКа: познание против а - производство опытного (эмпирического) знания (чего, кого) а.
ПКа=+=П1а: производство опытного (эмпирического) знания (чего, кого) а - познание против а.
n1a=+=Rsa: познание против а - сопротивление чему а.
n]a=+=3Ta: познание против а - защита (оборона) от а.
П]а=+=НАа: познание против а - наступление (нападение) на а.
n*a=+=Za: познание против а - изменение, преобразование (чего, кого) на а.
n1a=+=nDFa: познание против а - производство опасности для а.
П1а=+=ПВ2Та: познание против а - создание возможности уничтожения а.
П1а=+=ЖП4а: познание против а - противоположность познания как соединения с а.
П4а=+=ЖП1а: познание как соединение с а - противоположность познания против а.
П1а=+=иП4а: познание против а - небытие познания как соединения с а.
П4а=+=1Ш1а: познание как соединение с а - небытие познания против а.
П3а=+=иП1а: самопознание (чего, кого) а - небытие познания против а.
П2а=+=иП1а: познание (чье) а - небытие познания против а.


П3а=+=П2а: самопознание (чего, кого) а - познание (чье) а.
П2а=+=П3а: познание (чье) а - самопознание (чего, кого) а.
П3а=+=П4а: самопознание (чего, кого) а - познание как соединение с (чем, кем) а.
П4а=+= П3а: познание как соединение с (чем, кем) а - самопознание (чего, кого) а.
Омонимия слов естественного языка- источник логико-лингвистических недоразумений. Так, напр., в сциентистской (агрессивной по отношению к природе) традиции (от Ф. Бэкона и до наших дней) доминирующим аксиологическим значением слова «познание» является ценностная функция ГҐа (а в радикально-просветительской традиции от Сократа до наших дней - функция Ппа). Однако в сфере религии, когда говорят о познании Бога, имеют в виду (используют в качестве значения слова «познание») ценностную функцию П4а. Эта же функция (П4а или равноценная ей П3а) подразумевается в психологии, когда речь идет о познании (себя) как о слиянии (установлении тождества) с самим собой, о познании самого себя как производстве, создании (или восстановлении единства) своей личности. В радикально-обскурантистской традиции (характерной для некоторых религиозных культур Средневековья) аксиологическим значением слова «познание» является ценностная функция П°а. Сопоставляя данные выше табличные дефиниции упомянутых функций, нетрудно заметить их различие. Поскольку эти различные ценностные функции могут быть значениями одного и того же слова «познание», постольку вполне возможны досадные логико-лингвистические недоразумения. Наряду с другими задачами данный словарь предназначен для того, чтобы предупредить читателя о такой опасности.
Ценностные функции П]а, П2а, П3а и П4а математически самодвойственны. Они принимают противоположные аксиологические значения в аксиологически противоположных мирах (метафизическом и диалектическом, идеальном и материальном), т. е. в таких мирах, где аксиологические переменные принимают противоположные значения. Отсюда вытекает необходимость амбивалентности познания как ценностной функции. (К функциям-константам «познание» это не относится, так как они не являются математически самодвойственными.)
В. О. Лобовиков
<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.:

  1. 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  2. (Рационализм и иррационализм как философскомировоззренческие ориентации: гносеологическое содержание, онтологические и ценностные основания)
  3. 1.3. Роль favepov и dfaveq в процессе познания: иерархия чувственных восприятий как основа перевода неявного в явное
  4. Познание, оценка и практика
  5. Рациональный уровень познания
  6. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
  7. Сознание и познание
  8. НАУКА И РЕЛИГИЯ: ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ФУНКЦИЙ.
  9. НАУКА КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.
  10. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНКЦИЯ.
  11. § 3. Принципы и функции правоприменительного толкования
  12. 1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм
  13. 2. Познание, творчество, практика
  14. 2. Структура научного познания, его уровни и формы
  15. 9.1. Специфика науки и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.