<<
>>

Гуманизм и антропоцентризм как ценностные приоритеты инновационной цивилизации


Гуманизм носит в себе оптимизм, и поэтому он ложен, односторонен и поверхностен.
А. Шопенгауэр
Нет ничего прекраснее, дороже человека, и в то же время нет ничего страшнее его.
Ф.М. Достоевский
Наш гуманизм - это стремление к целостности.
Э. Мунье
а)              формирование ценности человека
Возведение свободы в ранг высшей мировоззренческой ценности неизбежно сопровождается исключительностью понимания места и роли самого человека, формированием представлений о нем как о существе, олицетворяющем смысл мироздания, в котором не он зависит от чего-либо или служит чему-либо, а напротив, все существует и служит ему самому.
Это понимание и лежит в основе важнейших духовных ценностей цивилизации - антропоцентризма и гуманизма. Вера в самоценность личности является неотъемлемой ценностью в большей степени инновационного типа цивилизации.
Противопоставление себя природе положило начало становлению «человеческого императива» в истории, определившего ход европейского, а с Нового времени и мирового развития. Начало такому пониманию места человека в мире было положено в античности, в философии Сократа и Платона. Христианство «поддержало» идею богоизбранности человека, подчеркивая инструментальную сущность природы: «И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю и обладайте ею, и владычествуйте ... над всяким животным, пресмыкающимся на Земле» (Бытие 1:28). Но высшего расцвета эти идеи достигают в эпоху Ренессанса. Суть гуманистической установки того времени наиболее ярко представлена в работе Пико делла Мирандоллы «Речь о достоинствах человека». где Бог обращается к человеку с такими словами: «Я ставлю тебя в центр мира. чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все. что есть в мире...»[291]. Это высказывание отразило сущность европейского понимания места человека. означающего в своей основе. что мир обретает в нем свой центр и смысл. а сам он выступает как «со-зидатель. со-основатель. со-вершитель»[292]мирового порядка и самого себя. Христианство. ставшее основой мировоззренческих ценностей Запада. утверждало идею о том. природопотребительское. природопокорительское отношение завещано человеку от Бога.
Западная классическая философия продолжила традицию обоснования высшей цели антропоцентризма и гуманизма[293]. Так И.Г. Гердер. в «Идее к философии истории человечества» писал. что «цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности. а все низшие жизненные потребности только служат ей и должны вести к ней»[294].
Реализация идеи приоритета человека в мире. торжества антропоцентризма началась в Новое время. Ее философским обоснованием стала теория Декарта. утверждавшего. что высшее достояние человека есть свобода. которая делает его «не господином вещей». а «господином себя самого»[295]. Человек искал духовную основу. которая помогла бы осуществить его намерения и притязания. и нашел ее в самом себе. потому что «смыслу его новой свободы противоречило любое обязывание себя какими бы то ни было обязательствами. которые не вытекали бы из его собственных. только от него же самого исходящих полаганий»[296]. Результатом этих притязаний явилась эпоха «инструментального разума». рационализация экономической. социальной. политической жизни. отчуждение самого субъекта от его созданий и «беспрецедентное творчество»[297]. которое подвело мир не только к прогрессу.
но и к многомерному кризису. Последний породил волну сомнений. критику идеи понимания человека как высшей ценности и предположений о том. что «высшие гуманистические определения человеческого существа еще не достигают собственного достоинства человека»[298]. Конец XIX-ого и начало XX вв. стали эпохой сомнения в приоритете ценности человека. с одной стороны. и временем реального утверждения его силы и могущества. с другой.
Эпоху критики антропоцентризма и гуманизма открыл Ф. Ницше. который. однако. провозгласил идею сверхчеловека. и. следовательно. сам того не заметив, идею «сверхгуманизма». «Незавершенность» человека заметили экзистенциалисты, которые в своем большинстве надеялись на победу гуманизма в его преображенном варианте (атеистическом у Ж.П. Сартра, религиозном у Г. Марселя, К. Ясперса). Сторонники «экологической этики» (Д. Блэк, Дж. Хаксли, А. Печчеи и др.) пришли к выводу о том, что экологические проблемы порождены не капитализмом и экономическим развитием, а связаны с несовершенством человеческой природы, и считали необходимым искоренить «эгоизм» и «либеральный гуманизм». Создание универсальной неантропоцентрической этики предложил А. Швейцер, провозгласив высшей ценностью принцип благоговения перед всеми проявлениями жизни. Эти идеи были названы им самим «гуманистическими», хотя они призывали любить не только человека и жить не только «ради себя, но вместе со всей жизнью, чувствуя себя единым целым с нею, соучаствуя в ней, помогая ей»313. В современной отечественной философии эти идеи нашли широкий отклик, так как были связаны с возрождением религиозно философской традиции досоветского периода. Русские философы-идеалисты конца XIX-ого и начало XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Розанов, П. Флоренский, Н. Бердяев и др.) были известны критикой европейского антропоцентризма, индивидуализма, рационализма, которым они противопоставляли христианский православный гуманизм, соборность и целостность. С другой стороны, здесь зарождается и интенсивно развивается особое философское явление, далекое от возвышения европейских ценностей - русский космизм. Его представители (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский) предприняли попытку преодолеть «разъединенность» субъекта и объекта, соединить историю природы с историей общества, исходя из руководства эсхатологическими и нравственными причинами. Как и в философии традиционного общества, здесь выдвигается идея эволюции живой материи как единого процесса, где человек лишь одна из преходящих стадий, живущий в единстве со всем миром, а потому относящийся к нему пантеистически.
Современный период развития отечественной философии отмечен оживлением этих идей, оказавшихся актуальными перед лицом глобальных проблем. Вместе с тем можно отметить дальнейшее развитие критики идеи антропоцентризма и классического гуманизма.
Для более глубокого понимания места и роли ценностей гуманизма и антропоцентризма в развитии цивилизации необходимо прояснить собственный смысл понятий «антропоцентризм» и «гуманизм», часто рассматриваемых как синонимы и взаимодополнения, что иногда не совсем точно.
<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004

Еще по теме Гуманизм и антропоцентризм как ценностные приоритеты инновационной цивилизации:

  1. Содержание
  2. Гуманизм и антропоцентризм как ценностные приоритеты инновационной цивилизации
  3. в)              гуманизм и его аксиологический анализ
  4. в)              краткие выводы
  5. 5. 1. Античная Греция
  6. Россия: особенности мировоззренческих ориентиров и ценностей
  7. Особенности современной духовной ситуации