<<
>>

ПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ ОТ ИДЕАЛИЗМА И РЕЛИГИИ.

Его можно точно сформулировать как закон алгебры естественного права. Эта алгебра (синоним - алгебра поступков) строится на множестве поступков. Поступками называются любые (индивидуальные или коллективные - неважно) свободные действия, являющиеся либо хорошими, либо плохими.

Нравственно нейтральные действия множеству поступков не принадлежат. На множестве поступков определяется множество унарных и бинарных алгебраических операций, представляющих собой морально-правовые ценностные функции. Областью допустимых значений (ОДЗ) переменных этих функций является двухэлементное множество {х, п}. Оно же является областью изменения значений этих функций. Символы х и п обозначают морально-правовые значения поступков - соответственно «хорошо» и «плохо». Буквы а, в, с,... обозначают морально-правовые формы (поступков). Простые морально-правовые формы - нравственные переменные, а сложные формы - морально-правовые ценностные функции от этих переменных. В данной статье алгебра поступков применяется для прояснения естественно-правового аспекта весьма запутанных взаимоотношений науки и религии. Наука и религия представляют собой естественные права (положительные ценности) человека: религия не противоречит науке, а наука - религии. Однако «наука» и «опытная (эмпирическая наука)» отнюдь не синонимы. Более того, в ценностном отношении они являются противоположностями (см. в данном словаре статью «Наука как цен-

ностная функция»). Непонимание этого - источник многочисленных недоразумений.

Для их устранения рассмотрим следующие унарные операции (морально-правовые ценностные функции) алгебры поступков. На - «наука (научность, научное) а». Ра - «религия (религиозность, религиозное отношение к) а». Ка - «опытное (эмпирическое) знание а». Эа - «эмпирическая (опытная) наука а». Sa - «сайенс (сайентифик) а». Са - «создание (производство) а». Уа - «уничтожение (разрушение) а».

Na - «небытие (отсутствие, смерть) а». Еа - «бытие (существование, жизнь, реальность) а». Ба - «Бог (чего, кого) а». Da - «определение, ограничение (чего) а». Оа - «отделение от (чего) а». Ra - «регулирование (чего) а». 1а - «вмешательство во (что) а». Ца - «стремление (тенденция) к а». Га - «необходимость, неизбежность (чего) а». JIa - «возможность (чего) а». Ja - «одобрение (положительная оценка) а». Юа - «осуждение (отрицательная оценка) а». Жа - «противоположность для а». Та - «толерантность (терпимость) к (чему) а». Wa - «борьба (война) с а (враждебность к а)». La - «свобода, независимость (чего или для чего) а». Fa - «свобода (независимость) от (чего) а». Ya - «прогресс, совершенствование, улучшение, усиление (чего) а». Ua- «регресс, деградация, ухудшение, ослабление (чего) а». Ьа - «контроль (цензура) над (чем, кем) а». Va - «насилие над (чем, кем) а». Га - «господство над (чем, кем) а». Ша - «подавление (чего, кого) а». Ха - «помеха (чему) а». Э]а- «сопротивление (чему) а». За - «запрещение (чего, кого) а». Za - «преследование (чего, кого) а». Аа - «наказание за (что) а». Ва - «воздержание от а». Иа - «изменение, преобразование (чего) а». Яа - «открытие, раскрытие (чего, кого) а». Да - «сокрытие, тайна (чего, кого) а». Ма - «материя, материальное а». Ga - «идея, идеальное а». Фа - «сознание а». Па - «практика (практичность, практическое отношение к) а». С1 а - «созерцание (созерцательность, созерцательное отношение к) а». (Уа - осуществление, реализация (чего) а». М]а- «материализм (чего) а». 1!а- «идеализм (чего) а».

П]а - «первичность (чего) а». В'а - «вторич- ность (чего) а». 8а - «бесконечность а». Ч'а - «конечность а». А]а- «абсолютное (абсолют) а». R!a- «отношение к а». А2а- «атеизм (чего, кого) а». R2a - «относительность, относительное а». В2а - «вера во (что) а». С2а - «сомнение в (чем) а». К1 а - «критика (чего) а». А3а - «анализ (чего) а». М2а - «мышление о (чем) а». 02а - «ощущение (чего) а». М3а - «мир (чего) а». В3а - «вне (чего) а». В4а - «внутри (чего) а».

3]а - «зависимость от (чего) а». 03а - «объективная а». С3а - «субъективная а». 04а - «отрицание (чего) а». 05а - «отражение, "тень", образ, копия (чего) а». В5а - «вещь а». Перечисленные выше функции определяются следующей таблицей.

Часть 1

а

На

Ра

Ка

Эа

Sa

Са

Уа

Na

Еа

Ба

Da

Оа

X

X

X

п

п

п

X

п

п

X

X

п

п

п

п

п

X

X

X

п

X

X

п

п

X

X

Часть 2

а

Ra

Ца

Га

Ла

Ja

Юа

Жа

Та

Wa

La

Fa

X

п

п

X

X

X

X

п

п

X

п

X

п

п

X

X

п

п

п

п

X

X

п

X

п

X

Часть 3

а

Ya

Ua

Ьа

Va

Га

Ша

Ха

Э*а

За

Za

Аа

Ва

X

X

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

п

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Часть 4

а

Иа

Яа

Да

Ма

Ga

Фа

Па

С*а

О'а

М'а

I 'а

П'а

X

п

п

X

п

X

X

п

X

X

п

X

X

п

X

X

п

X

п

п

X

п

п

X

п

п

Часть 5

а

В]а

Ч'а

А'а

R'a

А2а

R2a

В2 а

С2а

К'а

А3а

X

п

X

п

X

X

п

п

X

п

п

п

п

X

п

X

п

п

X

X

п

X

X

X

Часть 6

а

М2а

02а

М3а

В3а

В4а

З'а

03а

С3а

04а

05а

В5а

X

п

п

X

п

X

X

п

X

п

п

X

п

X

X

п

X

п

п

X

п

X

X

п

Чтобы начать оперировать уравнениями алгебры естественного права, нужно определить на множестве поступков некое формально-аксиологическое отношение тождества (эквивалентности). Дефиниция: А) поступки называются формально-аксио- логически равноценными, если и только если их морально-правовые формы являются формально-аксиологически равноценными; Б) морально-правовые формы (поступков) называются формально-аксиологически равноценными, если и только если они принимают одинаковые морально-правовые значения (из множества {х, п}) при любой возможной комбинации морально-правовых значений переменных, входящих в эти формы.

Формально-аксиологическая равноценность айв обозначается в алгебре поступков символом «а=+=в». Используя данные выше определения, можно получить следующие уравнения, моделирующие взгляды, существующие в истории философии.

А2а=+=М1а: атеизм - материализм.

М1а=+=А2а: материализм - атеизм.

М1 а=+=П1 Ма: материализм - первичность материи.

М1а=+=В1Фа: материализм -вторичность сознания.

11а=+=П1Фа: идеализм - первичность сознания.

11а=+=В1Ма: идеализм - вторичность материи.

М1а=+=РМа: материализм - религия материи (религиозное отношение к материи).

М!а=+=РЭа: материализм - религия опытной (эмпирической) науки.

1,а=+=РФа: идеализм - религия сознания (религиозное отношение к сознанию).

М1 а=+=П1 Па: материализм - первичность практики.

Па=+=М01а: практика а - материальное осуществление а.

Па=+=Ма: практика а - материя а.

Па=+=Иа: практика а - изменение (преобразование), трансформация а.

Па=+=ЖС1 а: практика а - противоположность для созерцания а.

С!а=+=ЖПа: созерцание а - противоположность практики а.

M3Ma=+=NEa: мир материи - небытие Бога.

ЕБа=+=М3Фа: бытие Бога - мир сознания.

Ра=+=11а: религия - идеализм.

М!а=+=Эа: материализм - опытная (эмпирическая) наука.

Эа=+=М1а: опытная (эмпирическая) наука - материализм.

Эа=+=ЫБа: опытная (эмпирическая) наука - небытие Бога.

3a=+=NR1Ba: опытная (эмпирическая) наука - небытие отношения к Богу.

Эа=+=А2а: опытная (эмпирическая) наука - атеизм.

А2а=+=ЖРа: атеизм - противоположность религии.

A2a=+=WPa: атеизм - борьба (война) с религией.

А2а=+=04Ра: атеизм - отрицание религии.

А2а=+=04ЕБа: атеизм - отрицание бытия Бога.

A2a=+=B2NBa: атеизм - вера в небытие Бога.

A2a=+=PB2NBa: атеизм - религиозная вера в небытие Бога.

ЫБа=+=БА2а: небытие Бога - Бог атеизма.

БА2а=+=Эа: Бог атеизма - опытная (эмпирическая) наука.

A2a=+=PNBa: атеизм - религия небытия Бога.

Pa=+=R1Ba: религия - отношение к Богу.

Ра=+=ЖА2а: религия - противоположность атеизму.

Ра=+=ЖЭа: религия - противоположность опытной (эмпирической) науке.

Ра=+=Да=+=Э1Яа: религия а - сокрытие, тайна а, сопротивление раскрытию а.

Эа=+=ЯДа: опытная (эмпирическая) наука а - открытие, раскрытие тайны а.

Эа=+=ЖРа: опытная (эмпирическая) наука - противоположность религии.

Эа=+=Ж11а: опытная (эмпирическая) наука - противоположность идеализма.

3a=+=WPa: опытная (эмпирическая) наука - борьба (война) с религией.

Pa=+=W3a: религия - борьба (война) с опытной (эмпирической) наукой

Ра=+=ГОЭа: религия а - необходимость отделения от опытной науки а.

Эа=+=ГОРа: опытная наука а - необходимость отделения от религии а.

Данный список уравнений алгебры поступков является открытым: его всегда можно дополнить. Приведенная ниже таблица представляет собой определение ценностно- функционального смысла следующих бинарных операций алгебры естественного права. (Нижний индекс означает, что операция является бинарной.) К!ав - объединение поступков а и в в поведение. К2ав - исправление поступка а поступком в, т. е. поведение, представляющее собой замену (замещение) действия а действием в. К3ав - разделение поступков а и в, т. е. отделение поступка а от в или отделение поступка в от а. А^в - исключающий выбор и совершение наилучшего из поступков айв. А2ав - неисклю- чающий выбор и совершение наилучшего из поступков айв. А3ав - отказ от исключающего выбора и совершения наилучшего из поступков айв. А4ав - отказ от неисклю- чающего выбора и совершения наилучшего из поступков айв.

а

в

KjaB

К2ав

К3ав

AjaB

А2ав

А3ав

А4ав

X

X

X

п

п

п

X

X

п

X

п

п

п

X

X

X

п

п

п

X

п

X

X

X

X

п

п

п

п

п

п

X

п

п

X

X

Законом (алгебры) естественного права является тождественно хорошая морально- правовая форма (поступков). Морально-пра- вовая форма называется по определению тождественно хорошей, если и только если она принимает значение «хорошо» при любой возможной комбинации морально-правовых значений переменных, входящих в эту форму. Тождественно хорошая морально- правовая форма не зависит от изменения морально-правовых значений переменных при переходе от культуры к культуре. Морально-правовое значение (положительное) закона алгебры естественного права неизменно, абсолютно (в рамках сферы обоснованности системы абстракций и идеализаций, положенных в ее основу). Используя данные выше дефиниции, нетрудно установить, что морально-правовые формы К3РаЭа, K3SaPa, К3КаРа являются законами алгебры естественного права, а морально-правовые формы К]РаЭа, KjSaPa, KjKaPa- нарушения законов этой алгебры. (Нарушениями законов алгебры поступков являются тождественно плохие морально-правовые формы.) В переводе на естественный язык К3РаЭа и К3ЭаРа означают «отделение религии от опытной науки и опытной науки от религии». Итак, оказывается, что в основе традиций и позитивно-правовых норм, так или иначе разделяющих эмпирическую науку и религию в современном обществе, лежит закон алгебры естественного права. Разделение идеализма и материализма (К^аМ^а) - принцип построения и развития философии - тоже оказывается законом этой алгебры.

В. О. Лобовиков

<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме ПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ ОТ ИДЕАЛИЗМА И РЕЛИГИИ.:

  1.   ЗАДАЧИ ПОЗИТИВИЗМА И ИХ РЕШЕНИЕ 1868  
  2.   УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, БОРЕЦ
  3. ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
  4. И.З. Шишков ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  5. Античная философия
  6. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  7. о поэзии СОЧИНЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ. ПЕРЕВЕЛ, ИЗЛОЖИЛ II ОБЪЯСНИЛ Б. ОРДЫНСКИЙ. МОСКВА. 1854
  8. НАУКА И РЕЛИГИЯ: ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ФУНКЦИЙ.
  9. ПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ ОТ ИДЕАЛИЗМА И РЕЛИГИИ.
  10. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  11. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  12. ГЛАВА II. ПРАВО.